Автор Тема: Некоторые мысли по поводу развития музыкального мышления непрофессионального гитарист  (Прочитано 5991 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн artemk Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 51
  • Зарегистрированный
    • http://openmind.newmail.ru
Играя песни по аккордам в буквенном обозначении, либо записывая аккорды таким образом, я со временем обнаружил, что слабо представляю себе связь между ними. Таким образом, смена аккорда Am на Dm, к примеру, означала для меня не более, чем смену положения левой руки на грифе. Я понял, что, выучив аккорды по отдельности, я могу играть,лишь точно следуя записанной кем-то последовательности, не в состоянии даже увидеть ошибочно записанный аккорд. Между тем, если бы я знал,что аккорд Dm - субдоминанта для Am, это позволило бы мне, во-первых,с легкостью транспонировать данную последовательность в любую тональность, а во-вторых, что гораздо важнее, связать данную смену аккордов с определенным типом движения, что, в конечном счете, должно привести к развитию слуха и, пользуясь терминологией Стива Вэя, усилить связь "гриф-голова".   Изучая курс джазовой гармонии, я узнал о существовании другой системы записи гармонических последовательностей: с помощью цифрованного баса. Для этого необходимо определить тональность произведения,затем вычислить положение всех остальных аккордов относительно тонического (т.е. соответствие аккорда ступени соответствующего лада).

Для тональности C (до-мажор) ступени будут следующими:

С   - D   - E   - F   - G   - A   - H   - C
I   - II   - III   - IV   - V   - VI   - VII   - I

Теперь необходимо запомнить характер каждого аккорда.

Ступень   I - мажорный (M)
   II - минорный (m)
   III - минорный (m)
   IV - мажорный (M)
   V - доминантный (x)
   VI - минорный (m)
   VII - полууменьшенный (0)

Таким образом, зная ступень, которой соответствует аккорд, мы уже можем сказать, какого качества он должен быть, и записываем только цифру: V вместо G7. Если же характер аккорда не соответствует вышеописанному,к примеру, на пятой ступени появляется аккорд Gm7, тогда он записывается следующим образом: Vm.

Правда, в джазе это все септаккорды, но эту схему можно с таким же успехом применять и для простых трезвучий.

Теперь попробуем записать в этой системе какую-нибудь песенную последовательность. Возьмем, к примеру Blowing In the Wind Боба Дилана. Последовательность аккордов в куплете там следующая:

{ G - C - D - G - }
{ G - C - G - - - }
{ G - C - D - G - }
{ G - C - D - - - }
{ G - C - D - G - }
{ G - C - G - - - }

и припев:

{ C - D - G - C - }
{ C - D - G - - - }

Теперь запишем ее с помощью цифрованного баса.
Тональность - Соль-мажор. Итак,

G:
{ I - IV - V - I - }
{ I - IV - I - - - }
{ I - IV - V - I - }
{ I - IV - V - - - }
{ I - IV - V - I - }
{ I - IV - I - - - }

и припев:

{ IV - V - I - IV - }
{ IV - V - I - - - }

Как видим, последовательности исключительно простые:
тоника - субдоминанта - доминанта - тоника, либо
тоника - субдоминанта - тоника. Однако, это совсем не так очевидно, когда мы смотрим только на буквы G, C, и D.

Правда, такая запись сначала может показаться непривычной и даже сложной, но через некоторое время она должна стать так же легко читаемой, как и запись аккордами. Достаточно увидеть, как на грифе получается тот или иной интервал.

   К примеру, аккорд G мы играем с помощью баррэ на III ладу,

   -3-
   -3-
   -4-
   -5-
   -5-
   -3-

соответственно тоника (1 ступень) аккорда находиться на 6-й струне, III-й лад. (Положение нот хотя бы на 5-й и 6-й струнах надо запомнить).Тогда где находиться субдоминанта? Субдоминанта - это IV-я ступень лада, т.е. отстоит на кварту от тоники. Кварта = 5 X 1/2 тона; т.е. ровно ниже на одну струну (5-я струна, III лад). Строим аккорд от пятой струны, на том же третьем ладу. Получаем C!

   -3-
   -5-
   -5-
   -5-
   -3-
   -3-

Сдвигаем еще на тон, получаем квинту = 7 X 1/2 тона, т.е. доминанту. Это будет аккорд D:

   -5-
   -7-
   -7-
   -7-
   -5-
   -5-

Достаточно запомнить, что для "F-образного" аккорда субдоминантой будет "H-образный" аккорд на том же ладу, а доминантой - на 2 лада правее и т.д.

Таким же образом вычисляем, что для "H-образного" аккорда доминантой будет "F-образный" том же ладу, а субдоминантой - на 2 лада левее.

Ну и так далее.
Надеюсь, это кого-нибудь заинтересует.

Оффлайн Pot@p

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Зарегистрированный
    • http://пока_нету.ру
Ух ты...прикольно...доступно объяснил....у меня даже сестра со второго раза въехала! :) молодец....побольше таких как ты...и на форуме будет появляться меньше глупых вопросов!
:-):xyxthumbs

Оффлайн Pot@p

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Зарегистрированный
    • http://пока_нету.ру
*******************************
« Ответ #2 : Марта 01, 2004, 23:55:51 »
Ну не все же книжки умеют читать...некоторым в монитор пялиться больше катит! :-)

Оффлайн KKK

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 218
  • ХрящЪ
    • http://
Давно такой штукой пользуюсь, действительно "Молотков-Манилов".

Одно но только есть...   Думать таким образом я так и не привык. Хотелось следующего - в каждый момент времени ( например в игре соло) представляешь себе ступеневую величину звучащего в данный момент аккорда( ну альтерации ещё) и конечно помнишь тональность. Пока в общем случае не получилось ( могу в блюзе  :) , но это, я думаю, все могут!)

Если последовательно: нужно выработать(довести до автоматизма) следующую логическую цепочку: знаю, аккорд какой ступени играется следующим, зная тональность вычисляю абсолютную высоту тоники аккорда ( букву аккорда), выбираю его аппликатуру исходя из а - удобства, б - голосоведения, в - ещё чего нибудь и извлекаю аккорд.

Пока не на автомате всё это, будем работать.

Оффлайн artemk Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 51
  • Зарегистрированный
    • http://openmind.newmail.ru
Насчет "Молоткова-Манилова" - честно говоря, не помню, кто там был автор, но и утверждать, что сам это придумал, конечно, не буду. Дело-то в том, что книженция эта лежала у меня на столе около года, пока я до нее "дорастал", потому как мне, как человеку без музыкального образования, втыкаться во всю ту заумь было довольно-таки тяжело. А вещи на самом-то деле довольно простые и сам я был бы рад, если бы мне это кто-то объяснил гораздо раньше

Оффлайн cromlech

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 727
Одной теории знать мало, хотя знать ее несомненно не помешает. Чем больше узнаешь, тем запутаннее становиться.
Смотрю имногда на какие нибудь замороченные аккордовые последовательности и "руки опускаются". Мне уж проще на слух гармонию запомнить, чем путем дробления на кврты и квитны. Воопще то одно с другим связано..
А еще недостаток теории в том, что она в некоторых местах сковывает музыканта в жесткие рамки. И приходиться еще больше учиться, чтоб из этих рамок выйти. Парадокс...

Оффлайн artemk Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 51
  • Зарегистрированный
    • http://openmind.newmail.ru
так в этом и беда - на слух все помнишь, спеть можешь, а берешься за гитару - и как слепой котенок...)) Учиться, все-таки, наверное, надо...))

Оффлайн skunk

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1112
  • Неправильно!
    • www.alternosfera.com
А существует эта книжка (Молотков-Манилов) в электронном варианте? Если есть у кого, или знаете где лежит - подскажите, плз, или намыльте. Спасибо

Оффлайн blader

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 958
  • Зарегистрированный
    • http://www.livejournal.com/users/_blader_/
у меня есть отсканенная книжка Молоткова, по-моему... точно не помню, я без обложки сканировал. Называется "Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре". Если  надо, можно как-нить состыковаться

Оффлайн Flynn

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • Зарегистрированный
To artemk
Спасибо за столь ценную информацию написанную столь доступным для любителя языком.

To skunk
Я как раз только закончил сканировать книгу Манилова и Молоткова "Техника джазового аккомпанимента на 6-струнной гитаре". Попробую состыковаться с blade и обменяться. Потом выложу обе книги для всеобщео доступа.

Оффлайн Flynn

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • Зарегистрированный
Кстати, кому не лень запрячь осла могут выкачать книги "Fretboard Roadmaps" и "Fretboard Logic". Еще руки не дошли нормально почитать, но на первый взгляд что-то из серии "гитара для чайников".  Ну и еще до кучи есть Gary Willis - Ultimate Ear Training For Guitar And Bass, правда без аудио-диска.

Оффлайн MichaelW

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Зарегистрированный
Мне тут бещали дать одну редкую распечатку. Там есть инфа какие аккорды строятся на ступенях разных гамм. Почему редкая? Потому что кого не спрашивал, где не искал никто не знает, да и самому построить слабо :rolleyes: .

Оффлайн MichaelW

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Зарегистрированный
Цитировать
Автор оригинала Flynn
Потом выложу обе книги для всеобщео доступа.

У меня она есть, и вторая есть, про импровизацию. Но выкладывая, ты рискуешь ответить за плагиат и пр. :tcr:

Оффлайн Flynn

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • Зарегистрированный
Аккорды на ступенях гамм Maj-Min-Min-Maj-Maj-Min-Dim. Параллельный минор строится от 6-ой ступени мажора и аккорды повторяются по кругу. Эту инфу обещали? В посте автора ветки вся эта инфа содержится.Вот еще можно скачать  мануальчик по теории музыки для гитариста. На инглише.
 А насчет копирайтов - я пока ничего никуда не выложил, спроса нет    :)

Оффлайн Борменталь

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1362
  • Зарегистрированный
    • http://
Ой, а в чем проблема? Выложить на кокой-нибудь никогонезнаю-и-не-вижу.narod.ru и пусть попробуют что-то доказать.