Вот вы, например, можете составить этакий ряд в направлении от самой устойчивой ступени к самой неустойчивой? Было бы любопытно.
Так и быть, поведусь на эту провокацию, просто ради смеха ))
в натуральном мажоре - 1-5-3-6-2-7-4 - это просто на основе своего ощущения, никакой теории.
Можно еще взять обертоновый звукоряд.
А вообще, я уже говорил, что важен факт устойчивость-неустойчивость, тяготения.
P.S.: Я не уверен, что в современной танцевальной музыке ладовое значение звуков имеет какое-либо существенное значение. Мне кажется (хотя я могу ошибаться), что здесь важнее собственно звучание, тембры, колористические эффекты, бит и т.п. В экстремальных разновидностях металлической музыке ладовые портреты тоже отходят на второй план - здесь опять же всё заслоняется первичными средствами воздействия на психику (тембр инструмента, динамика, ритм и т.п.).
Нет, эти рассуждения ошибочны в контексте разговора. Вы рассуждаете о том, что важно для того или иного стиля. А разговор находится над этим уровнем - речь о принципе восприятия музыки - тональная и атональная. На этом уровне вся популярная музыка - танцевальная, металлическая, сложная, примитивная - все это одно и то же.
Если взять танцевальную мелодию и "освободить" ее от тембров, просто сыграв на рояле, то все равно она как-то будет узнаваема благодаря ладу, ритмо-мелодическим попевкам и неким гармоническим оборотам. Может быть она перестанет быть танцевальной, но базовый принцип восприятия останется. А вот если из музыки выкинуть тонику, лад, то музыка перестанет восприниматься музыкой, а превратится в атональную "собачатину", "джасс". Кстати, для неподготовленного слуха джаз таким и представляется, так как он не может определиться с точкой отсчета, не может (на интуитивном уровне) определить тонику, систему ладовых отношений из-за большого количества альтераций, надстроек, хроматизма, "замен" при смене тональностей.
Кстати, хороший пример, демонстрирующий работу слуха и что делает звуки музыкальными у Теплова:
«любой музыкальный клоун в цирке с легкостью демонстрирует, что шумы, происходящие от ударов по поленьям, имеют подлинную высоту, которая тотчас же вычленяется даже и людьми, вовсе не обладающими особенно хорошим “музыкальным слухом”, как только упомянутый клоун начинает разыгрывать на поленьях мелодии, то есть как только стук по поленьям становится музыкой»
... и добавил:В экстремальных разновидностях металлической музыке ладовые портреты тоже отходят на второй план - здесь опять же всё заслоняется первичными средствами воздействия на психику
Хотя в чем-то соглашусь - существуют стили, в которых использование низких строев, сильно искаженного звука, гроулинга и скриминга может сильно затруднять восприятие лада. Я думаю, что эти экстремальные разновидности обращены уже не к музыкальному восприятию перципиента, а к каким-то иным сторонам его психики, закоулкам души...
В качестве небольшого личного доказательства могу сказать, что ребята, которые слушают только такую музыку, отличаются крайне неразвитым слухом и отсутствием музыкальности. Не берусь судить, где причина, а где следствие, но взаимосвязь наблюдается.
... и добавил:Я не отвергаю самого понятия "устой-неустой", раз уж оно введено теоретиками, значит, какое-то явление оно призвано объяснить.
Теоретики? То есть в ваших собственных ощущениях на практике вы не получили подтверждения существования этого явления?