Автор Тема: Мотив как элемент музыкальной структуры  (Прочитано 3426 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #15 : Июня 28, 2011, 15:48:01 »
Всё понятно - термины "мотив", "секвенция", "фигура" большинством употребяются равноправно и взаимозаменяемо. И всяческие попытки механической классификации этих явлений изначально являются несостоятельными.
Нет, это чересчур :). Звено секвенции может быть мотивом, конечно, но это абсолютно разные понятия, и понятия, неплохо определённые в литературе. А что такое "фигура", я не знаю.

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #16 : Июня 28, 2011, 16:50:03 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2012, 10:28:49 от sterile_space »

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #17 : Июня 28, 2011, 17:15:01 »
Нмичего не буду говорить, а то в ереси обвинят

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #18 : Июня 28, 2011, 17:17:03 »
sterile_space, мотив не обязан быть звеном секвенции, т.к. мелодия не обязана иметь именно этот способ развития (секвенционный). Фраза не обязана делиться на мотивы, но может. Таким образом, все эти три понятия есть, они полезны для осмысления мелодии и обозначают разные вещи.

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #19 : Июня 28, 2011, 17:19:50 »
Сенквенция является украшением, заполнением тактов и времени. А мотив это личность

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #20 : Июня 28, 2011, 17:22:50 »
Мои вопросы, заданные в самом первом посте, в силе.
Кроме одного, на который уже ответил Krage :).

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #21 : Июня 28, 2011, 17:28:35 »
MrLf, Судя по второму вопросу имеется ввиду наклонение. В звукоряде есть три главных звуа, три второстепенных и один побочный. Все тяготения идут вниз. Ре к До и так далее кроме си. В до мажоре. Переведи сам в ступени. Там 7 разных строений

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #22 : Июня 28, 2011, 17:40:53 »
MrLf, Судя по второму вопросу имеется ввиду наклонение. В звукоряде есть три главных звуа, три второстепенных и один побочный. Все тяготения идут вниз.
Имхо, при таком обращении ладовые тяготения не при чём вообще. Такое обращение делается формально, для каждого интервала, который образуется при мелодическом ходе. Просто надо выбрать "ось" этого обращения, которая останется на месте. Интересен вопрос, как эту "ось" выбирать, по каким принципам. Может, вечером доберусь до учебника полифонии, попробую освежить свои воспоминания :).

... и добавил:

Хотя, вот, всё нашёл: Обращение темы.
« Последнее редактирование: Июня 28, 2011, 17:59:19 от MrLf »

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #23 : Июня 28, 2011, 18:18:36 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2012, 10:30:15 от sterile_space »

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #24 : Июня 28, 2011, 19:32:28 »
Имхо, при таком обращении ладовые тяготения не при чём вообще. формально, для каждого интервала, который образуется при мелодическом ходе. Просто надо выбрать "ось" этого обращения, которая останется на месте. Интересен вопрос, как эту "ось" выбирать, по каким принципам. Может, вечером доберусь до учебника полифонии, попробую освежить свои воспоминания :).

... и добавил:

Хотя, вот, всё нашёл: Обращение темы.
Ознакомся с моей таблицей ладов. В теме про соло на 6 странице

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #25 : Июня 28, 2011, 19:37:21 »
...мотив - важный, существенный, играющий большую роль отрезок мелодии, центральная фраза в мелодии.
Мотив — это не фраза, а составная часть фразы. (На бытовом уровне мотивом называют вообще саму мелодию, но сейчас не об этом.) И мотив — никак не "центральная" часть мелодии, разумеется (кирпич — не центральная часть здания, если об этом кирпиче известно только то, что он кирпич). Имхо.

А насчёт практического интереса — по-моему, всё это очень даже интересно и полезно. Если интересна наука о гармонии (аккорды, сопровождение), то уж строение мелодии-то тем более интересно.

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #26 : Июня 28, 2011, 21:17:24 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2012, 10:52:56 от sterile_space »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #27 : Июня 28, 2011, 22:23:15 »
sterile_space, давайте начнём с периода и предложений, если хотите разобраться. Вот цитата из бригадного учебника:
Цитировать
Простейшим образцом законченного музыкального построения, излагающего (экспонирующего) лишь одну тему, одну музыкальную мысль, является период. Обычно он состоит из двух равнодлительных (четырехтактовых) построений, называемых предложениями. Эти предложения отграничиваются цезурой и заключаются двумя различными, функционально связанными, каденциями.

Восьмитактовый с равнодлительными предложениями период, называемый обычно квадратным, получил очень большое распространение в жанре танца, скерцо, марша, хороводной песни, для которых существенна большая опора на метрику. Этот вид периода будет преобладающим в наших практических заданиях.

К простым видам периода можно отнести и период единого строения, на предложения не расчленяющийся (см. Л. Бетховен. Allegretto из сонаты № 6; главная тема второй части V симфонии), и период с равнодлительными, но не квадратными предложениями (см. двенадцатитактовый из двух предложений период в ансамбле «Не розан сверкает» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки).
Ещё из бригадного:
Цитировать
Временная организация мелодии находит свое отражение в образовании законченных по ладовому и ритмическому восприятию построений. Простейшим образцом законченного музыкального построения мелодии является период. Неотъемлемое свойство всякого законченного периода — членораздельность, то есть возможность расчленения на составляющие его части (так называемые предложения, фразы, мотивы).

Мелодия развертывается большей частью волнообразно, в чередовании восходящего движения (подъем) и нисходящего (спад), поступенности и скачков. В своем развитии мелодия обычно достигает наивысшего звука, который представляет ее звуковысотную вершину, мелодическую кульминацию. Яркость такой кульминации во многом зависит от ее ладовых свойств, метрического положения, длительности и мелодического окружения.

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #28 : Июня 28, 2011, 22:43:09 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2012, 10:53:03 от sterile_space »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Мотив как элемент музыкальной структуры
« Ответ #29 : Июня 28, 2011, 23:06:46 »
А вообще, статьи википедии по всем заявленным терминам (Фраза, Мотив, Напев, Фигура, Секвенция, Мелодия) у меня не вызывают "хаоса". Ну чего там такого страшного? Понятно, что это не математика, и определения у разных авторов немного отличаются. Ну и что?

Лично я воспринимаю примерно как синонимы "мелодию" и "напев", а также "мотив" и "фигуру" (впрочем, последняя статья позабавила, "фигура" там похожа на рифф, и я не воспринимаю "фигуру" как хороший термин). Ну, а в целом примерно так: мелодия членится на периоды, далее на предложения, далее на фразы, далее на мотивы. И, опять-таки, это не математика, так что много оговорок: бывают "цельные" фразы, не распадающиеся на мотивы, "цельные" периоды, не распадающиеся на предложения, ну и наверное, пьесы вообще непрерывного развития, без явного членения даже на периоды. Думаю, для поп- и рок-музыки понятие периода соответствует дурацкому слову "квадрат". Кстати, поп- и рок-музыка с её квадратами, в целом, видимо, проще и прямолинейнее академической, меньше всяких хитрых вывертов, так что там все эти термины членения мелодии должны быть даже актуальнее.

Термин "секвенция" стоит отдельно, т.к. это вообще не построение, а всего лишь приём мелодического развития.

Ну вот, своими словами как-то так...

... и добавил:

А вот ещё интересный перл: Рифф (музыка). Там не всё логично, имхо. Я воспринимаю рифф как "остинатный лейтмотив", скорее. Т.е. вещь, не имеющую прямого отношения к собственно построениям, вроде. И заявление "представляет собой короткую мелодическую фразу" как-то подозрительно звучит, т.к. риффы часто представляют вполне "гармонические" фразы, а вовсе не одноголосные, по-моему...
« Последнее редактирование: Июня 28, 2011, 23:19:30 от MrLf »