Автор Тема: Названия ладов  (Прочитано 6320 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн GrimGOR

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4341
  • Недалекий человек
Re: Названия ладов
« Ответ #15 : Июля 15, 2010, 22:48:34 »
Grenadoo, если я не ошибаюсь, то эти названия происходят от вкусовых асоциаций. ну там горький, кислый и т. д. я где-то слышал
Бедные древние греки....  :(

Оффлайн simplegogol

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 355
Re: Названия ладов
« Ответ #16 : Июля 15, 2010, 22:51:18 »
Эти лады называются народными.
Народные древнегреческие лады.

Оффлайн buzzy guy

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 311
Re: Названия ладов
« Ответ #17 : Июля 15, 2010, 23:03:37 »

Народные древнегреческие лады.

Смешная шутка )).
« Последнее редактирование: Июля 15, 2010, 23:17:01 от buzzy guy »

Оффлайн simplegogol

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 355
Re: Названия ладов
« Ответ #18 : Июля 15, 2010, 23:11:22 »
И что из того что звук один и тот же? Звук один и тот же (и то не всегда), но роль в ладу совершенно разная. Речь была о якобы несуществующих нотах. Давайте теперь для "удобства" везде где можно знаки альтерации убирать заменяя на энгармонизмы. Толку от такого текста будет как от табов, понять будет ничего не возможно...
Смотреться будет глуповато, согласен. Где-нить в до диез-мажоре после ре диез увидеть сразу фа, а не ми диез. А насчёт разных звуков, это ты загнул.

Оффлайн buzzy guy

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 311
Re: Названия ладов
« Ответ #19 : Июля 15, 2010, 23:15:52 »
А насчёт разных звуков, это ты загнул.

А ты на эту тему со скрипачами подискутируй, например. Услышишь неожиданные вещи. Это же не просто название другое. Это другая ступень, с другими тяготениями.
« Последнее редактирование: Июля 15, 2010, 23:18:21 от buzzy guy »

Оффлайн simplegogol

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 355
Re: Названия ладов
« Ответ #20 : Июля 15, 2010, 23:52:39 »
А я сам скрипач.
И ожидал этого довода.
Только ми диез не заменяют фа бекаром не из-за этого, а потому что есть система.

Оффлайн buzzy guy

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 311
Re: Названия ладов
« Ответ #21 : Июля 16, 2010, 00:35:31 »
))) по моему я именно это и говорил

Оффлайн simplegogol

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 355
Re: Названия ладов
« Ответ #22 : Июля 16, 2010, 00:45:13 »
Может и говорил... но невнятно. :p

Оффлайн funktom

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 68
Re: Названия ладов
« Ответ #23 : Июля 20, 2010, 13:29:10 »
Названия заимствованы из древнегреческой музыки церковными деятелями.
Еще проще.
Все лады высчитаны математически Аристотелем и названы по названиям областей Греции.

Оффлайн Ibanez_Zenabi

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2149
  • "Пилите, Шура, пилите-они золотые"
Re: Названия ладов
« Ответ #24 : Июля 20, 2010, 20:11:08 »
Все лады высчитаны математически Аристотелем и названы по названиям областей Греции.
аристотель мудак и хрен моржовый

Оффлайн Elvis BB

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 316
  • "Арфы нет - возьмите бубен!"(с)
Re: Названия ладов
« Ответ #25 : Июля 21, 2010, 15:27:42 »
  Заимствование названий строгодиатонических ладов  в контексте современной теории музыки из древнегреческой муз.терминологии,единственный, пожалуй,  факт, который я обнаружил в своих извилинах.. Интересным показался мне вопрос по сути.. Известный факт, что диатонические лады имеют индивидуальную звуковую окраску,  
зависящую от интервальных сочетаний ступеней того или иного.. Интересно и любопытно было отследить от каких корней всё-таки образовались их названия.. а особенно засело слово 'почему??'  Полез в ТМ, потом в словари вики и другие. ковырялся долго... что удалось выяснить...

  "Многие мелодии народных песен имеют в основе лады, схожие с мажором и минором, но отличающиеся отдельными звуками. Эти лады принято условно называть старинными ( т.к. они применялись в музыке значительно раньше, чем получили распространение
мажор и минор) или натуральными ладами ( их можно построить низ основных ступеней звукоряда). Начиная со средних веков за ними закрепились названия, заимствованные из древнегреческой музык.терминологии..."
('Элементарная теория музыки' .Красинская,
 В.Уткин').   не густо...

   'Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов
ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский).
и шесть «гиполадов» (гипоионийский, и т.д.), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия...

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ - системы мелодич. ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального
состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c некоторыми упрощениями): B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида,различавшиеся расположением больших и малой секунд: Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: «слитное» (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 - h - a, a - g - f - e) и «раздельное» (diasenxis), при котором смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 - d1 - c1 - h, a - g - f - e).
Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады (т.н. «виды октав» или armoniai - «гармонии»).

Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, которые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский («смешанно- лидийский») трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов. Побочные - гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и
дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими)...

  Cхема семи октавных ладов: Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion - «совершенная [т.e. полная] система».При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью которых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi - тональности). Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер («этос»). Tак, дорийский лад (дуряне - одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия - области Mалой Aзии) - возбуждённым, страстным, вакхическим: Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных «окрасок» (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения. Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона.'

                                                            (Музык.энциклопедия в инете...)
                                                                                  
  Хотелось докопаться до корней... дальше по всемозможным словарям на академикеру.

   Ионийцы или ионяне  — одно из основных древнегреческих племён. Ионийцы получили название от легендарного героя Иона, считавшегося родоначальником племени. Занимали территорию Аттики, часть о. Эвбея, острова Хиос,Самос, Наксос и др. В XI-IX вв. до н. э. они колонизовали среднюю часть западного побережья Малой Азии (область Ионии), потом побережья Чёрного и Мраморного морей. На ионийском диалекте, который получил широкое распространение, сохранилась большая литература (например, поэмы Гомера, сочинения Геродота) и значительное количество эпиграфических памятников.
  Ионийцы — одно из четырёх главных племен греческого народа, по традиции, формулированной уже Гесиодом. Наряду с ионийцами племена, эти — дорийцы, эолийцы и ахейцы — производились от сыновей Эллина, Дора и Эола, и сыновей третьего их брата, Ксуфа — Ахея и Иона. В историческом развитии эолийцы и ахейцы стушёвываются перед дорийцами и ионийцами, которые являются главными носителями греческой культуры. К такому же результату приходит и современная лингвистика,
признающая самостоятельное развитие только за дорийскими и ионийскими диалектами, диалекты же прочих племен,относившихся прежде к числу эолийских или ахейских, считающие несамостоятельными и обличающими близость к одной из двух упомянутых главных групп, или смешение их признаков.
   Среди ионийцев с древнейших времен процветали искусства и науки; уроженцами Ионии были: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Ксенофан, Анаксагор, Гекатей из Милета, Анакреон, Мимнерм, Апеллес и Парразий.

  Ион (мифология)
  Ион — мифический родоначальник ионян.
Более древнее предание (у Гесиода) признает Иона сыном Ксуфа, одного из трёх сыновей Эллина. Изгнанный из Фессалии братьями, Ксуф, по более поздней обработке того же предания, переселился в Аттику, где женился на дочери Эрехфея Креусе и
имел от неё сыновей Иона и Ахея. Согласно Еврипиду, Ион — сын Аполлона и Креусы, вырос в Дельфах, по оракулу Аполлона Ксуф
признал в нем сына. От него ионийцы.По версии, предводитель ионийской колонизации.

Специальное аттическое предание, обработанное Еврипидом в его трагедии «Ион», старается сделать Иона не чужеземцем,а местным героем, сыном Креусы не от Ксуфа, а от Аполлона. Полагают, что Ксуф — первоначально лишь прозвище Аполлона
(светловолосый).Действующее лицо трагедии Софокла «Ион» (фр.319-320 Радт) и трагедии Еврипида «Ион».

Йона (греки)
Йона — название греков на языке пали. На санскрите название греков звучит как явана; в книге Бытие ("Ноах" в иудейской традиции) в качестве одного из потомков Иафета ("Япет" в иудейской традиции), считающегося родоначальником индоевропейских народов, указан Иован (Яван). Йона и явана оба являются переводом греческого этнонима ионийцы (Гомер. Iaones, стар. *Iawones). Данная группа греков, по-видимому была наиболее хорошо известной на Древнем Востоке.
  
   Иония ( лат. Ionia); область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря,
(теперь территории, прилегающие к Измиру в Турции). Включала узкую полосу берега от Фокеи у устья реки Хермус (Гедиз) до Милета у устья реки Большой Мендерес (в прошлом — Меандр); острова Хиос и Самос. Граничила с Эолией на севере,
Лидией на востоке и Карией на юге.
   Такой вот ладец....

Теперь, так сказать, параллель в миноре...

Эолийцы

 Эолийцы (эоляне) — одно из основных древнегреческих племён. Получили название от легендарного героя Эола, бывшего согласно греческой мифологии одним из сыновей Эллина и считавшегося родоначальником племени.
Эолийцы — одно из четырёх главных племен греческого народа, по традиции, формулированной уже Гесиодом.
Племена эти — ионийцы, ахейцы, дорийцы и эолийцы — производились от двух сыновей Эллина — Дора и Эола,и детей его третьего сына Ксуфа — Ахея и Иона. В историческом развитии эолийцы и ахейцы стушёвываются перед дорийцами и ионийцами, которые являются главными носителями греческой культуры. К такому же результату
приходит и современная лингвистика, признающая самостоятельное развитие только за дорийскими и ионийскими диалектами,диалекты же прочих племен, относившихся прежде к числу эолийских или ахейских, считающиеся несамостоятельными и
обличающими близость к одной из двух упомянутых главных групп, или смешение их признаков.Изначально обитали в Фессалии, но после вытеснения дорийцами ахейцев с их земель эолийцы заселили часть брошенных и разрушенных городов, среди которых Дельфы.Говорили на эолийских диалектах древнегреческого языка: эгейском (он же азиатский эолийский), фессалийском и беотийском диалектах.
 
 Эолида — населённая преимущественно эолийцами греческая область на эгейском побережье Малой Азии (Троада, Мизия, Лидия) с прилегающими островами (Лесбос, Тенедос).
К южноэолийским городам относилась Кима, а позднее ионическая Смирна, к североэолийским — города, образовавшие в период Римской империи Эолийский союз городов. Начиная с 546 г. до н.э. Эолида находилась под властью Креза,
входила в состав империи персов; позднее принадлежала к Афинскому морскому союзу, а с 404 г. до н. э. была вновь завоёвана персами. Освобождённая Александром Македонским, Эолида принадлежала затем Пергамскому царству, некоторое
время царству Селевкидов и со 133 г. до н. э. вновь Риму.Плиний Старший в «Естественной Истории» упоминает Эолиду под латинизированным названием Aeolis.Родина Гесиода.
  


Эол (греч.  Эолай) — персонаж древнегреческой мифологии . Хотя его функции близки к божественным, во всех версиях подчёркивается его происхождение от людей, поэтому он является лишь полубогом.

Мифы
  Сын Посейдона и Арны (либо сын Посейдона и Меланиппы ), внук старшего Эола (по другим, на островах поселился сын Гиппота.
По одной версии, вскормлен коровой. По другой, родился и воспитан в Метапонте, куда бежала его мать. Когда был изгнан,поселился на Эоловых островах в Тирренском море и основал город Липара. Жена Киана, 6 добродетельных сыновей .Согласно Гомеровской «Одиссее» — сын Гиппота, властитель острова Эолии, Зевс сделал его господином над ветрами, он отец шести сыновей и стольких же дочерей, которые, составляя шесть брачных пар, ведут шумную, полную веселья жизнь в царском дворце отца.
По Вергилию, Эол живёт на одном из Эоловых островов, являясь самостоятельным властителем воздушной стихии.

  По истолкованию, научил мореплавателей, как держать курс в области Мессинского пролива, и был назван царём ветров.
По истолкованию, был звездочётом.
Само имя «Эол» стоит в тесной связи с понятием подвижности , характеризующей воздушную стихию.
Сказание о кожаном мехе с заключёнными в нём ветрами встречается и в других мифологиях.

Эол — в древнегреческой мифологии имя трёх мифических персонажей, представляющих собой расщепление некогда единого
образа и зачастую смешивавшихся. Эол — повелитель ветров.



Лидийцы

Жители Лидии, рано достигшие известной степени культуры, принадлежали к неопределённой расе, родственной тирсенам,
торребам и сарданам и подвергшейся сильному влиянию хеттов; одна из царских династий Лидии принадлежала, как предполагают,
к племени хеттов.

  Лидия - , в древности страна на западе М. Азии, населенная племенами лидийцев.
В 7-6 вв. до н. э. независимое государство. В 6-4 вв. до н. э. под властью персов,
затем входила в державу Александра Македонского, государства Селевкидов, Пергама
и Рима (составляла часть пров. Азия).Лидия (тур. Lidya) — в древности страна в Малой Азии, называвшаяся раньше Мэонией,
доходившая до Эгейского моря и внутри полуострова занимавшая верхние течения Герма и Каистра,
отделённые друг от друга Тмолом.
 


  Древнейшая история страны рассказывается греческими историками в совершенно мифологических чертах. Столицей Лидии была сначала Магнезия, первоначальный центр цивилизации этих мест, резиденция Тантала, друга богов, отца Ниобы и Пелопидов.
Древнейшие царские династии — Атиады, сменённые Гераклидами, — признавали фригийское верховенство.

 Лид. Его именем названа страна Лидия, прежде называвшаяся Меонией. Сын Атиса и Каллитеи, потомок Геракла и Омфалы
(по Геродоту, не потомок Геракла); сын Геракла и  Омфалы.                                                                                  
  
  
  Дорийцы или доряне — наряду с ахейцами, ионийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Говорили на дорийском диалекте древнегреческого языка,
единственным современным потомком которого является цаконский язык.
  На рубеже XIII—XII вв. до н. э. дорийцы в составе других племен (говоривших на западногреческих диалектах)
вторглись на территорию Средней Греции и в Пелопоннес, где находились центры микенской цивилизации.
Это событие получило название «дорийское вторжение». Племенные группы дорийцев расселились на Пелопоннесе (обл. Арголида, Лаконика, Мессения , Коринфия и Мегарида на Истме), на южных островах Эгейского моря (Крит, Родос, Фера (Санторини), Мелос и др.), в юго-западной части Эгейского побережья Малой Азии с близлежащими островами (азиатская Дорида).

  Дорида  — небольшая (около 200 км) гористая область в центре средней Греции, между массивами Эты и Парнаса, граничившая с Этолией, Фокидой и обеими Локридами и орошаемая верхним течением Кефисом и его притоком Пиндом. Первоначально называлась Дриопидой по населявшим ее дриопам. Последние были вытеснены дорийцами,основавшими здесь четыре небольших города (так называемая дорийская тетраполия).

  Согласно греческой мифологии, родоначальником дорийцев считался Дор, сын Эллина и нимфы Орсеиды. По преданию, жили сначала в европейской Греции, у Олимпа и Оссы, в фессалийской местности Гестиейе и в Дориде у Эты. Земли в Средней Греции (обл. Дорида) они получили от Геракла. Около 1100 до н. э.дорийцы под начальством Гераклидов вторглись в Пелопоннес, многие из областей которого ранее были завоеваны Гераклом (в мифологии вторжение дорийцев получило название «возвращение Гераклидов»).


ФРИГИЙЦЫ
   индоевропейские племена, пришедшие на терр. М. Азии между 15-13 вв. до н. э. с терр. Македонии или Фракии. По языку, очевидно, родственны армянам, мисийцам, фракийцам и др. Впрочем, язык Ф. известен лишь по небольшому числу фригийских надписей, глоссам у античных авторов, а также из сохранившихся имен и географич. названий. Ф. занимались земледелием, скотоводством, из ремесленных производств - добычей мрамора, разработкой золотых рудников,
обработкой шерсти и т. д., вели оживленную торговлю, особенно с греками и римлянами, чеканили монету. Ф. жили в основном в сельских р-нах, однако имелся и ряд крупных городов: Гордион, Келены, Котий и др.

ФРИГИ или ФРИГИЙЦЫ
   Малоазиатский народ, известный в древности своей вялостью и ограниченностью ума, также вышиванием золотом.
(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

Фригия (греч. Phrygia)
  в древности область в северо-западной части Малой Азии, населённая
индоевропейскими племенами фригийцев, переселившимися из Европы
(из Македонии или Фракии) во 2-м тыс. до н. э. В 13 в. фригийцы помогали
Трое (См. Троя) в войне против греков, после гибельного для Трои исхода
Троянской войны (См. Троянская война) они установили своё господство над
Троадой. Фригийцы сыграли значительную роль в падении Хеттского царства
(около 12 в.), большая часть территории которого перешла под власть Ф.
В 10—8 вв. Ф. представляла собой царство со столицей г. Гордион, названным
по имени царя Гордия. В 9 в. она установила господство на Эгейском море.
Фригийское царство было основано в VIII веке до н.э. на руинах Хеттского государства

Название «Фригия» произошло от имени фригийцев — народа переселившегося сюда с территории Македонии около 1200 г. до н. э. Со времени присоединения части Фригии к Ликаонии и Галатии, под так называемой Великой Фригией подразумевали область (пределы её несколько изменялись), окруженную Карией, Лидией, Мизией, Вифинией, Галатией, Ликаонией и Писидией; Малой или Геллеспонтской, или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды.
 
 Фригий. Сын Нелея, правитель Милета. Стал царем после Фобия. Влюбился в Пиерию из Миунта. См. Плутарх. О доблести женской 16, Полиэн. Стратегемы VIII 35; Аристенет. Любовные письма I 15.
 
  Локрида(греч. Lokris)
распадалась на 2 разделенные Парнассом, Доридой и Фокидой области;
одна лежала на восточном, другая на южном берегу средней Эллады. Восточная Л.,
расположенная по берегу Малийского и Эвбейского заливов, простиралась от Фермопильского
прохода до границы с Беотией и распадалась на 2 области: Л. Эпикнемидскую, западную, и
Опунтскую, восточную  с поверхностью в 14—15 кв. миль. Страна была плодородна и густо населена; много было возделанных полей и пастбищ, овец и коз, вина, оливок, смокв. Местные сказания связывают эпоним племени с лелегами, что указывает на принадлежность племени к туземному основному населению. Вновь прибывшие эллинские племена разделили на части страну, раньше заселенную от моря до моря локрийским племенем. Другая Л.,так называемая Озольская, граничила на З с Этолией, на С с Доридой, на В с Фокидой и имела поверхность в 12 кв. миль. Название свое Локрийцы озольские (Л. смердящие) получили от козьих шкур, которые служили им одеждой.
  
 Локр - персонаж древнегреческой мифологии, эпоним локров. Герой. Сын Фиския (сына Амфиктиона).
Либо сын Амфиктиона. По еще одной версии, сын Зевса и Мэры.

Возможно уловить логику и разобраться в толковании средневековых названий не так и просто, но материал о корнях названий ладовых структур, лично мне был любопытен.
пусть лежит и на гп...
 
« Последнее редактирование: Июля 21, 2010, 15:36:41 от Elvis BB »

Оффлайн Ibanez_Zenabi

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2149
  • "Пилите, Шура, пилите-они золотые"
Re: Названия ладов
« Ответ #26 : Июля 21, 2010, 15:42:11 »
Elvis BB, мастодонт

Оффлайн Elvis BB

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 316
  • "Арфы нет - возьмите бубен!"(с)
Re: Названия ладов
« Ответ #27 : Июля 21, 2010, 17:25:18 »
thanks,  ;)  просто интерес и любопытство..

ещё полезный материал к теме, в контексте почему... ( Музыкальная энциклопедия. инет)

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ - системы мелодич. ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c некоторыми упрощениями): B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд: Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: «слитное» (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 - h - a, a - g - f - e) и «раздельное» (diasenxis), при котором смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 - d1 - c1 - h, a - g - f - e). Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады (т.н. «виды октав» или armoniai - «гармонии»). Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, которые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский («смешанно- лидийский») трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов. Побочные - гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими). Cхема семи октавных ладов: Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion - «совершенная [т.e. полная] система». Hиже приведена т.н. «неподвижная» (или «немодулирующая») система - ametabolon: Hазв. ступеней происходят от места извлечения данного тона на струн. инструменте кифаре. Идентичность названий ступеней внутри октавы (напр., vntn относится и к a1, и к e1) отражает тетрахордовый (a не октавный) принцип внутр. строения системы. Дp. вариант совершенной системы - metabolon характеризуется вставкой «вдвижного» тетрахорда synnmmenon (букв. - соединённый) dl - c1 - b - a, расширяющего объём системы. При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью которых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi - тональности). Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер («этос»). Tак, дорийский лад (дуряне - одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия - области Mалой Aзии) - возбуждённым, страстным, вакхическим: Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных «окрасок» (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения. Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА. Музыка древних греков не дошла до наших дней (отдельные малочисл. фрагменты не дают o ней достаточного представления). Cведения o ней почерпнуты из лит. источников, теоретич. трактатов и изобразит. искусства. К 3-му и 2-му тысячелетиям до н.э. относятся изображения c острова Крит древнейших струн. инструментов (лиры и др.), сцен игры на лире и авлосе, a также статуэтки арфистов и флейтистов c Кикладских островов. B поэмах Гомера, отразивших быт микенского общества кон. 2-го тыс. до н.э., говорится об использовании музыки при трудовых процессах, религ. церемониях и нар. празднествах. Ha сосуде, найденном в Bафио, изображена процессия, исполняющая песню хором. O древнегреч. музыке рассказывают мифы (об Aполлоне, Oрфее и др.). Проф. исполнителями др.-греч. эпич. песен o богах и героях были певцы - аэды (состоявшие на службе y общин или царей, сопровождавшие свои импровизации игрой на струн. инструменте) и рапсоды. Cреди знаменитых аэдов в др.-греч. эпосе упоминаются Фемий и Демодок. Музыка занимала большое место в обществ. жизни греков. Oбучение музыке составляло неотъемлемую часть воспитания юношества, a пение и игра на муз. инструментах входили в программу гимнастич. и художеств. (т.н. мусических) состязаний. Cуществовали объединения певцов, музыкантов и танцоров (коллегии). Муз. практика древних греков имела преим. синкретнч. характер (единство стиха, его интонирования, т.e. пения, инстр. сопровождения, танца, пластики). Oсновой звукоряда др.-греч. музыки являлись тетрахорды (последовательность 4 звуков), строившиеся сверху вниз и различавшиеся по мелодич. положению полутонового интервала между смежными звуками (дорийский, фригийский, лидийский тетрахорды). Лад образовывался из соединения 2 тетрахордов (см. Древнегреческие лады). Mетроритмич. строение др.-греч. музыки определялось структурой стиха, подчиняясь его размерам. Музыка была одноголосной, xop пел в унисон. Hаиболее ранними формами др.-греч. муз. произв., возникших, вероятно, еще в догреч. эпоху, были: песня в сопровождении игры на струн. инструменте - форминге, исполнявшаяся при уборке винограда, свадебные песни, пеан, (гимн радости в честь Aполлона) и тренос (погребальная песня). B древнейшее время игра на авлосе сопутствовала религ. процессиям, жертвоприношениям, воен. походам и др. B похоронных процессиях знатных лиц участвовали аэды и плакальщицы. Изображения подобных процессий сохранились на аттических (дипилонских) вазах (8-7 вв. до н.э.). Древнейшая эпоха муз. развития связывалась в греч. преданиях c именами мифич. авлетов Oлимпа и Mарсия (вступившего в неудачное муз. состязание c Aполлоном или Aфиной). Фригийское происхождение этих музыкантов указывает на малоазийское и прежде всего хеттское влияние на греч. муз. культуру ещё в древние её времена. Oлимп считался законодателем древнейших правил (номов) игры на авлосе и законов гармонии (энармоники), понимаемой как согласованность, благозвучие, совершенство. Пo преданию, его игра производила опьяняющее и одновременно успокаивающее действие. Учеником Oлимпа предание называет Tалета, происходившего из Гортины на o-ве Крит. O Tалете сообщалось, что он перенёс c Крита в Cпарту обычай муз. сопровождения (на флейте) пеана Aполлону, a также ввел xop. пение. Гомеровская традиция в «Илиаде» также подтверждает, что хоровое пение зародилось именно на Крите. B 7 в. до н.э. на греч. муз. культуру большое влияние продолжала оказывать музыка Mалой Aзии. Этот период связывается c именем Tерпандра c острова Лесбос. Eму приписывается введение кифары - семиструнной лиры, сопровождавшей пение гомеровских поэм, a также установление кифародических номов (правил). Пo преданию, он одержал победу на муз. состязании в Cпарте (ок. 676 до н.э.) B 586 до н.э. на Пифийских играх в Дельфах победил аргосский авлет Cакад, исполнивший лит.-муз. произв. из 5 частей (об убийстве Aполлоном дракона). Это, по-видимому, древнейший образец программной музыки. Pост городов, в которых происходили большие культовые и гражд. празднества, привёл к развитию xop. пения под аккомпанемент дух. инструмента. Bместе c авлосом вошла в употребление металлич. труба. Музыка и прежде всего xop. пение приобрели политич. значение как символы правопорядка и патриотизма. B связи c умножением войн популярными стали маршевые воен. мелодии. Oдноврем. подъём испытала также и лирич. музыка, начало расцвета которой связывается c именем поэта Aрхилоха (cep. 7 в. до н.э.). Oн ввел в поэтич. практику ямбич. и трохеические триметры, которые пелись в сопровождении муз. инструментов. Oк. 650 до н.э. Aрхилох основал муз. школу. He меньшее значение для истории др.-греч. музыки приобрели лесбосские поэты и музыканты Алкей (как автор политич. песен) и Cапфо (как автор лирич. любовных песен). Для сопровождения песен Cапфо были введены новые муз. струн. инструменты - барбитон и пектида. Классиком xop. лирики стал поэт и музыкант Пиндар, автор гимнов, застольных и победных од, отличавшихся разнообразием форм, богатством и прихотливостью ритмов. Ha основе гимнов Пиндара развился дифирамб, исполнявшийся на дионисийских празднествах (ок. 600 до н.э.). Aриону приписывается выделение из xopa сольной партии корифея. Bсё это послужило основой для создания антич. трагедии как вида искусства, соединившего в себе драму, танец и музыку. Aвторы трагедий (Эсхил, Фриних, Cофокл, Еврипид), подобно др.-греч. лирич. поэтам, были одновременно и создателями музыки. Oни ввели в трагедию хоры, танцы. Пo мере развития в трагедию вводились муз. партии корифея и актёров. Xop из «Антигоны» Cофокла «Mного на свете дивных сил, но сильней человека нет» стал нац. афинским гимном. Еврипид в своих произв. ограничил введение xop. партий, сосредоточивая осн. внимание на сольных партиях актёров и корифеев, по образцу т.н. нового дифирамба, отличавшегося большей индивидуализацией, эмоциональностью, подвижным, виртуозным характером. Cоздателями стиля нового дифирамба стали Кинесий (450-390 до н.э.), любитель виртуозного сольного пения Филоксен из Киферы (436-380 до н.э.) и кифаред Tимофей из Mилета (ок. 400 до н.э.), заменивший принятый для сопровождения xop. пения авлос кифарой. Aвторы др.-греч. комедий часто использовали многострунные кифары для сопровождения лит. текста, вводили в спектакль нар. песенные мелодии. Bместе c тем комедиографы порицали трагедию за муз. изыски и чужеземные влияния и нередко пародировали изощрённую музыку трагедий, следы чего сохранились в тексте комедии «Лягушки» Aристофана. B эллинистич. эпоху в греч. муз. практике возникла орк. музыка и начали появляться муз. инструменты типа органа. Широкое распространение музыки в греч. быту вызвало к жизни необходимость обобщения её практики - создание теории музыки. Попытки осмысления таинств. сил, заложенных в музыке, присутствуют в мифах об Oрфее, Aполлоне, Лине, Aмфионе и Aрионе. Mн. крупнейшие античные мыслители занимались вопросами теории музыки и муз. эстетики. Гераклит (ок. 530-470 до н.э.) указал на диалектич. природу музыки. Пифагор (ок. 580-500 до н.э.) и представители его школы открыли ряд акустич. законов музыки. Последователи Пифагора (каноники) отстаивали пифагорейский строй, осн. на чисто математич. соотношениях между звуками, получаемыми при делении струны. Иx противники - так наз. гармоники - являлись сторонниками Aристоксена (4 в. до н.э.), выдвинувшего положение o том, что критерием муз. произв. является слух, живое восприятие музыки человеком. Этико-теоретич. учение o музыке разрабатывали мн. антич. учёные, в т.ч. Платон (427-347 до н.э.) и его ученики, a также Aристотель (384-322 до н.э.). «Pовные и спокойные» мелодии дорийского лада расценивались Aристотелем как способствующие воспитанию мужества и рассудительности, фригийский лад как возбуждающий, пригодный для «очищения» страстей, и т.п. Понятия, установленные др.-греч. теоретиками, - «музыка», «мелодия», «ритм», «гамма» существуют и в совр. муз. практике. Греки разработали учения o мелодии (мелопея), ритме, ладах. Помимо диатоники, они знали хроматизм, энгармонизм. Hотация в древнегреч. практике производилась греч. и финикийскими буквами. Cохранились: музыка к песне (стасиму) из драмы «Oрест» Еврипида; два гимна Aполлону (138 и 128 до н.э.); погребальная и лирическая песни; 12 строк пеана; 4 строки музыки на самоубийство Aянта и др.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ, правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Кirchentöne, Кirchentonarten; франц. modes gregoriens, tons ecclesiastiques; англ. church modes), - наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения - двенадцати) монодич. ладов, лежащих в основе проф. (гл. обр. церковной) музыки зап.-европ. средневековья. Исторически сложились 3 системы обозначения С. л.: 1) нумерная парная (древнейшая; лады указываются латинизированными греч. числительными, напр. protus - первый, deuterus - второй и т.д., с попарным делением каждого на автентический - главный и плагальный - побочный); 2) нумерная простая (лады указываются римскими цифрами либо лат. числительными - от I до VIII; напр. primus tonus или I, secundus tonus или II, tertius tonus или III и т.д.); 3) именная (номинативная; в терминах греч. муз. теории: дорийский, гиподорийский, фригийский, гипофригийский и т.д.). Сводная система наименований восьми С. л.: I - дорийский - protus authenticus II - гиподорийский - protus plagalis III - фригийский - deuterus authenticus IV - гипофригийский - deuterus plagalis V - лидийский - tritus authenticus VI - гиполидийский - tritus plagalis VII - миксолидийский - tetrardus authenticus VIII - гипомиксолидийский - tetrardus plagalis Осн. ладовые категории С. л. - финалис (конечный тон), амбитус (объём напева) и - в мелодиях, связанных с псалмодированием, - реперкусса (также тенор, туба - тон повторения, псалмодирования); кроме того, мелодиям в С. л. часто свойственны определённые мелодич. формулы (идущие от псалмовой мелодики). Соотношение финалиса, амбитуса и реперкуссы образует основу структуры каждого из С. л.: Мелодич. формулы С. л. в псалмодич. мелодике (псалмовые тоны) - иниций (начальная формула), финалис (заключительная), медианта (срединный каданс). Образцы мелодич. формул и мелодий в С. л.: Гимн «Ave maris Stella.» Офферторий «De profundis clamavi». Антифон «Mandatum novum». Аллилуйя и стих «Laudate Dominum». Градуал «Viderunt». Кyrie eleison мессы «Tempore paschali». Missa pro Defunctis, интроит Requiem aeternam. К характеристикам С. л. относятся и дифференции (лат. differentiae tonorum, diffinitiones, varietates) - кадансовые мелодич. формулы антифонной псалмодии, приходящиеся на шестислоговую заключит. фразу т.н. «малой доксологии» (seculorum amen - «и во веки веков аминь»), к-рую принято обозначать с пропуском согласных: Euouae. Agnus Dei мессы «In Feriis Adventus et Quadragesimae». Дифференции служат переходом от псалмового стиха к последующему антифону. Мелодически дифференция заимствуется от финалисов псалмовых тонов (поэтому финалисы псалмовых тонов наз. также дифференциями, см. «Antiphonale monasticum pro diurnis horis…», Tornaci, 1963, p. 1210-18). Антифон «Ad Magnificat», VIII G. В светской и нар. музыке средневековья (тем более - Возрождения), по-видимому, всегда существовали и др. лады (в этом заключается неточность термина «С. л.» - они типичны не для всей ср.-век. музыки, а преим. для церковной, поэтому правильнее термин «церковные лады», «церковные тоны»). Однако они игнорировались в муз.-науч. литературе, находившейся под влиянием церкви. Й. де Грохео («De musica», ок. 1300) указывал, что светская музыка (cantum civilem) «не очень ладит» с закономерностями церк. ладов; Глареан («Dodekachordon», 1547) полагал, что ионийский лад существует ок. 400 лет. В дошедших до нас древнейших ср.-век. светских, внелитургич. мелодиях встречаются, напр., пентатоника, ионийский лад: Немецкая песня о Петре. Кон. 9 в. Изредка ионийский и эолийский лады (соответствующие натуральному мажору и минору) обнаруживаются и в григорианском пении, напр. вся монодическая месса «In Festis solemnibus» (Кyrie, Gloria, Sanctus, Agnus Dei, Ite missa est) написана в XI, т.е. ионийском, ладу: Кyrie eleison мессы «In Festis solemnibus». Лишь в сер. 16 в. (см. «Dodekachordon» Глареана) в систему С. л. были включены ещё 4 лада (т.о. ладов стало 12). Новые лады: У Царлино («Dimostrationi Harmoniche», 1571, «Le Istitutioni Harmoniche», 1573) и некоторых франц. и нем. музыкантов 17 в. даётся иная по сравнению с Глареаном систематика двенадцати С. л. У Царлино (1558): G. Zarlino. «Le Istitutioni Harmoniche», IV, cap. 10. У М. Мерсенна («Harmonie universelle», 1636-37): I лад - автентич. дорийский (с-с1), II лад - плагальный субдорийский (g-g1), III лад - автентич. фригийский (d-d1), IV лад - плагальный субфригийский (А-а), V - автентич. лидийский (е-е1), VI - плагальный сублидийский (H-h), VII - автентич. миксолидийский (f-f1), VIII - плагальный гипомиксолидийский (с-с1), IX - автентич. гипердорийский (g-g1), X - плагальный субгипердорийский (d- d1), XI - автентич. гиперфригийский (а-а1), XII - плагальный субгиперфригийский (е- е1). Каждому из С. л. приписывался свой определённый выразит. характер. Согласно установкам церкви (особенно в эпоху раннего средневековья) музыка должна быть отрешённой от всего плотского, «мирского» как греховного и возносить души к духовному, небесному, христиански божественному. Так, Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 215) выступал против античных, языческих фригийского, лидийского и дорийского «номов» в пользу «вечного напева новой гармонии, божьего нома», против «изнеженных напевов» и «плаксивых ритмов», которые «развращают душу» и вовлекают её в «разгул» комоса, в пользу «духовного веселия», «ради облагорожения и укрощения своего нрава». Он полагал, что «гармонии [т.е. лады] следует принимать строгие и целомудренные». Дорийский (церковный) лад, напр., часто характеризуется у теоретиков как торжественный, величественный. Гвидо д'Ареццо пишет о «ласковости 6-го», «болтливости 7-го» ладов. Описание выразительности ладов часто даётся развёрнуто, подробно, красочно (характеристики приведены в кн.: Ливанова, 1940, с. 66; Шестаков, 1966, с. 349), что свидетельствует о живом восприятии ладовой интонационности. Исторически С. л. несомненно происходит от системы ладов церк. музыки Византии - т.н. октоиха (осмогласия; греч. oxto - восемь и nxos - глаc, лад), где имеются 8 ладов, разделённых на 4 пары, обозначаемые как автентические и плагальные (первыми 4 буквами греч. алфавита, что равнозначно порядку: I - II - III - IV), и применяются также греч. названия ладов (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, гиподорийский, гипо- фригийский, гиполидийский, гипомиксо- лидийский). Систематизация византийских церк. ладов приписывается Иоанну Дамаскину (1-я пол. 8 в.; см. Осмогласие). Вопрос об историч. генезисе ладовых систем Византии, Др. Руси и зап.-европ. С. л., однако, требует дальнейших исследований. Муз. теоретики раннего средневековья (6 - нач. 8 вв.) ещё не упоминают новых ладов (Боэций, Кассиодор, Исидор Севильский). Впервые о них говорится в трактате, фрагмент которого напечатан у М. Герберта («Gerbert Scriptores», I, p. 26-27) под именем Флакка Алкуина (735-804); однако его авторство сомнительно. Древнейшим документом, достоверно говорящим о С. л., следует считать трактат Аврелиана из Реоме (9 в.) «Musica disciplina» (ок. 850; «Gerbert Scriptores», I, p. 28-63); начало его 8-й главы «De Tonis octo» почти дословно воспроизводит весь фрагмент Алкунна. Лад («тон») трактуется здесь как своего рода способ пения (близко к понятию modus). Автор не приводит нотных примеров и схем, но ссылается на мелодии антифонов, респонсориев, офферториев, коммунио. В анонимном трактате 9[?] в. «Alia musica» (опубликованном Гербертом - «Gerbert Scriptores», I, p. 125-52) указаны уже точные пределы каждого из 8 С. л. Так, первый лад (primus tonus) обозначен как «самый нижний» (omnium gravissimus), занимающий октаву до месы (т.е. А-а), и назван «гиподорийским». Следующий за ним (октава H-h) - гипофригийский и т.д. («Gerbert Scriptores», I, p. 127a). Переданная Боэцием («De institutione musica», IV, capitula 15) систематизация греч. транспозиционных гамм Птолемея (транспозиций «совершенной системы», которые воспроизводили названия ладов - фригийский, дорийский и т.д., - но только в обратном, восходящем порядке) в «Alia musica» была ошибочно принята за систематизацию ладов. В результате греч. названия ладов оказались отнесёнными к другим звукорядам (см. Древнегреческие лады). Благодаря сохранению взаиморасположения ладовых звукорядов порядок последования ладов в обеих системах остался прежним, изменилось лишь направление последования - в пределах регулирующего двухоктавного диапазона греческой совершенной системы - от А до а2. Наряду с дальнейшим развитием октавных С. л. и распространением сольмизации (с 11 в.) нашла применение и система гексахордов Гвидо д'Ареццо. Становление европ. многоголосия (в эпоху средневековья, особенно в эпоху Возрождения) существенно деформировало систему С. л. и привело в конечном счёте к её разложению. Осн. факторами, вызвавшими разложение С. л., были много гол. склад, вводнотоновость и превращение консонирующего трезвучия в основу лада. Многоголосие нивелировало значение некоторых категорий С. л. - амбитуса, реперкуссы, создало возможность окончания сразу на двух (или даже трёх) разл. звуках (напр., нa d и а одновременно). Вводнотоновость (musiса falsa, musica ficta, см. Хроматизм) нарушила строгий диатонизм С. л., уменьшила и сделала неопределёнными различия в структуре С. л. одного и того же наклонения, сводя различия между ладами к главному определяющему признаку - мажорности или минорности осн. трезвучия. Признание консонантности терций (затем и секст) в 13 в. (у Франко Кёльнского, Йоханнеса де Гарландия) привело в 15-16 вв. к постоянному использованию консонирующих трезвучий (и их обращений) и тем самым к внутр. реорганизации ладовой системы, построению её на мажорных и минорных аккордах. С. л. многогол. музыки эволюционировали к модальной гармонии Ренессанса (15-16 вв.) и далее к «гармонической тональности» (функциональной гармонии мажоро-минорной системы) 17-19 вв. С. л. многогол. музыки в 15-16 вв. обладают специфич. окраской, отдалённо напоминающей смешанную мажоро-минорную ладовую систему (см. Мажоро-минор). Типично, напр., окончание мажорным трезвучием пьесы, написанной в ладу минорного наклонения (D-dur - в дорийском d, E-dur - во фригийском е). Постоянное оперирование гармонич. элементами совершенно иной структуры - аккордами - даёт в итоге ладовую систему, резко отличающуюся от первоначальной монодии С. л. Эта ладовая система (модальная гармония Ренессанса) относительно самостоятельна и стоит в ряду др. систем вместе со С. л. и мажоро-минорной тональностью. С установлением господства мажоро-минорной системы (17-19 вв.) прежние С. л. постепенно утрачивают своё значение, отчасти сохраняясь в католич. церк. обиходе (реже - в протестантском, напр. дорийская мелодия хорала «Mit Fried und Freud ich fahr dahin»). Отдельные яркие образцы С. л. встречаются в основном в 1-й пол. 17 в. Характерные обороты С. л. возникают у И. С. Баха при обработке старинных мелодий; в одном из этих ладов может быть выдержана целая пьеса. Так, мелодия хорала «Herr Gott, dich loben wir» (его текст - нем. перевод старого лат. гимна, выполненный в 1529 М. Лютером) во фригийском ладу, обработанная Бахом для хора (BWV 16, 190, 328) и для органа (BWV 725), представляет собой переделку старинного гимна «Те deum laudamus» IV тона, причём в баховской обработке сохранились мелодич. формулы данного ср.-век. тона. И. С. Бах. Хоральная прелюдия для органа. Если элементы С. л. в гармонии 17 в. и в музыке баховской эпохи - остаток старой традиции, то начиная с Л. Бетховена (Adagio «In der lydischen Tonart» из квартета op. 132) наблюдается возрождение старой ладовой системы на новой основе. В эпоху романтизма использование модифицированных форм С. л. связывается с моментами стилизации, обращения к музыке прошлого (у Ф. Листа, И. Брамса; в 7-й вариации из вариаций для фп. ор. 19 No 6 Чайковского - фригийский лад с типичной мажорной тоникой в конце) и смыкается с нарастающим вниманием композиторов к ладам народной музыки (см. Натуральные лады), особенно у Ф. Шопена, Б. Бартока, русских композиторов 19-20 вв.

НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ - термин, обозначающий группу 7-ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н. л. обычно подразумеваются соответствующие лады нар. европ. и внеевроп. музыки, лады ср.-век. монодии, др.-рус. культового пения, диатонич. лады в зап.-европ. и рус. музыке нового времени (17-19 вв.) и в совр. музыке. Это - лады (полные и неполные) эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, диатонические переменные (с сохранением общего звукоряда, напр. в песне «Ходила младёшенька по борочку» из сб. Н. А. Римского-Корсакова), а также очень редко встречающийся локрийский; к Н. л. относят и ангемитонную пентатонику всех видов. Общая схема Н. л. (по И. В. Способину): Н. л. обладают разнообразной окраской звучания. Напр., дорийский - просветлённым минорным колоритом, лидийский - характерной усиленной мажорностью и т. д. В музыке 19-20 вв. композиторы (Э. Григ, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто применяют Н. л. в колористич. звукописных целях. Так, один из случаев использования Н. л. в качестве специального выразит. средства - в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова: сопоставление Н. л. и насыщенной альтерациями хроматированной музыки передаёт контраст ясной, простой, естеств. речи Февронии и смутных, искажённых, беспокойных фраз Гришки Кутерьмы. Н. А. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», действие IV. Однако понятие Н. л. в значит. мере условно. Слово «натуральный» (в общем смысле - «естественный», «соответствующий природе») здесь означает «данный природой» (ср. «натуральный звукоряд», «натуральные валторны»), не видоизменённый, не искусственный (ср. противопоставление: «натуральные» и «искусственные» флажолеты). В Н. л. натурален диатонизм, который понимается как ладовая первооснова. Отсюда различие в европ. миноре между «натуральным», первоосновным звукорядом, указываемым нормативными ключевыми знаками, и «искусственным» вводным полутоном, применяемым систематически, но не уравниваемым в правах с тонами Н. л. Но такое противопоставление действительно лишь для европ. муз. культуры; восточные лады с увелич. секундой по существу столь же «природны», т. е. натуральны, как и вообще все лады народной музыки (в народных ладах всё природно, всё - только основа, без наслоений на неё). (См. Индийская музыка.) С этой точки зрения нельзя не отнести к Н. л., например, обиходный лад (G-A-H-c-d-e-f-g-a-b-c1-d1), в котором звуки, образующие уменьшенную октаву (Н-b), в равной мере натуральны (см., напр., 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова), а также и «хроматизм вразбивку» (термин А. Д. Кастальского) в рус. нар. музыке. Отсюда возможность понимания и совр. 12-ступенной системы как натуральной, т. е. не связанной с альтерацией звуков 7-ступенной системы. «Изучение крестьянской музыки… привело меня… к совершенно свободному распоряжению каждым отдельным тоном нашей хроматической двенадцатитоновой системы», - писал Б. Барток. Однако неправомерно называть эту систему 12-ступенной диатоникой, т. к. это противоречило бы смыслу слова «диатоника».

Оффлайн Bloodmoor

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 83
  • ...
Re: Названия ладов
« Ответ #28 : Июля 21, 2010, 20:00:00 »
 :yy: Спасибо

Оффлайн SDem

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 38
Re: Названия ладов
« Ответ #29 : Июля 28, 2010, 01:57:14 »
Оооо спасиииибо блин) как раз искала что почитать  ;D