Одни и те же фразы повторяющиеся в разных соло - не заучены наизусть?
Я снимал Мартино разных годов - на разных пластинках какой-то определенный набор повторяющихся фраз, в рамках его стиля и вкуса.
То же самое - со Скофилдом, Мэтини, Стерном (конечно, кроме фраз и элементов есть и другие принципы). И многими другими. Если вам нравится - можете называть это как угодно, но по факту это фразы, которые сидят у них в памяти и пальцах, а значит они выучены.
Просто для Вас, возможно выученная фраза - это фраза, которую учишь сидя на диване, чтобы потом вставить на джеме. Это тоже, но для меня выученная фраза - это то что приклеилось и запомнилось естественным образом в процессе практики и подготовки.
Кстати, я подумал щас, что возможно такое же представление у вас о ступенях - это когда сидишь, смотришь на ноты и думаешь, загибая пальцы - "это девятая ступень".
Для меня ступень - это звук имеющий характерную краску. Все остальное - следствие.
Ну вот вы называете это стилем, хотя стиль это более общее - кроме самого выбора звуков - это и звучание, энергетика, характер, ритмика и тд.
А я называю способ существования в гармоническом контексте - музыкальной концепцией. Эти концепции, подходы можно изучать и копировать, компилировать или просто рассматривать в учебных целях или там в поисках идей. Про то, что истоки творчества и творческая среда Паркера и Co - алкоголь и наркотики - это Вы.
Все верно, но снимать по моему убеждению - неблагодарное дело!
Все мы люди-человеки, все мы разные!
Если всех с детства научили называть предложенный цвет черным, его все так и называют, но наверняка если сделать распечатку анализа мозгом увиденного цвета (если бы это было возможно), то у кого-то он бы был синим, у кого-то красным))))

Просто с детства всех приучают называть его черным....
Так и со съемом - этой красивой фразой прекрасно управляется обожаемая вами звезда, но подойдет ли она вашему мышлению, сможете ли вы оперировать чужой идеей, как своей?
А в музыке главное владение инструментом, как вокалисту голосом - т.е. молниеносно исполнять пальцами музыку из головы!
Я в последнее время не занимаюсь всякой начальной фигней, типо как правЕльно держать медиатор, как нарулить хайгейн как у "метлы" и прочими гандонизмами, которые люди осваивают на форумах)))
Я учу импровизировать! Точнее, помогаю человеку подружить руки с головой!
Я бы не проводил параллель с речью - говорить могу все, кто-то хуже, кто-то лучше - от интеллекта и психики это зависит!
Импровизация (а не ее имитация) - это дано далеко не каждому музыканту, даже если потратить очень много на это времени!
Для этого эрудиция и музыкальная грамота конечно же очень важна, но этого мало...
Нужен еще, как минимум, талант!
Особенно касательно импровизации!
Ведь от рождения талантливые люди в подавляющем большинстве не задумываются, как это - импровизировать! Они воспроизводят на инструменте музыку звучащую в голове - и все получается у них естественно! Но объяснить весь этот процесс другим для многих невозможно!
Они просто никогда не задумывались о причинах и следствиях своих способностей!
И моя задача (как преподавателя) зачастую бывает не руки ставить и задавать кучу типичных фраз, последовательностей и т.п., а
наладить у обучаемого мост между музыкой звучащей в голове и пальцами, воспроизводящими на инструменте ее же! Чтобы это происходило молниеносно - онлайн!
Это как ноты читать: видишь ноту на бумаге > посыл информации в мозг > оттуда прямо на руки! и скорость читки зависит от количества часов проведенных за занятиями!
Здесь все так же, но
первоисточником сигнала является нота, звучащая в голове , а сам принцип занятий очень схож!
Другое дело -
какая музыка звучит у человека в голове! Но это уже приоритеты и вкусы ( и в конце концов способности) самого ученика!
Мораль: сколько заученных фраз в пальцы не вбивай,если не заставишь свою голову петь и сочинять онлайн - не будет толку!Все старые гитаристы-джазмены, которые успели записать видеошколы в 80-х все как один говорили:
Пойте то, что играете и играйте то, что поете! Это основной секрет успешного импровизатора!А уж что вы там петь будете - это и есть ваша эрудиция, интеллект, и накопленный багаж прослушанной музыки...
И поменьше смотрите этих современных жрочеров, которые в своих видеошколах "гоняют пассажи", а о главных принципах не рассказывают!
Имеется ввиду не ОРАТЬ ВСЛУХ, а "петь" в голове, внутри себя)))
Только немногие музыканты любят петь в унисон своей импровизации Жора Бэнсон, Кейт Джаретт и другие
Остальные поют "молча"...
Никто не заставляет вас раскрывать ваш вокальный талант)))
Я задаю ученикам составить список любых мелодий или песен, которые только могут прийти на ум - от "в траве сидел кузнечик" до "Рюмка водки на столе" - это не важно! Главное - от простого к сложному!
Чем дольше и упорней этим заниматься (если есть слух, конечно))) - тем быстрее и легче будут воспроизводиться сложнейшие мелодии! Именно этот сегмент поддается тренировке!
Важно, чтобы человек смог научиться безошибочно на гитаре воспроизводить ту музыку, которая звучит в голове!
С этого и начинается долгий и интересный путь в импровизацию!
А для того чтобы импровизация приобрела "фирменный джазовый" саунд, вам необходимо тоннами слушать джаз (или ту музыку, в стиле которой вы собираетесь импровизировать), извлекать для себя характерный обороты, созвучия, фразы и откладывать в свое подсознание!
Не сдирать - ни в коем случае!
Если вы сдираете фразу - то вложить содранное вы сможете только в идентичной содранной гармонической последовательности. Вы будете мучиться, подискивая этой фразе применение.... Сдирая вы сами сковываете себя в рамки, заводите в тупик, из которого сложно выбраться!
Вы должны слушать внимательно музыку, отмечать для себя понравившиеся места, и как-бы не сдирая , но напевая их близко к тексту теми нотами, которые ближе ВАМ, ВАШЕМУ мышлению, откладывать в ваш багажник памяти!
И тогда эта "подобная", но уже ВАША фраза обязательно "выстрелит" в импровизации!
Ведь вы уже до этого мастерски научились сдирать самого себя мгновенно)))
З:Ы:
Это все мы говорим именно об импровизации!
Для "штатного" освоения инструмента и приобретения и развития навыков игры конечно никто не отменял гаммы, арпеджио, упражнения всякие, и игру произведений с листа!