ЕвстафийНасчет "прочувствовать музыку - это и есть понять ее" совершенно согласен. Но вопрос ведь не о том, чтобы понять музыку - полно людей не музыкантов, которые понимают музыку в этом смысле. Но вот сыграть ничего не могут.
И, да!, может быть наоборот, порой человек технически и теоретический подкован, сыграет все, что угодно, расскажет про дважды гармонический, но музыки, увы, не понимает.
Так что Ваш пафос относительно
музыки понимаю и разделяю, но мы же не будем сейчас лечить друг друга или еще кого-то - "ты музыки не понимаешь", а "я так весь из себя музыкальный".
Только за скобки выносить рано, вообще прочувствовать музыку - это и есть понять ее, а биохимический анализ красок приближает к настоящему пониманию художественной идеи картины чуть менее чем никак.
По этому поводу я мог бы возразить: "Куинджи долгие часы проводил в лаборатории университета, изучал свойства красок, добивался с помощью приборов, чтобы глаз тоньше чувство-нал малейшие оттенки цвета."
И это касается многих Мастеров.
Однако, я считаю, что аналогия все-таки неверная. Биохимический анализ красок скорее аналогичен частотному или акустическому анализу звуков.
А вот изучение "строительного материала" импровизации, стилистических элементов и прочего, скорее аналогично изучению красок, цветоведения, техник письма, изучению пропорций человеческого тела, даже анатомии и тд.
Вот очень подходит по теме:
"Линии[...] с их динамикой[...] воздействуют на зрителя. Таким же образом влияют на смотрящего и другие средства, которыми распологает живописец, - фактуры, тона, колорит. Художник способен направлять их воздействие в необходимое ему русло.
Вместе с тем
средства эти - линии, фактуры, тона - воспринимаются смотрящим как признаки самого предмета ["Музыки" - прим. eye],
как его неотъемлемые качества. Подчеркивая, акцентируя в изображаемом вещи те или иные выразительные свойства, художник тем самы превращает предмет в носителя "внутренних сил", то есть совершает "перевод" на язык эмоций, страстей.(В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев - Поэтика фотографии)"
Любой художник работая над техникой, средствами, подчиняет все это той главной художественной задаче - "музыке", думает, как передать свою идею. Пробует разные решения. Но об эстетическом впечатлении, об эмоциональном воздействии, которое производит картина, сам художник, как правило не говорит, хотя не значит, что не чувствует.
Гений Леонардо да Винчи не считал недостойным для себя изучать приемы и законы живописи и по его рукописям был создан трактат о живописи, который обязателен к изучению художниками.
Но в любом деле надо освоить азбуку...
А так получается, что человек ничего не знает, рисует, типа, наскальных или детских рисунков, но с такими эмоциями ))) Хотя, если гений, то все получится, потомки оценят.
Вы только что наглядно продемонстрировали ущербность теоретических попыток объяснить хоть что-то))). Тут же всего два цвета: устой и неустой
Вы только что продемонстрировали ущербность вашего понимания теории, может в этом все дело - в отсутствии понимания?
Устой и неустой - это общие принципы, так же как например, покой и движение. А на деле движение имеет множество проявлений, а покой относителен. Проявление этих принципов многогранно и любой музыкант это слышит... Даже нет желания разжевывать вам очевидные вещи, которые вы либо не понимаете, либо делаете вид... уж не знаю.
Да, музыка вызывает образы, передает настроения. Любой простой слушатель,
не музыкант, воспринимает, что то переживает и этого достаточно. Но
музыканту необходимо понимать, каким образом достигнут этот образ. Моему восприятию музыки, например, "War" Сатриани, совершенно не мешает знание того, что драматическая мрачная краска достигается в частности (помимо прочего) фригийским ладом.
Очень много музыки, которую я слушал в детстве, вызывала у меня образы, но только повзрослев, получив профессиональное образование и размышляя я стал понимать благодаря каким средствам это достигается, и это заставляет меня еще глубже понимать и переживать музыку.
Я понимаю, что бывает перегиб в обратную сторону (я и сам это писал неоднократно), когда увлекаются теорией, которая никак не подкреплена слуховым опытом, отрывают музыкальные средства от целей. Это касается не только теории, но и техники. Это получается даже не теория, а слова, термины, пустота.
(Кстати, пример наоборот - многие музыковеды красиво и образно пишут о музыкальных
образах, но это совершенно никак не помогает студентам, да и сами эти музыковеды порой не играют).
Речь об "инструменте" - как претворить образы, чувства, эмоции, настроения в музыку. Вопрос, насколько ваш слух развит, чтобы материализовать музыкальную мысль руками. Если человек не может просто тупо без ошибок сходу сыграть любую реально услышанную мелодию, то что он там импровизирует? Просто артистично переживает и раздувает ноздри, в то время как пальцы блуждают по точкам на грифе, но никак не предслышит мелодию? Это Музыка?
Кстати, как я понял, читая мемуары Дэвиса - у Паркера был абсолютный слух (как и у Дэвиса). Ему теорию читать не надо, потому что он "читал" звуки рилтайм (и - да, АС еще не делает музыканта музыкантом, не будем развивать эту тему).
Конечно, главное решение всех проблем "прэктис,прэктис, прэктис". А теория - слуга.
Я предлагаю закрыть эту тему, так как на форумах никто никого никогда не переубедил, а вот времени на бесполезные споры уходит много.
... и добавил:PS Здесь попалось видео мастер-класса по сольфеджио и "про ступени" для тех, кто не в курсе, что имеется ввиду, когда говорят о ступенях.
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=249692.0