Автор Тема: Можно ли играть гаммы из GTP  (Прочитано 14754 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nihron Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 113
Можно ли играть гаммы из GTP
« : Мая 10, 2010, 03:18:52 »
Дарова всем) у меня такой вопрос в ГТП как вы знаете есть гаммы можно ли их использовать как упражнение и обыгрвать вместо того что бы искать их по всему инету? Я не нашол не одного нормально упражнеие не отдной гаммый . Что посоветуите наити гаммы или играть в гтп мона ?

Оффлайн Lupus_Nocturnus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3509
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #1 : Мая 10, 2010, 03:23:36 »
Ппц... :7: Нет! Нельзя ни в коем случае! :pozor: Гаммы можно играть только в том случае, если они напечатаны в лицензионных гитарных школах! :bible:

Оффлайн muSt

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1745
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #2 : Мая 10, 2010, 04:00:13 »
Пользы больше будет, если найдешь, например, "Аппликатурное мышление гитариста.pdf" (автор С.Попов).

Оффлайн David Jones

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1933
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #3 : Мая 10, 2010, 10:23:16 »
На самом деле, в гтп можно смотреть, как строятся гаммы. Остальное лучше самому прорабатывать, не играть по табам/грифу в гтп.
Только там мути много типа всяких "испанская гамма", "цыганская гамма", "еврейская гамма".
Основные выучи. =)

Оффлайн Lupus_Nocturnus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3509
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #4 : Мая 10, 2010, 10:57:24 »
Цитировать
Основные выучи. =)

Стоит добавить, что "основы" - это мажор/минор + гармонические ступени и пентатоника + блюзовая ступень.

Оффлайн 03061993

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1143
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #5 : Мая 10, 2010, 12:37:01 »
Конечно ж нет

Оффлайн stratmalm

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 81
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #6 : Мая 10, 2010, 14:54:34 »
ещё очень хорошо выучить натуральные , гармонические лады ,позволяют играть в разных тональностях
очень доступно описано на сайте гитариста чернова www.vtchernoff.ru
Вот один из его уроков:
Позиции" натуральных ладов
В данном уроке мы коснемся чрезвычайно важной, на мой взгляд, темы - так называемых "позиций" (или "боксов"). Выясним, что это такое, какие они бывают и зачем они вообще нужны. Здесь мы коснемся семиступенных ладов, а в следующем уроке - пентатоник.

Для того чтобы мое изложение было более доступным для широких слоев, вначале урока расскажу о некоторых теоретических азах. Однако сразу хочу сказать: не допускайте, чтобы Ваши знания о тональностях, ступенях, ладах и пр. ограничивались информацией, представленной в этом или других уроках. Задача урока - всего лишь рассказать о позициях. Так что если вам покажется объяснение теории непонятным - необходимо обращаться к литературным источникам. Там гораздо понятней, точней и больше написано, а в рамках урока нет смысла всего этого описывать.

Слушая какую-либо музыку, мы, не имея даже серьезной музыкальной подготовки, чувствуем, что звуки (в мелодии, гармонии и пр.) находятся в определенном соотношении друг с другом. Часть из них являются как-бы опорными, - т.н. устойчивые звуки - поскольку их звучание характеризуется некоторым покоем, производит ощущение устойчивости. Из опорных звуков всегда особо выделяется один - главная опора (мелодии), он называется тоникой. Все другие звуки - т.н. неустойчивые звуки - имеют свойство тяготеть к устойчивым. Таким образом, в любой музыке взаимоотношения звуков по высоте подчиняются определенной системе. И такая система - система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками - и называется ладом.

В том случае, если лад состоит из 7-ми различных звуков, то он называется семиступенным - иначе, говоря бытовым языком - диатоникой, а если из 5-ти, то - пентатоническим (пентатоника). Наиболее широкое распространение получили следующие диатонические лады: минорный и мажорный.

Необходимо понять, что любой лад может быть построен от любой ступени музыкального звукоряда (о понятии звукоряда и других элементарных понятиях и обозначениях см. в статье Ноты и гриф.), при условии сохранения структуры лада. Проще говоря, тот или иной лад можно построить от абсолютно любой конкретной ноты - главное, сохранять соотношения между получающимися нотами. Так вот, высота, на которой расположен лад называется тональностью. Название тональности состоит из тоники (от который лад и построен) и вида лада. К примеру, Ми-минор - это минорный лад, построеннный от ноты Ми.

Гаммой называется расположение всех звуков лада в порядке высоты (от тоники до следующей тоники - через октаву). Если по-простому, то гамма - это когда мы распологаем звуки тональности в порядке высоты - начиная от самой низкой (тоники) и до следующей тоники.

А эти самые звуки, которые образуют гамму, называются ступенями. Они обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, V, VI, VII). Устойчивыми из них являются I, III и V ступени.

Мажорный лад строится таким образом, что его устойчивые звуки образуют мажорное трезвучие (а неустойчивые, соответственно, располагаются среди устойчивых). Посмотрим на примере конкретной тональности Соль-мажор. Она состоит, как мы уже знаем, из семи ступеней, а имеено: G-A-B-C-D-E-F#-G. Как было сказано, первая, третья и пятая ступени являются устойчивыми, а значит, в соль-мажоре это будут G, B, D. А это и составляет мажорное трезвучие - это аккорд соль-мажор.

А вот к примеру, в основе До-мажорной гаммы лежит аккорд до-мажор (первая, третья и пятая ступень - До, Ми, Соль).

Для того чтобы узнать, а какими же будут остальные ступени мажорной гаммы, необходимо знать структуру мажорного лада, то есть интервальное соотношение между соседними ступенями. А оно таково (считаем интервалы начиная от тоники, затем от второй ступени и т.д.): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Говоря академическим языком: большая секунда - большая секунда - малая секунда - большая секунда - большая секунда - большая секунда - малая секунда. Можете проверить по структуре вышеупомянутого соль-мажора - G-A-B-C-D-E-F#-G. Между ступенями должны быть именно такие интервалы.

Примечание. Удобно запоминать структуру любого лада с помощью формулы - за эталон принят мажорный лад (то есть его ступени нумеруются просто: I,II,III,IV,V,VI,VII или арабскими 1-2-3-4-5-6-7), а нумерация других ладов отталкивается от него. Например, ниже написано, что у минорного лада структура тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон, то есть фактически тот же мажор, но с пониженными III-ей, VI-й и VII-й ступенями, значит его формула: I,II,bIII,IV,V,bVI,bVII (арабскими: 1-2-b3-4-5-b6-b7).

Таким образом, зная структуру мажорного лада, вы легко можете построить любую мажорную гамму, выбрав за тонику каку-либо ноту, и получить оставшиеся шесть путем построения интевалов от каждой ступени до следующей.

Вскользь упомяну, что существует три вида мажорного лада. Вышеописанная структура относится к т.н. натуральному мажорному ладу. Если мы возьмем и понизим в натуральном мажоре на полутон 6-ю ступень, то мажор с такой структурой (тон-тон-полутон-тон-полутон-1,5 тона-полутон) будет называться не натуральным, а гармоническим. Еще есть и мелодический мажор - в нем, помимо 6-й, понижена еще и 7-я ступень.

В минорном ладу устойчивые звуки образуют минорное тревучие. К примеру, в Ми-миноре на 1, 3 и 5 ступени находятся ноты E, G, B. Структура минора такова: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Попробуйте построить от ми. У вас должно получиться: E-F#-G-A-B-C-D-E. Минор, как и мажор, бывает натуральным (только что построили), гармоническим (в нем повышена 7-я ступень относительно натурального минора) и мелодическим (повышены и 7-я и 6-я ступени).

А теперь обратите внимание на ноты, которые сотавляют Соль-мажор и Ми-минор . Они одни и те же! Однако в одном случае они образуют мажорную тональность (если строить от соль), а в другом - минорную (если строить от ми). Если такое происходит, то такие тональности называются параллельными. Или по-другому: это тональности, у которых одинаковое количество диезов и бемолей при ключе. Думаю, смысл понятен.

Приступим к позициям. Под позицией будем понимать некую аппликатурную форму (для семиступенного лада - обычно по три ноты на струне), которая отражает последовательность нот в гамме. Как вы понимаете, если в гамме семь нот, то если построить от каждой ноты позицию, всего их будет семь.

Если взять тональность Соль-мажор, то гамма будет состоять из следующих нот: G-A-B-C-D-E-F#. Вот как выглядят семь позиций Соль-мажора
258209-0





Сразу хочу обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, по нумерации - поскольку за эталон нумерации ступеней в ладах принят мажорный лад, то удобно ПЕРВОЙ позицией назвать ту, у которой за первым пальцем стоит тоника мажорного лада (в нашем случае, первая позиция - 3-5-7 и т.д. нарисована во втором такте). Соответственно, предыдущая позиция - седьмая (2-3-5 и т.д. - нарисована в первом такте), следующая после первой - вторая (третий такт) и так далее.

Во-вторых, на рисунке представлены позиции, сыгранные в секстольной ритмике, однако не стоит на этом зацикливаться - учитесь играть в разных ритмиках. В данном уроке нет задачи предоставить вам все возможные ритмические варианты того, как их можно сыграть - я даю только саму аппликатурную сетку.

Во-третьих, восьмой такт здесь дан как пример того, что эти позиции можно строить и дальше - ведь 8-й такт это седьмая позиция, сыгранная на октаву выше. Точно также можно построить и далее - это зависит от количества доступных для игры ладов на вашей гитаре.

Вышеобозначенные семь позиций нужны (прежде всего) для того, чтобы научиться свободно ориентироваться по грифу в любой заданной тональности (построенной на основе любого натурального лада).

Натуральные лады (Natural Modes) - семейство из семи ладов (ионийский - мажор, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский - минор, локрийский), полученных следующим образом. Представьте себе, что мы построили гамму соль-мажор:

258211-1





В ее составе семь нот, идующих в следующем порядке: G-A-B-C-D-E-F#-G (октава). Если мы сыграем эти же ноты в том же порядке, но начнем со второй ступени соль-мажора (то есть с ноты Ля - A), то вот что мы получим:


258212-2




Фактически, если воспринимать ноту Ля, с который мы начали и с которой закончили этот звукоряд в качестве ТОНИКИ, то получается, мы сыграли от Ля не мажорный, а какой-то другой лад. Если составить его формулу, то получим:1-2-b3-4-5-6-b7. Этот лад - дорийский.

Точно так же мы можем продолжить, и от третьей ступени мажорного лада построить гамму из того же звукового состава, что и соль мажор, воспринимая эту третью ступень (ноту Си) в качестве тоники. Получим новый лад. И точно таким же образом, построив от каждой из семи ступеней соль-мажора, мы в итоге всего получим семь ладов. Именно эта группа из семи ладов и называется "натуральные лады". Настоятельно рекоменую Вам не читать дальше прежде, чем вы не построите их все по вышеописанной технологии и не напишите полученный результат на бумажке.

А теперь посмотрите на представленные выше семь позиций и сравните с тем, что построили Вы. Должно получиться абсолютно то же самое, просто я построил их на всех шести струнах (сделайте то же самое самостоятельно!).

А теперь начинается самое интересное.

С одной стороны, играя эти семь позиций, можно рассматривать их как семь ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ тональностей. В нашем случае это: Соль-мажор (или Соль-ионийский), Ля-дорийский, Си-фригийский, До-лидийский, Ре-миксолидийский, Ми-минор (или Ми-эолийский), Фа#-локрийский. Ведь фактически, у нас одни и те же ноты по составу, значит эти тональности являются параллельными по определению! И в этом случае однозначно определить тональность можно исходя из конкретной фразы, контекста, гармонии и пр.

С другой стороны, каждая из семи позиций является ТОНИЧЕСКОЙ для такого-то лада (по принципу - где первый палец, там и тоника). Чтобы это ощутить, попробуйте последовательно поиграть каждую из позиций, но теперь уже от одной и той же ноты (например, Соль):


258213-3




И так далее. Обратите внимание еще раз, что позиция - это не игра от такого-то лада, это аппликатурная сетка, которую можно двигать по грифу горизонтально! Теперь Вы уже не играете параллельные тональности - состав нот все время разный (в Соль-мажоре это G-A-B-C-D-E-F#, в Соль-дорийском G-A-Bb-C-D-E-F и т.д.), так острее чувствуется разница в структуре и звучании ладов.

Попробуем систематизировать полученные к этому моменту знания в таблице.



Название лада  Формула лада Тоническая позиция 
Ионийский (мажор)  1-2-3-4-5-6-7 первая
Дорийский 1-2-b3-4-5-6-b7 вторая
Фригийский 1-b2-b3-4-5-b6-b7 третья
Лидийский 1-2-3-#4-5-6-7 четвертая
Миксолидийский 1-2-3-4-5-6-b7 пятая
Эолийский (минор)  1-2-b3-4-5-b6-b7 шестая
Локрийский 1-b2-b3-4-b5-b6-b7 седьмая


Интересно, что эти семь ладов имеют свой неповторимый (что логично) и узнаваемый (с опытом) характер звучания и их можно ранжировать по степени "светлости" - самым светлым и мажорным окажется лидийский, а самым темным, мрачным и минорным - локрийский. Использование (осознанное или неосознанное) определенных ладов для придания определенного характера звучания музыке - один из самых эффективных путей для этого. Но далеко не единственный.

О самих ладах можно ОЧЕНЬ много и интересно рассказывать и показывать, но статья не об этом, поэтому вернемся к позициям. Какие практические задачи они могут позволить решить?

Cуть - Вы можете увидеть любую сетку из 84 тональностей натуральных ладов (12*7=84) и играть не наугад, а осознанно. Гриф для Вас предстанет в виде дорожной карты или сетки, на которой видно, какие ноты входят в тональность, а какие нет. А уж это позволяет эффективно решать множество разных задач. Вот лишь одиз из вариантов:

Вам требуется придумать или сымпровизировать нехитрое соло на рифф, которое бы было в тональности этого риффа. Можно сделать просто - если можете выяснить состав нот требуемой тональности и отлично ориентируетесь во всех нотах на грифе, можно просто играть эти ноты. Но знание позиций позволит Вам делать это эффективней - быстрей и масштабней (по всему грифу). Например, рифф написан в Ми-дорийском (Little Jack Horny Беттенкурта). Можно тупо играть несколько пентатонических нот на этот рифф, а можно представить мысленно эти позиции и свободно играть в Ми-дорийском более интересные фразы. Шаг 1: вспомнить, какая позиция является тонической для дорийского (вторая). Шаг 2: построить (мысленно или сыграть) эту позицию от заданной тоники (Ми). Шаг 3: если вы хорошо знаете позиции, то вы увидите весь расклад по всему грифу и свободно будете по ним играть.

А вот теперь - самое интересное.

К этому моменту Вы узнали, что какие-то 7 позиций фактически позволяют играть в 84 тональностях. Возможно вы удивитесь, узнав, что запоминание даже всего лишь семи позиций является избыточной информацией.

Взгляните на любую позицию. Например, на первую. Она является второй, если мы считаем от шестой струны. А если будем играть от пятой струны, то играть уже фактически будем четвертую позицию. Если считать от четвертой, то играется седьмая и так далее. От каждой из шести струн гитары в рамках одной позиции можно получить в свою очередь часть другой позиции и всего таких позиций будет шесть.

Первый вывод - смена позиций от струны к струне идет через ТРИ (первая-четвертая-седьмая-третья-и т.д.). Причем именно потому, что мы играем по ТРИ ноты на струне (каждый из трех пальцев на струне как бы начинает свою позицию, а через три пальца - идет переход на новую позицию и соответственно новую струну).

Второй вывод - на семиструнной гитаре можно получить в рамках одной позиции начало всех семи позиций.

Третий вывод самый важный - получается, нет необходимости запоминать все семь позиций так, как они даны в начале урока. Преставьте, что у вас на гитаре бесконечное число струн. То есть все позиции можно строить вертикально бесконечно. Так вот, у Вас все время будет повторяться цепочка из семи разных начал таких-то позиций - каждые семь струн. Вот как выглядит одна такая конечная аппликатурная цепочка из семи звеньев:
258215-4






То есть достаточно запомнить, что после такой-то аппликатуры идет такая-то (по вертикали вверх - миксолидийский, мажор, лидийский, локрийский, фригийский, минор, дорийский, затем все повторяется), то есть запомнить последовательность звеньев этой цепочки. Посмотрите на табулатуру с позициями в начале урока. ВСЕ они являются частями вот этой цепочки аппликатурных звеньев, просто отсчет начинается с разного звена (пятая позиция начинается с самой нижней строчки, первая позиция - со второй строчки и т.д.).

В том случае, если у Вас семейство ладов не является натуральным, Вы можете поступить точно так же. К примеру, возьмем гармонические лады. Используя данные из урока, Вы можете догадаться, что, таких гармонических ладов (от обычного гармонического минора) будет СЕМЬ параллельных, у них так же будет свои позиции, своя тоническая позиция, своя формула (возможно даже уже имеющееся более-менее распространенное название) и пр. И если вы построите для гармонических ладов цепочку - считайте Вы их знаете!

258216-5





Считая с предпоследней сверху строчки, получим начало тонической позиции для гармонического Ми-минора и т.д. Один из моих любимых ладов начинается в этой цепочке с четвертой строчки снизу. Я не знаю, как он точно называется (видел варианты: Jewish - еврейский, Spanish - испанский, Phrygian Dominant - фригийский доминантовый). Вот примеры его звучания: группа Tool - песня "Forty Six & 2" с альбома "Aenima", группа Затмение - песня "Дорога в рай" с альбома "Затмение" (куплетный рифф), Steve Vai - песня "Fire Garden Suite" (начало соло + риффовая тема во второй половине песни...) и т.д. Остальные четыре лады из этой группы "гармонических", вероятно, не имеют своего устоявшегося названия а может и имеют, это не суть. Главное ведь - ФОРМУЛА лада, а не как его обозвать.

Точно так же можно поступать с абсолютно любыми ладами, в том числе и с пятиступенными (пентатоники), о чем и пойдет речь в следующем уроке.



Оффлайн David Jones

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1933
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #7 : Мая 10, 2010, 15:07:56 »
Стоит добавить, что "основы" - это мажор/минор + гармонические ступени и пентатоника + блюзовая ступень.

И лады.

Оффлайн 03061993

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1143
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #8 : Мая 10, 2010, 17:09:20 »
stratmalm,  давай следущий урок :)

Оффлайн David Jones

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1933
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #9 : Мая 10, 2010, 19:45:29 »
че вы новичку мозги засираете-то ступенями да ладами?
Nihron, не слушай местных академиков, мастеров копипаста

1.Найди До на 6 струне
2. построй от него мажорную гамму через все 6 струн чтобы 3 ноты на струне, она должна заканчиваться на Фа (13лад, 1струна)
3. нарисуй полученную аппликатуру, выучи как отче наш, запомни
4. пиляй ее медленно от каждой ноты на 6 стуне и докуда можешь дотянуться

как освоишься - дай знать, можно будет итди дальше

ЗЫ Если б мне, когда я только начинал играть, вывалили эти премудрость со ступенями, ладами и прочим - я б скорее всего забил бы на гитару вообще.. мож только тринди-бринди на блатных..


Так вопрос же был "можно ли играть гаммы из GTP". ))

Оффлайн David Jones

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1933
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #10 : Мая 10, 2010, 19:55:22 »
 ;D

Оффлайн till_z

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 110
  • Мейн Кун!!!
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #11 : Мая 10, 2010, 20:04:26 »
Пользы больше будет, если найдешь, например, "Аппликатурное мышление гитариста.pdf" (автор С.Попов).
Единственная путевая заметка!  :) Правда прежде чем браться за эту книгу, желательно посмотреть что-то из теории музыки. И тогда вообще улет! там можно столько почерпнуть...  :)

Оффлайн Че Бурашка

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1470
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #12 : Мая 10, 2010, 20:12:44 »
1.Найди До на 6 струне
2. построй от него мажорную гамму через все 6 струн чтобы 3 ноты на струне, она должна заканчиваться на Фа (13лад, 1струна)
3. нарисуй полученную аппликатуру, выучи как отче наш, запомни
4. пиляй ее медленно от каждой ноты на 6 стуне и докуда можешь дотянуться

как освоишься - дай знать, можно будет итди дальше
Расскажи что дальше.

Оффлайн stratmalm

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 81
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #13 : Мая 10, 2010, 22:24:33 »
вот ещё одна статья от Чернова может пригодится :
Ноты и гриф
Многие молодые гитаристы вследствие, в том числе, отсутствия цельного музыкального образования испытывают различного рода трудности с теорией музыки, а также проблемы с ориентацией на грифе гитары. И если вы считаете, что знания теории и гармонии вам не нужны и ни при каких обстоятельствах не пригодятся - это ваше личное мнение (я бы даже сказал - личное заблуждение). Но что вам точно нужно - так это уметь ориентироваться на грифе, то есть знать какие где ноты расположены на грифе гитары.

В этом вопросе существует два подхода - первый заключается в простом выучивании и зазубривании наизусть всех нот на грифе. Второй же заключается в усвоении понимания того, какой ноте должен соответствовать данный лад на определенной струне. Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки. Мне бы хотелось предложить вам свою личную методику (использующую оба подхода), благодаря которой я научился свободно ориентироваться на грифе.

Чтобы говорить на одном языке, для тех, кто не знает таких понятий как октава, основные и производные ступени октавы, альтерация и пр. предлагаю сделать несколько вводных предложений, касающихся элементарных теоретических основ музыки.

Понятие октавы берет свое начало от понятия звукоряда в современной музыкальной системе (который насчитывает 88 различных звуков - ступеней звукоряда). Во всем звукоряде есть так называемые основные ступени - До (C), Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B). И каждый восьмой звук, если считать вниз по этим основным ступеням, образуется от удвоения частоты первого звука. А расстояние (или интервал - то есть различия звуков по высоте) между такими звуками и называется октавой.

Таким образом, весь звукоряд делится на октавы. В общепринятой музыкальной системе каждая октава делится на 12 равных частей, которые называются полутонами (это т.н. темперированный строй, отличающийся от натурального строя равностью частей октав). Что такое 1 полутон на гитаре - это интервал от одного лада до ближайшего другого на этой же струне. Соответственно, интервал в два лада - это 2 полутона или 1 тон. Учитывая, что октава состоит из двенадцати ступеней (с интервалом 1 полутон от одной до другой), то на гитаре 12 ладов составляют октаву.

Из этих двенадцати частей октавы выдедяют 7 основных ступеней (До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, или C-D-E-F-G-A-B) и 5 производных ступеней. Названия производных ступеней строятся от названий основных ступеней путем добавления суффиксов "-диез" (повышение на полтона) и "-бемоль" (понижение на полтона). Таким образом, если нота До повышается на полтона, то полученная нота называется До-диез или Ре-бемоль (cуществует также понижение и повышение на два полутона - дубль-бемоль и дубль-диез соответственно). Описанное повышение и понижение основных ступеней называется альтерацией. В нотном письме "-диез" оозначается как "#", а "-бемоль" - как "b".

Для простоты понимания, возмите на гитаре открытую 6-й струну (нулевой лад), а затем 12-й лад. Полученный интервал называется октавой. Обычно 6-я струна настроена на ноту Ми, это значит, что и на нулевом, и на 12-м ладу получается нота Ми. далее по ладам: 1-й - Фа (в определенных случаях называется Ми-диез), 2-й - Фа-диез (или Соль-бемоль), 3-й - Соль, 4-й - Соль-диез (Ля-бемоль), 5-й - Ля, шестой - Ля-диез (Си-бемоль), 7-й - Си (До-бемоль), 8-й - До (Си-диез), 9-й - До-диез (Ре-бемоль), 10-й - Ре, 11-й - Ре-диез (Ми-бемоль), 12-й - Ми.

Можно сделать вывод, что между всеми соседними семи основными ступенями интервал составляет 1 тон, за исключением Ми и Фа, а также Си и До (здесь - 1 полутон).

Итак, гитара имеет шесть струн (нумерация начинается с нижней - самой тонкой струны), и каждой из них, как Вы понимаете, должна соответствовать определенная нота. Смотрим (это первое, что нужно запомнить для ориентации в нотах на гитаре!):

1-я струна - Ми (вторая октава);
2-я струна - Си (первая октава);
3-я струна - Соль (первая октава);
4-я струна - Ре (первая октава);
5-я струна - Ля (малая октава);
6-я струна - Ми (малая октава).

Какой из этого можно сделать вывод? Гитара имеет квартовый строй, поскольку между струнами интервал - кварта (к примеру, от Ми до Ля - пять полутонов, а это и есть кварта, точнее, чистая кварта). Исключение составляет интервал между третьей и второй струной - здесь имеем интервал в четыре полутона, а это - большая терция.

Далее, имея полученные знания об интервалах между нотами и нотами на открытых струнах, можно высчитать любую ноту на любой струне. Например, второй лад третьей струны - это нота Ля, поскольку открытая (нулевой лад) струна - это Соль, а через тон (два лада) от Соль стоит Ля. Однако подобная методика "высчитывания" от открытых струн (или 12-го лада) чрезвычайно трудоемка и ее использование неупотребимо в реальной игре. Поэтому предлагаю перейти к изложению моего метода.

После запоминания нот на открытых струнах, необходимо выучить 7 основных нот на 6-й струне:

открытая струна - Ми;
1-й лад - Фа;
3-й лад - Соль;
5-й лад - Ля;
7-й лад - Си;
8-й лад - До;
10-й лад - Ре.

Выучив это, Вы тем самым:
- мгновенно сможете определить промежуточные лады (диезы и бемоли) на 6-й струне - то есть Вы знаете уже значение первых двенадцати ладов на этой струне;
- автоматически определите ноты на 6-й струне от 12-го до 24-го лада (они такие же как и от 0-го до 12-го лада, но выше на октаву);
- абсолютно автоматически запоминаюстя ноты на 1-й струне (поскольку она тоже строится в Ми, как и 6-я).


Дальше - нота Ми в определенном смысле основная на гитаре, поскольку именно она самая низкая (открытая 6-я струна) и от нее все строится. Поэтому желательно знать все ноты Ми на грифе. А необходимо знать, по крайней мере вот эти Ми:

6-я струна: 0-й лад, 12-й лад;
5-я струна: 7-й лад;
4-я струна: 2-й лад; 14-й лад;
3-я струна: 9-й лад;
2-я струна: 5-й лад; 17-й лад;
1-я струна: аналогично 6-й.


Далее - небходимо уметь строить октавы от любой ноты.
Чтобы от ноты на верхней струне построить октаву, необходимо сдвинуться на тон и пропустить одну струну. К примеру: ставим первый палец на 5-й лад 6-й струны (нота Ля), а третий - на 7-й лад (на тон повысили) 4-й струны (пропустили пятую струну). Значит, это тоже нота Ля, но на октаву выше. При этом надо учитывать, что между третьей и второй струной интервал составляет не кварту, а большую терцию (меньше чистой кварты на полтона). Поэтому при построении октав на вторую и первую струну необходимо компенсировать недостающий полутон от кварты. Это значит, что если мы захотим построить октаву от Ля, полученной в предыдущем абзаце (7-й лад, 4-я струна), то необходимо взять 10-й лад (а не девятый!) на 2-й струне. Научившись строить октавы (вверх и вниз) от ноты, которую необходимо узнать, Вы (зная 6-ю и первую струну) мгновенно зрительно сможете определять любую ноту на 4-й струне и 3-й струне. Если научитесь видеть сразу двумя октавами (то есть от построенной октавы найти еще одну), то разберетесь аналогично со 2-й и 5-й струной.

Использование знаний о квартовом строе гитары.
Стандартный строй гитары подразумевает собой, что одна струна от другой отличается на кварту (пять полутонов), за исключением третьей и второй. Всем известна методика настройки гитары на слух, когда, к примеру, одновременно берется открытая 1-я струна и 5-й лад на 2-й струне. Для нас эти знания могут пригодиться следующим образом: к примеру, необходимо выяснить: какая же нота на грифе соответствует 6-му ладу на 4-й струне. Зная, что 5-й лад совпадает с открытой третьей (Соль), повысив на полтона, выясняем, что искомая нота - Соль-диез.

Как Вы понимаете, все эти способы прекрасно сочетаются и дополняют друг друга, и владея ими, Вы абсолютно мгновенно определите любую ноту. И в зависимости от того, на какой струне и ладу вы находитесь, ваш мозг автоматически подскажет имеенно тот способ, который в конкретной ситуации будет наибыстрейшим для ответа на вопрос. На самом деле, после некоторой тренировки это будет занимать малейшие доли секунды и не потребуется отвлекаться от непосредственного процесса игры. Более того, Вы так же быстро научитесь определять ноты, не видя грифа визуально (а только представляя его умозрительно).


Оффлайн stratmalm

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 81
Re: Можно ли играть гаммы из GTP
« Ответ #14 : Мая 10, 2010, 22:49:18 »
дальше.. дальше - чудный мир ладов и арпеджио..




... и добавил:

походу, топикстартер решил переключиться на барабаны..

если тебе не интересно можешь не читать и твои реплики меня абсолютно не трогают
а человек создавший тему может хоть чтонибудь полезное для себя найдет
 а изучая гаммы человеку как раз пригодитсь знания ладов они помогут отлично орентироваться на грифе гитары (лично мне очень помогли) а знание нот на грифе тоже ни кому не помешало. просто в статьях Чернова очень доступно и наглядно всё описано
и если человек скачает книгу  ,как ему и советывали книгу Попова " Апликатурное мышление гитариста" и сделает её своей настольной ,разберётся с помощью её во многих вопросах. Очень доступное и доходчивое изложение материала.