Автор Тема: Музыкальная теория как необходимые знания.  (Прочитано 5336 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #15 : Августа 30, 2012, 21:44:05 »
... мыслить через ноты.
это как? Вот слушаю я к примеру:

Scott Henderson "Mr. PC" Master Class Spain 2004

Вы хотите сказать, что способны идентифицировать на слух здесь каждую ноту в режиме реально времени?   :o
« Последнее редактирование: Августа 30, 2012, 21:52:17 от Евстафий »

Оффлайн #1Metallist

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 368
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #16 : Августа 30, 2012, 22:16:00 »
Евстафий, если очень часто и с осмыслением вслушиваться в каждую ноту то можно :good:

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #17 : Августа 30, 2012, 22:20:09 »
Евстафий, если очень часто и с осмыслением вслушиваться в каждую ноту то можно :good:
Речь не о том чтобы очень долго вслушиваться, а о нормальном режиме слушания. А что касается вышеприведенного ролика то я уверен, что снять его без инструмента и многократного прокручивания кусочков ни один человек не сможет... даже сам Скотт... важно что при этом собственно слуховое (эстетическое) восприятие абсолютно ничего не теряет, трек воспринимается полноценно... в таком случае о каком мышлении нотами мы говорим?  :)

П.С. Я могу поверить про распознание нот относительно медленных несложных мелодий... незнакомую бибоп фразу даже в среднем темпе никто не асилит сходу в ноты перевести...
« Последнее редактирование: Августа 31, 2012, 00:30:23 от Евстафий »

Оффлайн #1Metallist

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 368
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #18 : Августа 31, 2012, 12:17:56 »
Евстафий, по крайней мере я знаю одного такого человека, он живет в британии и способен прослушав произведение 1 раз сыграть его практически точь в точь, эта способность появилсаь у него из-за того что он аутист

... и добавил:

видел, показывали его по discovery :pozor:
« Последнее редактирование: Августа 31, 2012, 12:24:01 от #1Metallist »

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #19 : Августа 31, 2012, 12:26:10 »
Евстафий, по крайней мере я знаю одного такого человека, он живет в британии и способен прослушав произведение 1 раз сыграть его практически точь в точь, эта способность появилсаь у него из-за того что он аутист

... и добавил:

видел, показывали его по discovery :pozor:
прости, но это чушь... любое произведение, в т.ч. приведенное выше, нота в ноту он сходу не сыграет... просто потому что это не способен сделать никто и никогда ...

Оффлайн tikhomirov

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3561
  • - Товарищ! Ты неправильно держишь напильник!
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #20 : Августа 31, 2012, 15:33:45 »
...учите мыслить через ноты.

На мой взгляд - крайне вредный совет. Деструктивный. Это как "учите мыслить через буквы". Тут кто-нибудь думает буквами? Ноты вторичны. Они нужны, чтобы донести именно мысль до людей. Сначала мысль, потом ноты. И то не обязательно. Если есть другой способ донести мысль - кто запретит? Ноты - просто удобный способ записи музыкальных (а иногда и не только) мыслей. Но они, как и слова в сравнении с изначальной мыслью, ущербны. Попробуй написать словами, как прекрасен летний закат солнца на Тибете. Возможно получится красиво и поэтично даже, но никогда не заменит ощущений, когда видел это сам. Ноты - это костыли. Но никак не первооснова.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #21 : Августа 31, 2012, 15:41:40 »
tikhomirov, абсолютно согласен с тем, что Вы сказали, только мне показалось, что контекст цитируемого высказывания был иной - типа, "разбирая музыкальное произведение, смотрите на ноты, а не табы". Нет?

... и добавил:

да и теоретический базис не создать на основе табулатурных цифр.
« Последнее редактирование: Августа 31, 2012, 15:48:32 от eye »

Оффлайн tikhomirov

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3561
  • - Товарищ! Ты неправильно держишь напильник!
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #22 : Августа 31, 2012, 16:02:28 »
...контекст цитируемого высказывания был иной - типа, "разбирая музыкальное произведение, смотрите на ноты, а не табы". Нет?
Вероятно это так. Только это не важно. Табы -  лишь другой способ. Если речь идёт о достоверности, то разумеется, ноты более информативны. Но это не значит, что ноты передают всю мысль стопроцентно. Опять же, как дилетант в данном вопросе, скачусь до сравнения - разговорный язык и литературный. Какой информативнее? Разговорный кишит ошибками, но зато в нём больше места для импровизации. Литературный строг и непреклонен. С одной стороны это исключает двоякое понимание (теоретически), а с другой - ты лишён простора а-ля "Эх, .... твою мать!" или чего-то подобного.
Возвращаясь  к контексту, я бы советовал смотреть сначала внутрь себя, а уж потом в ноты или табы. Опять же, только в том случае, если хочешь понять музыкальную вещь, а не механически её повторить. В музыке скрыта очень мощная философия. Но за нотами её порой не видно. Табы в этом плане хуже только потому, что за ними этого не видно ещё больше. Но кто я такой, чтобы говорить что лучше и что хуже? Ноты -  это не музыка. Это лишь убогий способ донести...
Чувства. Донести чувства не могут даже слова. Что вы хотите от точек с хвостиками?  ;D

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #23 : Августа 31, 2012, 16:15:16 »
Цитировать
важно что при этом собственно слуховое (эстетическое) восприятие абсолютно ничего не теряет, трек воспринимается полноценно... в таком случае о каком мышлении нотами мы говорим?
Евстафий, мне кажется, Вы подменяете понятия. Одно дело просто эстетически воспринимать, другое дело к этому восприятию добавить способность это воспроизвести.

Цитировать
Вы хотите сказать, что способны идентифицировать на слух здесь каждую ноту в режиме реально времени?
 
....нота в ноту он сходу не сыграет... просто потому что это не способен сделать никто и никогда ...

В том и дело, если слух успевает идентифицировать, то данный музыкант может и запомнить и воспроизвести (с первого раза или не с первого, весь фрагмент или часть - неважно, но во много раз быстрее и эффективнее, чем человек, который просто пассивно "эстетически переживает"). Классический пример - Моцарт.

Цитировать
незнакомую бибоп фразу даже в среднем темпе никто не асилит сходу в ноты перевести...
Если абсолютник играет джаз (то есть знаком со стилистикой), и фраза сыграна внятно, разборчиво, то может. Я знаю такого человека, в этом нет ничего запредельного, так как он слышит и запоминает сразу названиями нот.

... и добавил:

Вероятно это так. Только это не важно. Табы -  лишь другой способ.
Мне удивительно такое читать. Вы можете взять слова человека, перевернуть так как вам угодно, потом самому же опровергнуть то, что перевернул и сказать что все неважно, потому, что я, видите ли прав в том, что сказал. Но как быть с тем, что ваша генеральная мысль при всей ее правильности не имеет отношения к теме?

Вы сравниваете звуки с буквами, но в контексте музыки звуки - это часто слова. То есть один звук может нести информации эквивалентной слову. Поэтому "мыслить нотой" это значит мысленно оперировать словами.
Поэтому, если использовать вашу аналогию с языком, то надо сопоставлять - "мыслить словами" и "мыслить образами". Что лучше - это старый бесконечный спор и лучше его здесь не начинать, он все равно ничем не кончится - у человека неспроста два полушария мозга.
Однако "художественный тип был определен как имеющий преобладание первной сигнальной системы, мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, а средний как уравновешенный по этому признаку."

Да, можно мыслить чисто звуковыми образами, но тогда ими сложнее производить различные "логические операции", собственно - "мыслить", а не "представлять". Названия нот нужны человеку, чтобы использовать вторую сигнальную систему. Наличие второй сигнальной системы не исключает функционирования первой сигнальной системы, но отличает человека от животного.

Нужен ли музыканту интеллект в музыке - это второй вопрос. Скорее всего его каждый решает для себя сам - кому-то нужен, кому то нет - и те и другие ищут свой путь и своего слушателя.
« Последнее редактирование: Августа 31, 2012, 16:35:51 от eye »

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #24 : Августа 31, 2012, 17:54:52 »
Евстафий, мне кажется, Вы подменяете понятия. Одно дело просто эстетически воспринимать, другое дело к этому восприятию добавить способность это воспроизвести.

В том и дело, если слух успевает идентифицировать, то данный музыкант может и запомнить и воспроизвести (с первого раза или не с первого, весь фрагмент или часть - неважно ...
как раз таки очень важно... это говорит о том, что "мыслит" человек непосредственно музыкой (звуковой картиной что ле), которую потом при должном усилии он способен перевести в ноты.

Как аналогию можно привести зрительный образ, например одинокая береза на опушке, мы видим/воспринимаем ее образ непосредственно, но при должном усилии и подготовке способны перевести его в сложные геометрические фигуры, вывести формулы пространственных линий и т.п...

Цитировать
Если абсолютник играет джаз (то есть знаком со стилистикой), и фраза сыграна внятно, разборчиво, то может.
слишком много если... а если это не абсолютник? а если не знаком со стилистикой?

Цитировать
Я знаю такого человека, в этом нет ничего запредельного, так как он слышит и запоминает сразу названиями нот.
я очень сомневаюсь что этот (либо какой-либо другой) человек способен сходу перевести в ноты импровизацию из вышеприведенного ролика  :).

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #25 : Августа 31, 2012, 20:46:36 »
слишком много если... а если это не абсолютник? а если не знаком со стилистикой?

я очень сомневаюсь что этот (либо какой-либо другой) человек способен сходу перевести в ноты импровизацию из вышеприведенного ролика  :).
Вы рассуждаете поверхностно и хотите однозначности, что говорит о некоторй наивности и детскости, извините.
Либо просто манипулируете словами...
Почему этот ролик является отправной точкой? (если честно, я его даже не слушал, дело ведь не  в нем).

То что вы не сможете сходу повторить слово в слово какой-нибудь текст на вашем родном языке - еще не значит, что вы не владеете этим языком, не слышите и не понимаете. Как раз вопрос во всяких тонкостях.
Во всех опытах нужно учитывать много всяких "если" - например, объем текста, вашу память, содержание текста,  скорость текста, количество повторений для полного запоминания и тд.
В  любом случае один человек повторит текст с некоторым погрешностями, а другой не только не повторит, но и элементарно не поймет содержания ("папа, ты с кем щас разговаривал?").

Цитировать
я очень сомневаюсь что этот (либо какой-либо другой) человек способен сходу перевести в ноты импровизацию из вышеприведенного ролика
И что это доказывает? Зато он повторит сходу какой-нибудь джазовый "чижик-пыжик", а вы не повторите, будете ковыряться, подбирать. И что дальше?
Вы написали:
Цитировать
незнакомую бибоп фразу даже в среднем темпе никто не асилит сходу в ноты перевести...
На это я ответил, что это не так. А вы начинаете опять приводить в пример Хендерсона. Раз вы "Войну и мир" по памяти воспроизвести с ходу не можете, то и читать и писать не имеет смысла. Так что ли?
« Последнее редактирование: Августа 31, 2012, 20:51:27 от eye »

Оффлайн Бодя

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 343
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #26 : Августа 31, 2012, 21:13:01 »
eye, у меня вопрос. Интересно, для того чтобы асолютнику думать названиями нот нужно их выучить? Просто я думаю если слух приходит от природы то чем он тогда думает до того ка ноты выучит?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #27 : Августа 31, 2012, 22:01:10 »
eye, у меня вопрос. Интересно, для того чтобы асолютнику думать названиями нот нужно их выучить? Просто я думаю если слух приходит от природы то чем он тогда думает до того ка ноты выучит?
Бодя
Это происходит в раннем детстве, поэтому скрыто для исследователей.
Проблема АС упирается в то, по каким признакам абсолютник распознает звук и что именно, соответственно, запоминает. Скорее всего не частоту. 

По моим представлениям это происходит так - ребенок выделяет в звуке некий признак, благодаря которому звук данной высоты приобретает индивидуальность - "портрет". Он узнает звук по данному портрету. На этом этапе название ноты не имеет значения.

Через некоторое время ребенку сообщают название этой ноты и оно закрепляется за звуком намертво - так же как когда ребенок смотрит на изображение зайчика у него непроизвольно возникает слово "зайчик".

Я сейчас наблюдаю этот процесс рилтайм - моей дочке 3,5 года. Например, проходя мимо стройки можно обронить в разговоре -"новостройка" и потом через неделю совсем в другом месте она вдруг спрашивает - "а на этой новостройке садик будет?" (это было сегодня). У них слова прилипают мгновенно и не надо их повторять и вспоминать - все на автомате.
Поэтому, если ребенок научился слышать портреты звуков, то в дальнейшем, несколько позже,  на них "налипают" их названия. В результате АС работает так, что каждый звук в голове генерирует его название.
Сейчас дочка без настройки определяет 3-4 звука. При чем я вижу как это формируется, поэтому не считаю, что АС нечто "врожденное".

Оффлайн Бодя

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 343
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #28 : Августа 31, 2012, 22:53:01 »
eye, Спасибо. И еще,по вашему мнению, какую максимальную планку можно задать ребенку в изучении музыки? (Вижу что с дочкой вы знимаетесь серьезно). Я , к слову, сам преподаватель, но не музыки, и вижу что дети в возрасте 3-10 лет могут "проглотить" практически все что им дать. Тоесть, они вполне допрыгивают до планки которая расчитана на детей двумя или тремя годами старше. Так вот меня интересует, в даном контексте, музыка.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Музыкальная теория как необходимые знания.
« Ответ #29 : Сентября 01, 2012, 02:10:29 »
Бодя, жесть с этим "хочу быть невежественным, послушайте, по-моему я гениален" зачистил.
Кстати, насчет неграмотности МакКартни - где-то было видео, где он объясняет какую-то свою партию и поет ее с названиями нот. При этом он "нот не знает". Но это тема не про "нужны ли ноты".

Цитировать
И еще,по вашему мнению, какую максимальную планку можно задать ребенку в изучении музыки?
Честно говоря, не знаю. Я отталкиваюсь от ее реакций, никакого принуждения и насилия.  Сейчас важно развить слух, чувство ритма, заложить интерес к музыке, потребность петь - какие там планки... Поэтому о планках не думаю - все идет, как идет.