Играя песни по аккордам в буквенном обозначении, либо записывая аккорды таким образом, я со временем обнаружил, что слабо представляю себе связь между ними. Таким образом, смена аккорда Am на Dm, к примеру, означала для меня не более, чем смену положения левой руки на грифе. Я понял, что, выучив аккорды по отдельности, я могу играть,лишь точно следуя записанной кем-то последовательности, не в состоянии даже увидеть ошибочно записанный аккорд. Между тем, если бы я знал,что аккорд Dm - субдоминанта для Am, это позволило бы мне, во-первых,с легкостью транспонировать данную последовательность в любую тональность, а во-вторых, что гораздо важнее, связать данную смену аккордов с определенным типом движения, что, в конечном счете, должно привести к развитию слуха и, пользуясь терминологией Стива Вэя, усилить связь "гриф-голова". Изучая курс джазовой гармонии, я узнал о существовании другой системы записи гармонических последовательностей: с помощью цифрованного баса. Для этого необходимо определить тональность произведения,затем вычислить положение всех остальных аккордов относительно тонического (т.е. соответствие аккорда ступени соответствующего лада).
Для тональности C (до-мажор) ступени будут следующими:
С - D - E - F - G - A - H - C
I - II - III - IV - V - VI - VII - I
Теперь необходимо запомнить характер каждого аккорда.
Ступень I - мажорный (M)
II - минорный (m)
III - минорный (m)
IV - мажорный (M)
V - доминантный (x)
VI - минорный (m)
VII - полууменьшенный (0)
Таким образом, зная ступень, которой соответствует аккорд, мы уже можем сказать, какого качества он должен быть, и записываем только цифру: V вместо G7. Если же характер аккорда не соответствует вышеописанному,к примеру, на пятой ступени появляется аккорд Gm7, тогда он записывается следующим образом: Vm.
Правда, в джазе это все септаккорды, но эту схему можно с таким же успехом применять и для простых трезвучий.
Теперь попробуем записать в этой системе какую-нибудь песенную последовательность. Возьмем, к примеру Blowing In the Wind Боба Дилана. Последовательность аккордов в куплете там следующая:
{ G - C - D - G - }
{ G - C - G - - - }
{ G - C - D - G - }
{ G - C - D - - - }
{ G - C - D - G - }
{ G - C - G - - - }
и припев:
{ C - D - G - C - }
{ C - D - G - - - }
Теперь запишем ее с помощью цифрованного баса.
Тональность - Соль-мажор. Итак,
G:
{ I - IV - V - I - }
{ I - IV - I - - - }
{ I - IV - V - I - }
{ I - IV - V - - - }
{ I - IV - V - I - }
{ I - IV - I - - - }
и припев:
{ IV - V - I - IV - }
{ IV - V - I - - - }
Как видим, последовательности исключительно простые:
тоника - субдоминанта - доминанта - тоника, либо
тоника - субдоминанта - тоника. Однако, это совсем не так очевидно, когда мы смотрим только на буквы G, C, и D.
Правда, такая запись сначала может показаться непривычной и даже сложной, но через некоторое время она должна стать так же легко читаемой, как и запись аккордами. Достаточно увидеть, как на грифе получается тот или иной интервал.
К примеру, аккорд G мы играем с помощью баррэ на III ладу,
-3-
-3-
-4-
-5-
-5-
-3-
соответственно тоника (1 ступень) аккорда находиться на 6-й струне, III-й лад. (Положение нот хотя бы на 5-й и 6-й струнах надо запомнить).Тогда где находиться субдоминанта? Субдоминанта - это IV-я ступень лада, т.е. отстоит на кварту от тоники. Кварта = 5 X 1/2 тона; т.е. ровно ниже на одну струну (5-я струна, III лад). Строим аккорд от пятой струны, на том же третьем ладу. Получаем C!
-3-
-5-
-5-
-5-
-3-
-3-
Сдвигаем еще на тон, получаем квинту = 7 X 1/2 тона, т.е. доминанту. Это будет аккорд D:
-5-
-7-
-7-
-7-
-5-
-5-
Достаточно запомнить, что для "F-образного" аккорда субдоминантой будет "H-образный" аккорд на том же ладу, а доминантой - на 2 лада правее и т.д.
Таким же образом вычисляем, что для "H-образного" аккорда доминантой будет "F-образный" том же ладу, а субдоминантой - на 2 лада левее.
Ну и так далее.
Надеюсь, это кого-нибудь заинтересует.