Заимствование названий строгодиатонических ладов в контексте современной теории музыки из древнегреческой муз.терминологии,единственный, пожалуй, факт, который я обнаружил в своих извилинах.. Интересным показался мне вопрос по сути.. Известный факт, что диатонические лады имеют индивидуальную звуковую окраску,
зависящую от интервальных сочетаний ступеней того или иного.. Интересно и любопытно было отследить от каких корней всё-таки образовались их названия.. а особенно засело слово 'почему??' Полез в ТМ, потом в словари вики и другие. ковырялся долго... что удалось выяснить...
"
Многие мелодии народных песен имеют в основе лады, схожие с мажором и минором, но отличающиеся отдельными звуками. Эти лады принято условно называть старинными ( т.к. они применялись в музыке значительно раньше, чем получили распространение
мажор и минор) или натуральными ладами ( их можно построить низ основных ступеней звукоряда). Начиная со средних веков за ними закрепились названия, заимствованные из древнегреческой музык.терминологии..." ('Элементарная теория музыки' .Красинская,
В.Уткин'). не густо...
'Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов
ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский).
и шесть «гиполадов» (гипоионийский, и т.д.), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия...
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ - системы мелодич. ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального
состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c некоторыми упрощениями): B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида,различавшиеся расположением больших и малой секунд: Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: «слитное» (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 - h - a, a - g - f - e) и «раздельное» (diasenxis), при котором смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 - d1 - c1 - h, a - g - f - e).
Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады (т.н. «виды октав» или armoniai - «гармонии»).
Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, которые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский («смешанно- лидийский») трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов. Побочные - гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и
дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими)...
Cхема семи октавных ладов: Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion - «совершенная [т.e. полная] система».При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью которых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi - тональности). Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер («этос»). Tак, дорийский лад (дуряне - одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия - области Mалой Aзии) - возбуждённым, страстным, вакхическим: Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных «окрасок» (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения. Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона.' (Музык.энциклопедия в инете...)
Хотелось докопаться до корней... дальше по всемозможным словарям на академикеру.
Ионийцы или ионяне — одно из основных древнегреческих племён. Ионийцы получили название от легендарного героя Иона, считавшегося родоначальником племени. Занимали территорию Аттики, часть о. Эвбея, острова Хиос,Самос, Наксос и др. В XI-IX вв. до н. э. они колонизовали среднюю часть западного побережья Малой Азии (область Ионии), потом побережья Чёрного и Мраморного морей. На ионийском диалекте, который получил широкое распространение, сохранилась большая литература (например, поэмы Гомера, сочинения Геродота) и значительное количество эпиграфических памятников.
Ионийцы — одно из четырёх главных племен греческого народа, по традиции, формулированной уже Гесиодом. Наряду с ионийцами племена, эти — дорийцы, эолийцы и ахейцы — производились от сыновей Эллина, Дора и Эола, и сыновей третьего их брата, Ксуфа — Ахея и Иона. В историческом развитии эолийцы и ахейцы стушёвываются перед дорийцами и ионийцами, которые являются главными носителями греческой культуры. К такому же результату приходит и современная лингвистика,
признающая самостоятельное развитие только за дорийскими и ионийскими диалектами, диалекты же прочих племен,относившихся прежде к числу эолийских или ахейских, считающие несамостоятельными и обличающими близость к одной из двух упомянутых главных групп, или смешение их признаков.
Среди ионийцев с древнейших времен процветали искусства и науки; уроженцами Ионии были: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Ксенофан, Анаксагор, Гекатей из Милета, Анакреон, Мимнерм, Апеллес и Парразий.
Ион (мифология)
Ион — мифический родоначальник ионян.
Более древнее предание (у Гесиода) признает Иона сыном Ксуфа, одного из трёх сыновей Эллина. Изгнанный из Фессалии братьями, Ксуф, по более поздней обработке того же предания, переселился в Аттику, где женился на дочери Эрехфея Креусе и
имел от неё сыновей Иона и Ахея. Согласно Еврипиду, Ион — сын Аполлона и Креусы, вырос в Дельфах, по оракулу Аполлона Ксуф
признал в нем сына. От него ионийцы.По версии, предводитель ионийской колонизации.
Специальное аттическое предание, обработанное Еврипидом в его трагедии «Ион», старается сделать Иона не чужеземцем,а местным героем, сыном Креусы не от Ксуфа, а от Аполлона. Полагают, что Ксуф — первоначально лишь прозвище Аполлона
(светловолосый).Действующее лицо трагедии Софокла «Ион» (фр.319-320 Радт) и трагедии Еврипида «Ион».
Йона (греки)
Йона — название греков на языке пали. На санскрите название греков звучит как явана; в книге Бытие ("Ноах" в иудейской традиции) в качестве одного из потомков Иафета ("Япет" в иудейской традиции), считающегося родоначальником индоевропейских народов, указан Иован (Яван). Йона и явана оба являются переводом греческого этнонима ионийцы (Гомер. Iaones, стар. *Iawones). Данная группа греков, по-видимому была наиболее хорошо известной на Древнем Востоке.
Иония ( лат. Ionia); область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря,
(теперь территории, прилегающие к Измиру в Турции). Включала узкую полосу берега от Фокеи у устья реки Хермус (Гедиз) до Милета у устья реки Большой Мендерес (в прошлом — Меандр); острова Хиос и Самос. Граничила с Эолией на севере,
Лидией на востоке и Карией на юге.
Такой вот ладец....
Теперь, так сказать, параллель в миноре...
Эолийцы Эолийцы (эоляне) — одно из основных древнегреческих племён. Получили название от легендарного героя Эола, бывшего согласно греческой мифологии одним из сыновей Эллина и считавшегося родоначальником племени.
Эолийцы — одно из четырёх главных племен греческого народа, по традиции, формулированной уже Гесиодом.
Племена эти — ионийцы, ахейцы, дорийцы и эолийцы — производились от двух сыновей Эллина — Дора и Эола,и детей его третьего сына Ксуфа — Ахея и Иона. В историческом развитии эолийцы и ахейцы стушёвываются перед дорийцами и ионийцами, которые являются главными носителями греческой культуры. К такому же результату
приходит и современная лингвистика, признающая самостоятельное развитие только за дорийскими и ионийскими диалектами,диалекты же прочих племен, относившихся прежде к числу эолийских или ахейских, считающиеся несамостоятельными и
обличающими близость к одной из двух упомянутых главных групп, или смешение их признаков.Изначально обитали в Фессалии, но после вытеснения дорийцами ахейцев с их земель эолийцы заселили часть брошенных и разрушенных городов, среди которых Дельфы.Говорили на эолийских диалектах древнегреческого языка: эгейском (он же азиатский эолийский), фессалийском и беотийском диалектах.
Эолида — населённая преимущественно эолийцами греческая область на эгейском побережье Малой Азии (Троада, Мизия, Лидия) с прилегающими островами (Лесбос, Тенедос).
К южноэолийским городам относилась Кима, а позднее ионическая Смирна, к североэолийским — города, образовавшие в период Римской империи Эолийский союз городов. Начиная с 546 г. до н.э. Эолида находилась под властью Креза,
входила в состав империи персов; позднее принадлежала к Афинскому морскому союзу, а с 404 г. до н. э. была вновь завоёвана персами. Освобождённая Александром Македонским, Эолида принадлежала затем Пергамскому царству, некоторое
время царству Селевкидов и со 133 г. до н. э. вновь Риму.Плиний Старший в «Естественной Истории» упоминает Эолиду под латинизированным названием Aeolis.Родина Гесиода.
Эол (греч. Эолай) — персонаж древнегреческой мифологии . Хотя его функции близки к божественным, во всех версиях подчёркивается его происхождение от людей, поэтому он является лишь полубогом.
Мифы
Сын Посейдона и Арны (либо сын Посейдона и Меланиппы ), внук старшего Эола (по другим, на островах поселился сын Гиппота.
По одной версии, вскормлен коровой. По другой, родился и воспитан в Метапонте, куда бежала его мать. Когда был изгнан,поселился на Эоловых островах в Тирренском море и основал город Липара. Жена Киана, 6 добродетельных сыновей .Согласно Гомеровской «Одиссее» — сын Гиппота, властитель острова Эолии, Зевс сделал его господином над ветрами, он отец шести сыновей и стольких же дочерей, которые, составляя шесть брачных пар, ведут шумную, полную веселья жизнь в царском дворце отца.
По Вергилию, Эол живёт на одном из Эоловых островов, являясь самостоятельным властителем воздушной стихии.
По истолкованию, научил мореплавателей, как держать курс в области Мессинского пролива, и был назван царём ветров.
По истолкованию, был звездочётом.
Само имя «Эол» стоит в тесной связи с понятием подвижности , характеризующей воздушную стихию.
Сказание о кожаном мехе с заключёнными в нём ветрами встречается и в других мифологиях.
Эол — в древнегреческой мифологии имя трёх мифических персонажей, представляющих собой расщепление некогда единого
образа и зачастую смешивавшихся. Эол — повелитель ветров.
ЛидийцыЖители Лидии, рано достигшие известной степени культуры, принадлежали к неопределённой расе, родственной тирсенам,
торребам и сарданам и подвергшейся сильному влиянию хеттов; одна из царских династий Лидии принадлежала, как предполагают,
к племени хеттов.
Лидия - , в древности страна на западе М. Азии, населенная племенами лидийцев.
В 7-6 вв. до н. э. независимое государство. В 6-4 вв. до н. э. под властью персов,
затем входила в державу Александра Македонского, государства Селевкидов, Пергама
и Рима (составляла часть пров. Азия).Лидия (тур. Lidya) — в древности страна в Малой Азии, называвшаяся раньше Мэонией,
доходившая до Эгейского моря и внутри полуострова занимавшая верхние течения Герма и Каистра,
отделённые друг от друга Тмолом.

Древнейшая история страны рассказывается греческими историками в совершенно мифологических чертах. Столицей Лидии была сначала Магнезия, первоначальный центр цивилизации этих мест, резиденция Тантала, друга богов, отца Ниобы и Пелопидов.
Древнейшие царские династии — Атиады, сменённые Гераклидами, — признавали фригийское верховенство.
Лид. Его именем названа страна Лидия, прежде называвшаяся Меонией. Сын Атиса и Каллитеи, потомок Геракла и Омфалы
(по Геродоту, не потомок Геракла); сын Геракла и Омфалы.
Дорийцы или доряне — наряду с ахейцами, ионийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Говорили на дорийском диалекте древнегреческого языка,
единственным современным потомком которого является цаконский язык.
На рубеже XIII—XII вв. до н. э. дорийцы в составе других племен (говоривших на западногреческих диалектах)
вторглись на территорию Средней Греции и в Пелопоннес, где находились центры микенской цивилизации.
Это событие получило название «дорийское вторжение». Племенные группы дорийцев расселились на Пелопоннесе (обл. Арголида, Лаконика, Мессения , Коринфия и Мегарида на Истме), на южных островах Эгейского моря (Крит, Родос, Фера (Санторини), Мелос и др.), в юго-западной части Эгейского побережья Малой Азии с близлежащими островами (азиатская Дорида).
Дорида — небольшая (около 200 км) гористая область в центре средней Греции, между массивами Эты и Парнаса, граничившая с Этолией, Фокидой и обеими Локридами и орошаемая верхним течением Кефисом и его притоком Пиндом. Первоначально называлась Дриопидой по населявшим ее дриопам. Последние были вытеснены дорийцами,основавшими здесь четыре небольших города (так называемая дорийская тетраполия).
Согласно греческой мифологии, родоначальником дорийцев считался Дор, сын Эллина и нимфы Орсеиды. По преданию, жили сначала в европейской Греции, у Олимпа и Оссы, в фессалийской местности Гестиейе и в Дориде у Эты. Земли в Средней Греции (обл. Дорида) они получили от Геракла. Около 1100 до н. э.дорийцы под начальством Гераклидов вторглись в Пелопоннес, многие из областей которого ранее были завоеваны Гераклом (в мифологии вторжение дорийцев получило название «возвращение Гераклидов»).
ФРИГИЙЦЫ индоевропейские племена, пришедшие на терр. М. Азии между 15-13 вв. до н. э. с терр. Македонии или Фракии. По языку, очевидно, родственны армянам, мисийцам, фракийцам и др. Впрочем, язык Ф. известен лишь по небольшому числу фригийских надписей, глоссам у античных авторов, а также из сохранившихся имен и географич. названий. Ф. занимались земледелием, скотоводством, из ремесленных производств - добычей мрамора, разработкой золотых рудников,
обработкой шерсти и т. д., вели оживленную торговлю, особенно с греками и римлянами, чеканили монету. Ф. жили в основном в сельских р-нах, однако имелся и ряд крупных городов: Гордион, Келены, Котий и др.
ФРИГИ или ФРИГИЙЦЫ Малоазиатский народ, известный в древности своей вялостью и ограниченностью ума, также вышиванием золотом.
(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)
Фригия (греч. Phrygia)
в древности область в северо-западной части Малой Азии, населённая
индоевропейскими племенами фригийцев, переселившимися из Европы
(из Македонии или Фракии) во 2-м тыс. до н. э. В 13 в. фригийцы помогали
Трое (См. Троя) в войне против греков, после гибельного для Трои исхода
Троянской войны (См. Троянская война) они установили своё господство над
Троадой. Фригийцы сыграли значительную роль в падении Хеттского царства
(около 12 в.), большая часть территории которого перешла под власть Ф.
В 10—8 вв. Ф. представляла собой царство со столицей г. Гордион, названным
по имени царя Гордия. В 9 в. она установила господство на Эгейском море.
Фригийское царство было основано в VIII веке до н.э. на руинах Хеттского государства
Название «Фригия» произошло от имени фригийцев — народа переселившегося сюда с территории Македонии около 1200 г. до н. э. Со времени присоединения части Фригии к Ликаонии и Галатии, под так называемой Великой Фригией подразумевали область (пределы её несколько изменялись), окруженную Карией, Лидией, Мизией, Вифинией, Галатией, Ликаонией и Писидией; Малой или Геллеспонтской, или Епиктетской Фригией называли прибрежные полосы к югу от Геллеспонта и Препонтиды.
Фригий. Сын Нелея, правитель Милета. Стал царем после Фобия. Влюбился в Пиерию из Миунта. См. Плутарх. О доблести женской 16, Полиэн. Стратегемы VIII 35; Аристенет. Любовные письма I 15.
Локрида(греч. Lokris) распадалась на 2 разделенные Парнассом, Доридой и Фокидой области;
одна лежала на восточном, другая на южном берегу средней Эллады. Восточная Л.,
расположенная по берегу Малийского и Эвбейского заливов, простиралась от Фермопильского
прохода до границы с Беотией и распадалась на 2 области: Л. Эпикнемидскую, западную, и
Опунтскую, восточную с поверхностью в 14—15 кв. миль. Страна была плодородна и густо населена; много было возделанных полей и пастбищ, овец и коз, вина, оливок, смокв. Местные сказания связывают эпоним племени с лелегами, что указывает на принадлежность племени к туземному основному населению. Вновь прибывшие эллинские племена разделили на части страну, раньше заселенную от моря до моря локрийским племенем. Другая Л.,так называемая Озольская, граничила на З с Этолией, на С с Доридой, на В с Фокидой и имела поверхность в 12 кв. миль. Название свое Локрийцы озольские (Л. смердящие) получили от козьих шкур, которые служили им одеждой.
Локр - персонаж древнегреческой мифологии, эпоним локров. Герой. Сын Фиския (сына Амфиктиона).
Либо сын Амфиктиона. По еще одной версии, сын Зевса и Мэры.
Возможно уловить логику и разобраться в толковании средневековых названий не так и просто, но материал о корнях названий ладовых структур, лично мне был любопытен.
пусть лежит и на гп...