Автор Тема: Не понял насчет ступеней  (Прочитано 1775 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн JoeYamp Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 580
  • Поддай ревербу!
Не понял насчет ступеней
« : Июля 16, 2011, 02:19:18 »
Здаров,
Только что досмотрел кассету Frank Gambale про основные лады (ионийский, дорийский и т.д). Кассета отличная, только вот я кое-что не понял. Он говорит - Ионийский лад - первая ступень, дорийский - вторая и т.д (все примеры в до-мажоре). Возьмем дорийский: он говорит - играй со второй ступени, а вторая ступень у До-мажора - ре. Но когда он сам играет, то начинает всегда с до. Причем тут тогда ступени, и зачем это вообще нужно?
И еще. Он связывает лады с какими-то посторонними гаммами. Для C-дорийкого - Bb maj, для C-фригийского - Ab maj, лидийский - G maj, миксолид. - F maj, эолийский - Eb maj, локрийский - Db maj. Понятно, что в этих гаммах нотки такие же, но на что это влияет, и как определить, какая гамма для какого лада? А то он говорит - так это C лидийский - ну конечно гамма G maj, как будто это что-то само мобой разумеющееся... Объясните нубу пожалуйста.

Оффлайн Dunkar

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Усугубитель
Re: Не понял насчет ступеней
« Ответ #1 : Июля 16, 2011, 10:31:51 »
Кассету не смотрел, но про гаммы поясню. До-ионийский, ре-дорийский, ми-фригийский и т.д. имеют одинаковый звукоряд, то есть играются одними и теми же звуками - "по белым клавишам". Получается, что ионийский (мажор) "находится" на б.секунду ниже дорийского, на б.терцию ниже фригийского и т.п. при одинаковом звукоряде.

Соответственно, если нужен до-дорийский, то можно играть мажорный звукоряд от Bb, то есть на тон (большую секунду) ниже от C. И так далее: фригийский - мажорный на два тона вниз (большую терцию) - Ab-dur, лидийский - мажорный на кварту вниз - G-dur и т.д.

Хотя, на мой взгляд, лучше играть лад, отталкиваясь от повышенных/пониженных ступеней.

Оффлайн JoeYamp Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 580
  • Поддай ревербу!
Re: Не понял насчет ступеней
« Ответ #2 : Июля 16, 2011, 12:18:15 »
Понял.
Да, я теперь играю с помощью повышенных и пониженных ступеней. Если играть мажорный звукоряд, основываясь на + n ступеней, то не передается атмосфера лада=)
Только вот еще один вопрос: насчет обыгрывания. Обычно я играю в стандартной I IV V. Надо находить нужные аккорды, отталкиваясь от мажорного звукоряда соответствующей ступени или как?  Этот Фрэнк находит для C-Ионийского последовательность C-G/C-F/C. Ну это понятно, только странно, что с до в басу, я всегда играю просто C-F-G. А вот для C-Дорийского внезапно Сmin7-F/C-Cmin7-F/C  :7: :7: :7: Как? Почему?? Зачем???
Видеошкола называется Frank Gambale - Modes No More Mystery. В цифровом формате нашел на русском http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=875429

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Re: Не понял насчет ступеней
« Ответ #3 : Июля 16, 2011, 23:12:12 »
Только вот еще один вопрос: насчет обыгрывания. Обычно я играю в стандартной I IV V. Надо находить нужные аккорды, отталкиваясь от мажорного звукоряда соответствующей ступени или как?  Этот Фрэнк находит для C-Ионийского последовательность C-G/C-F/C. Ну это понятно, только странно, что с до в басу, я всегда играю просто C-F-G. А вот для C-Дорийского внезапно Сmin7-F/C-Cmin7-F/C  :7: :7: :7: Как? Почему?? Зачем???

Потому что дорийский - это минор, поэтому там будет Cm.

Оффлайн JoeYamp Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 580
  • Поддай ревербу!
Re: Не понял насчет ступеней
« Ответ #4 : Июля 17, 2011, 00:08:18 »
Это как раз понятно. Но почему септаккорд?

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Re: Не понял насчет ступеней
« Ответ #5 : Июля 17, 2011, 00:19:19 »
Это как раз понятно. Но почему септаккорд?

Ну, потому что там есть малая септима, поэтому и септаккорд. Но это неважно, главное, что основа - минор.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Не понял насчет ступеней
« Ответ #6 : Июля 18, 2011, 17:35:08 »
Это как раз понятно. Но почему септаккорд?
Потому что ладовые последовательности у него организуются на основе мажорных трезвучий, которые есть в ладу плюс выдержанный бас-тоника.

"Родительский" лад Bb мажор, в нем три мажорных трезвучия Bb, Eb, F. Но чтобы превратить звукоряд Bb мажора в До дорийский, нужно "утверждать" тонику До:
Eb/C - F/C - (Bb/C) - до дорийский.
Eb/C - это, собственно, Cm7

Разумеется звуки "родительского мажора" становятся ступенями данного лада - перенумеровываются и приобретают иное звучание.

То же самое с другими ладами.
До фригийский - родительский мажор Ab. Определяем в нем маж. трезвучия (I, IV, V) Ab, Db, Eb. Играем эти трезвучия (все три или только два наиболее характерных - устой и неустой) с басом До:

Eb/C - (Ab/C) - Db/C  - фригийский лад.

Цитировать
Он связывает лады с какими-то посторонними гаммами. Для C-дорийкого - Bb maj,

лад:
X-Род.мажор/Y-тоника лада

хм...  :typing_on_guitarplayer:

X{1}/Y{2,3,4,5,6,7} , где 2 - дор, 3 - фриг, 4 - лид, 5 - микс, 6 - эол, 7 - лок.

Чтобы определить родительский маж. звукоряд, нужно  сделать несколько шагов (X=Y-1)  вниз по ступеням к тонике маж. звукоряда.  :crazy:
(да ладно, с формулами я шучу))
« Последнее редактирование: Июля 18, 2011, 17:43:52 от eye »

Оффлайн JoeYamp Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 580
  • Поддай ревербу!
Re: Не понял насчет ступеней
« Ответ #7 : Июля 18, 2011, 18:34:49 »
Ага, ясно, спасибо!
Надо бы теорию хорошенько подучить :vis: