Что здесь обсуждать? Если человек слышит мелодию, значит у него работает ладовый слух, даже, если он не может идентифицировать ступени. Это доказали психологи, читайте Теплова.
А задача предмета сольфеджио - научить человека определять эти звуки-ступени, для того чтобы ярче их чувствовать. А в случае импровизации, это понимание позволяет безошибочно сыграть то, что услышано. В противном случае человек играет приблизительно и в основном по точечкам.
Мне интересно, как человек, типа, "слышащий" Музыку переводит, например, якобы услышанную гармонию (играемую, скажем, биг бендом) в свои аккорды, если не способен ее распознать. А распознать, это значит назвать хоть как-нибудь, да хоть например, "звездочка".
PS Можно подумать, что кто-то здесь считает, что музыкальность не нужна. Музыкальность необходима, но этот вопрос выносится за скобки, так как об это трудно говорить на форуме о содержании музыки, так как это чувства, эмоции, настроения.
... и добавил:Напомню о том, что
Евстафий заявил, что ступени не нужны, а надо мыслить Музыкой.
Такие тролли ходят по темам и везде одно и тоже - не надо оттачивать технику, надо играть Музыку, не надо изучать теорию, надо играть Музыку, не надо заниматься постановкой, надо играть Музыку и тд. Как будто все эти занятия, исключают слышание и исполнение музыки. Тролли не в теме, поэтому очень желают преподнять себя таким образом за счет собеседника - как бы они то уж одни знают, что такое Музыка. Ведь научились под минусовку криво дергать точки. Собственно им больше и не надо.
Вообще, чтобы разговаривать на одном уровне, надо, чтобы оппонент хотя бы немного был просвещен, иначе он искренне говорит всякие глупости и дискутировать невозможно. Поэтому я процитирую кое-что из "Психологии музыкальных способностей" Теплова:
Здесь насчет мелодического слуха и ступеней.
"
Основой мелодического слуха является ладовое чувство, понимаемое как способность различать
ладовые функции отдельных звуков мелодии, их
устойчивость и неустойчивость, степени этих качеств, «тяготение» звуков друг к другу.
Ладовое чувство выражается прежде всего в том, что одни звуки мелодии воспринимаются как устойчивые, т.е, как дающие впечатление законченности при окончании на них мелодии, не требующие перехода, к другим звукам, не «тяготеющие» к другим звукам, тогда как другие звуки воспринимаются как неустойчивые, дающие при окончании на них мелодии впечатление незаконченности, незавершённости и поэтому требующие перехода к устойчивым звукам, «тяготеющие» к ним."
Евстафий Так нужно ли слышать ступени? Или будем разводить демагогию о "слышании Музыки"?
Здесь подробнее, но тоже в сокращении.
"Понятие мелодического слуха.
Мелодическим слухом мы будем называть музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии, а гармоническим слухом — музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а следовательно, и ко всякой многоголосной (в широком смысле) музыке.
В чём обнаруживается мелодический слух? Из всех его проявлений наиболее обращают на себя внимание воспроизведение и узнавание мелодии. В жизни хороший слух приписывается прежде всего тем, кто легко запоминает мелодии «со слуха». При испытании музыкального слуха прибегают прежде всего к запоминанию и узнаванию мелодии. Иначе говоря, о мелодическом» слухе судят главным образом по проявлениям, относящимся к сфере памяти. Это не значит, однако, что мелодический слух является функцией памяти. Мелодический слух проявляется наиболее ярко в тех же процессах памяти, и всё же является прежде всего особенностью восприятия мелодии.
Ладовое чувство как основа мелодического слуха.
Основой мелодического слуха является ладовое чувство, понимаемое как способность различать ладовые функции отдельных звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, степени этих качеств, «тяготение» звуков друг к Другу.
Ладовое чувство выражается прежде всего в том, что одни звуки мелодии воспринимаются как устойчивые, т.е, как дающие впечатление законченности при окончании на них мелодии, не требующие перехода, к другим звукам, не «тяготеющие» к другим звукам, тогда как другие звуки воспринимаются как неустойчивые, дающие при окончании на них мелодии впечатление незаконченности, незавершённости и поэтому требующие перехода к устойчивым звукам, «тяготеющие» к ним. Устойчивыми (в мажорном и минорном ладах) являются звуки тонического трезвучия, т. е. первая, третья и пятая ступени, в наибольшей же степени — первая ступень, т. е. тоника. Неустойчивыми являются все остальные звуки...
К вопросу о психологической природе ладового чувства
Ладовое чувство, как я уже говорил, проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к устойчивым звукам лада, в результате чего каждый звук приобретает своеобразное качество, ладовую окраску, характеризующую степень его устойчивости, и характер его тяготения. Что же с психологической стороны лежит в основе так понимаемого переживания лада или ладового восприятия мелодии? При каких психологических условиях и какими психологическими путями осуществляется восприятие звуков мелодий в их отношении к устойчивым звукам: лада и восприятие ладовой окраски звуков?
..........
Два компонента мелодического слуха
Мы признали ладовое чувство основой мелодического слуха. Но является ли оно единственной его основой? Иначе говоря, всё ли в мелодическом слухе может быть понято и объяснено, исходя из ладового чувства?
Для ответа на этот вопрос обратимся к тому перечню проявлений мелодического слуха, который был дан в конце первого раздела этой главы. Согласно сказанному там, мелодический слух проявляется:
1) в особенностях самого процесса восприятия мелодии,
2) в узнавании мелодий,
3) в воспроизведении их и
4) в чувствительности к точности интонации.
Для всех этих проявлений ладовое чувство есть условие необходимое: без ладового чувства невозможно ни одно из проявлений мелодического слуха, потому что без ладового чувства вместо восприятия мелодии будет восприятие ряда звуков. Но для всех ли перечисленных проявлений ладовое чувство составляет условие не только необходимое, но и достаточное?
.............
...Таким образом, поставленный в начале этого раздела вопрос об основах мелодического слуха получает следующий ответ; мелодический слух имеет по крайней мере две основы — ладовое чувство и музыкальные слуховые представления.
В связи с этим можно говорить о двух компонентах мелодического слуха.
Первый из них, ладовое чувство, можно назвать перцептивным или эмоциональным компонентом. Перцептивным потому, что он достаточен для полноценного восприятия мелодии; эмоциональным потому, что ладовое чувство есть по существу своему эмоциональное пережившие, и в нём наиболее ярко выражена эмоциональная сторона музыкального слуха.
Второй компонент можно назвать репродуктивным или слуховым. Репродуктивным потому, что он является основой воспроизведения мелодии; слуховым потому, что он заключается в наличии слуховых представлений.
Эмоциональный компонент музыкального слуха лежит в основе восприятия мелодии, слуховой компонент — в основе её воспроизведения. В каком отношении к этим двум компонентам находятся остальные проявления мелодического слуха: узнавание мелодии и чувствительность к точности интонации?
Узнавание мелодии может осуществляться как на основе слуховых представлений (сравнение слышимой мелодии с слуховым образом), так и на основе эмоционального критерия. Конечно, значительную роль могут играть при этом и другие, косвенные, критерии: интеллектуальные, моторные, зрительные и т. д., но в контексте проблемы музыкального слуха они для нас прямого интереса не имеют. Есть основания думать, что в огромном большинстве случаев непосредственное (т. е. не являющееся результатом специального выучивания) узнавание мелодии осуществляется главным образом на основе эмоционального критерия.
Резюмируя всё содержание этого раздела можно сказать, что ладовое чувство, или эмоциональный компонент мелодического слуха, вполне объясняет психологическую природу всех тех проявлений музыкального слуха, при которых не требуется воспроизведения мелодии. Что касается последнего, то оно находится: в прямой зависимости от другого компонента мелодического слуха от музыкальных слуховых представлений."
На всякий случай также насчет разговоров о Музыке vs слух и восприятие
"Нельзя придти к правильному пониманию психологии восприятия музыки, если рассматривать музыку только как эстетический предмет, только как объект эстетического переживания.
Раньше чем стать для ребёнка эстетическим предметом, объектом эстетического восприятия и эстетических эмоций, музыка должна стать для него осмысленным объектом, объектом, имеющим смысловое содержание, которое можно воспринять и понять.
Переживание музыки должно быть эмоциональным, но оно не должно быть только эмоциональным. Восприятие музыки идёт через эмюцию, но эмоцией оно не кончается. В музыке мы через эмоцию познаём мир. Музыка есть эмоциональное познание.
Восприятие музыки во всей глубине и содержательности возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания.
Чтобы эмоционально пережить музыку, нужно прежде всего воспринять самую звуковую ткань.
Эти две стороны музыкальности - условно назовём их эмоциональной и слуховой — не имеют смысла, взятые сами по себе, одна без другой. Тончайшее различение отдельных сторон звуковой ткани нельзя ещё назвать музыкальным восприятием, если оно есть только различение звуковых комплексов, а не их выразительного значения. С другой стороны, эмоциональное переживание только тогда будет музыкальным, когда оно является переживанием выразительного значения музыкальных образов, а не просто эмоцией во время музыки.
Тут более подробно(хотя и в сокращении), для тех, кто не боится читать:
"Нельзя придти к правильному пониманию психологии восприятия музыки, если рассматривать музыку только как эстетический предмет, только как объект эстетического переживания.
Рисунок или картина — это прежде всего изображение определённых объектов с помощью линий и красок. Роман или новелла — прежде всего словесный рассказ об определённых лицах и событиях. Необходимой предпосылкой эстетического переживания произведений живописи или литературы является понимание того, что изображено на картине или о чём рассказывается в романе. Для эстетики эта сторона дела не является непосредственным предметом исследования, но для психологии она представляет первостепенный интерес. Минуя этот круг вопросов, нельзя понять ни возникновения эстетического переживания у ребёнка, ни дальнейшего его развития.
Художественное произведение не выступает перед ребёнком с самого начала как эстетический объект. Раньше чем стать таковым, оно должно уже быть для него осмысленным, содержательным, а следовательно, в самом прямом смысле слова «понятным» объектом.
Несомненно, что так же должно обстоять дело и с музыкой. Раньше чем стать для ребёнка эстетическим предметом, объектом эстетического восприятия и эстетических эмоций, музыка должна стать для него осмысленным объектом, объектом, имеющим смысловое содержание, которое можно воспринять и понять.
Отсюда возникает вопрос — что является содержанием музыки и как это содержание воспринимается и понимается?
Вопрос о содержании музыки всегда был одним из самых запутанных и спорных вопросов эстетики. Нет ни одного искусства, кроме, может быть, архитектуры, в отношении, которого так часто и с такими, на первый взгляд, солидными аргументами выдвигался бы тезис об отсутствии в нём содержания. В отношении таких искусств, как например, живопись, скульптура или поэзия, формалистическая эстетика обычно ограничивалась утверждением того, что для эстетического переживания содержание не имеет существенного значения, но редко доходила до отрицания самого наличия этого содержания. Иное дело музыка, в отношении которой позиция последовательного формализма обычно и заключалась в отрицании в ней какого бы то было содержания.
Нижеследующий психологический анализ исходит из противоположного тезиса: специфическим для музыкального переживания является переживание звуковой ткани как выражения некоторого содержания.
Что же является содержанием музыки?
В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения.
-----------------------
Результаты предшествующего анализа могут быть представлены в виде следующих основных положений:
1. Музыкальное переживание по существу своему есть эмоциональное переживание; внеэмоциональным путём нельзя постигнуть содержание музыки. Понимание музыки, если под этим разумеется не только восприятие внешнего строения музыкальной ткани, всегда есть эмоциональное понимание.
2. Переживание музыки должно быть эмоциональным, но оно не должно быть только эмоциональным. Восприятие музыки идёт через эмюцию, но эмоцией оно не кончается. В музыке мы через эмоцию познаём ммр. Музыка есть эмоциональное дознание.
3. Восприятие музыки во всей глубине и содержательности возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания. Мир музыкальных образов не может быть до конца понят «сам да себя».
Музыкальное переживание по самому существу своему эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным! путём нельзя понять содержание музыки. Способность эмоциональной отзывчивости на музыку должна составлять поэтому как бы центр, музыкальности.
Но нельзя упускать из вида другую сторону дела. Чтобы эмоционально пережить музыку, нужно прежде всего воспринять самую звуковую ткань. Пусть человек эмоционально реагирует на музыку, но если он может лишь очень немногое различить; дифференцировать, «расслышать» в музыкальной ткани, то, естественно, что до него дойдёт незначительная часть выразительного содержания музыки. Если человек даёт эмоциональный отклик на какое-нибудь музыкальное произведение, но в то же время не может заметить существенных ритмических изменений в изложении мелодий этого произведения, не замечает различия при замене гармонически правильного сопровождения фальшивым, то, очевидно, его эмоции отражают лишь самые общие, приблизительные,неопределённые, расплывчатые очертания содержания данного произведения. При таком диффузном восприятии музыки, конечно, не может быть и речи о высокой музыкальности. Таким образом, музыкальность предполагает также достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание» музыки.
Эти две стороны музыкальности - условно назовём их эмоциональной и слуховой — не имеют смысла, взятые сами по себе, одна без другой. Тончайшее различение отдельных сторон звуковой ткани нельзя ещё назвать музыкальным восприятием, если оно есть только различение звуковых комплексов, а не их выразительного значения. С другой стороны, эмоциональное переживание только тогда будет музыкальным, когда оно является переживанием выразительного значения музыкальных образов, а не просто эмоцией во время музыки.
Можно, однако, сказать, что эмоциональная реакция на музыку на практике всегда говорит уже о некоторой музыкальности, так как предполагает, хотя бы и очень приблизительное восприятие музыкальных образов (если это реакция на музыку, а не эмоция, случайно возникшая во время музыки). Тонкое же слуховое восприятие может (по крайней мере в предельных случаях) быть независимым от музыкальности, т. е. совершенно не связанным с восприятием выразительного значения слышимого. "