Автор Тема: Несколько вопросов по теории  (Прочитано 1753 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Demka Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Несколько вопросов по теории
« : Марта 07, 2014, 23:22:20 »
Играю уже пару лет, хочу двигаться дальше. Накопилось несколько вопросов, думал, куда их деть. Потом вспомнил про этот замечательный форум. Основная масса вопросов касается тональностей и импровизации. Для данной беседы, за основу хочу взять всеми любимую ля минор, как наглядное пособие, так сказать... Собственно, вопросы:

1) Допустим, есть минусовка. Ля минор. Аккорды Ля минор, ре минор, ми минор. Как у Цоя прям. Я - типа соло гитарист:) Моя задача сыграть соло. Значит ли, что если в данных тактах звучит, скажем, ре минор, то я могу играть ре минорную гамму? Или правильнее будет играть тот же ля минор? К чему вопрос... В ре минор есть нота си бемоль, а в ля минор ее нет. Я что то слышал про модальную игру... Это оно и есть?

2) Скажите, как отличить тот же ля минор от дорийского ре минор? Ноты ведь те же самые. И как это будет выглядеть на практике, в игре. Чем будет отличаться импровизация в ля минор эолийский от ре дорийского?

3) Может кто нибудь посоветовать какую нибудь методику или конкретные упражнения для развития слуха? И, желательно, с самого начала. Не скажу, что слуха нет совсем. Просто, я не умею им пользоваться нормально)) Я когда слышу ноты, их тембр мешает мне определить их высоту. Опять же, только относительно друг друга... Интервалы, что ли. А просто на слух назвать ноту или определить ту же тональность кажется нереальным.

Оффлайн ba3a

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1056
  • Репутация: +124/-4
  • for love and rock-n-roll
    • Моя жжшечка
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #1 : Марта 07, 2014, 23:35:23 »
Ля минор, ре минор, ми минор (лучше мажор, в современной традиции доминанта альтерируется в мажор). Да, можно обыгрывать отдельно каждый аккорд своим ладом. Но лучше укрупнять гармонию — тогда становятся понятны функции аккордов, ре минор становится субдоминантой четвёртой ступени вместо тоники, как это было бы в случае обыгрывания его ре минором.

Лады отличаются не только по составу нот, но и по их функциям в ладу. К примеру, в ля миноре ля — тоника, до — третья ступень и т.д. Если сыграть все те же ноты от до, получится до мажор. В импровизации, если нужно подчеркнуть лад, хорошо помогают арпеджио всякие или просто акцентирование выделяющих лад нот.

Слух развивается упражнением. Сольфеджирование, снимание на слух.

Оффлайн Demka Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #2 : Марта 07, 2014, 23:41:54 »
А можно чуть подробнее об укрупнении гармонии? Что это значит?

Оффлайн ba3a

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1056
  • Репутация: +124/-4
  • for love and rock-n-roll
    • Моя жжшечка
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #3 : Марта 07, 2014, 23:53:38 »
Demka, можно обыгрывать каждый аккорд в отдельности. Но это не няшно: сплошные скачки туда-сюда. Поэтому смотрят на то, как гармония устроена. Например: |C+7 | Am | Dm | G7 |. Можно всё обыграть отдельно: такт до мажора, такт ля минора, такт ре минора, такт соль мажора. Но если присмотреться, то можно заметить, что это всё до мажор. И обыгрывать всё именно им. А если при этом ещё ненавязчиво подчеркнуть в соло гармонию, оперевшись на аккордовые ноты, совсем хорошо станет.
Пример этот не случаен: популярная музыка в основном состоит из вертушек на основе VI-II-V-I. Например, кусочек V-I, потом I альтерируется, становится, к примеру, II и потом через новую V в новую I. И так далее. Если набалатыкаться вычленять такие связочки в гармонии, можно играть длинные ходюльники, связывающие воедино большие куски гармонии. А подробить — не укрупнить, куда легче.

Оффлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3196
  • Репутация: +1207/-46
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #4 : Марта 08, 2014, 01:34:13 »

1) Допустим, есть минусовка. Ля минор. Аккорды Ля минор, ре минор, ми минор. Как у Цоя прям. Я - типа соло гитарист:) Моя задача сыграть соло. Значит ли, что если в данных тактах звучит, скажем, ре минор, то я могу играть ре минорную гамму? Или правильнее будет играть тот же ля минор? К чему вопрос... В ре минор есть нота си бемоль, а в ля минор ее нет. Я что то слышал про модальную игру... Это оно и есть?

В данном случае ре-минор входит в состав тональности ля-минор, поэтому там будет не си бемоль, а обычная си.


2) Скажите, как отличить тот же ля минор от дорийского ре минор? Ноты ведь те же самые. И как это будет выглядеть на практике, в игре. Чем будет отличаться импровизация в ля минор эолийский от ре дорийского?

Ноты те же самые, но акцентируются по другому. Импровизируя в ля-миноре, ты опираешься на ноты ля, до и ми. Играя ре-минор, главными нотами в этой гамме для тебя будут ре, фа и ля.


Оффлайн Demka Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #5 : Марта 08, 2014, 01:41:20 »
ba3a, то есть, в случае, скажем, когда рядом играются Аm и Еm, можно играть одну и ту же фразу какую то, из тех же нот, но в начале можно играть ее с F, а затем использовать F#  в той же фразе?

Оффлайн ba3a

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1056
  • Репутация: +124/-4
  • for love and rock-n-roll
    • Моя жжшечка
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #6 : Марта 08, 2014, 02:31:22 »
Demka, играть можно что угодно. Но надо помнить о функциях аккордов. Минорный аккорд это либо тоника, либо субдоминанта. Посмотри, что там рядом, найди либо оборот, в котором твой минорный аккорд становится субдоминантой, либо тот, в котором он — тоника. Просто так параллельно никто не лепит аккорды. Нашёл рядом с Am, к примеру, Cø и E7 — это тоника, обыгрывай мелодическим минором. А если рядом G+7 и D7 — это субдоминанта, на неё хорошо дорийский ляжет. «Рядом Am и Em» — может быть II-VI в Gdur, вполне. А может быть I-V в amoll, если вспомнить про средневековую минорную доминанту. Она, хоть и логичнее ложится в минорный лад, звучит для современного слушателя необычно.
Если их обыгрывать отдельно, то можно вообще хоть каждый из аккордов своим ладом обыграть.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #7 : Марта 08, 2014, 09:15:40 »
2) Скажите, как отличить тот же ля минор от дорийского ре минор? Ноты ведь те же самые.
Отличие только в тонике.
Аналогия — как отличить До-мажор от Ля-минора. Ноты тоже полностью те же, но тоники разные.

Оффлайн Demka Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #8 : Марта 08, 2014, 12:47:17 »
....Если их обыгрывать отдельно, то можно вообще хоть каждый из аккордов своим ладом обыграть.

Кажется, понял. А вот о том, какую ступень минора каким ладом обыгрывать, это что то вроде этого? (Про то, то на субдоминанту дорийский ляжет)


Оффлайн Kustom

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 232
  • Репутация: +8/-1
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #9 : Марта 08, 2014, 13:05:37 »
Кажется, понял. А вот о том, какую ступень минора каким ладом обыгрывать, это что то вроде этого? (Про то, то на субдоминанту дорийский ляжет)



А это изображение как-то скопировать можно?

Оффлайн ba3a

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1056
  • Репутация: +124/-4
  • for love and rock-n-roll
    • Моя жжшечка
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #10 : Марта 08, 2014, 13:05:56 »
Demka, это очень хорошая картинка. Но она для мажора, первая ступень стрелочкой помечена. В миноре всё немного хуже из-за традиции альтерировать доминанту до мажорной, а тонический аккорд брать с пониженной седьмой, зато с добавленной шестой ступенью. И ещё не забывай, что субдоминанту принято на второй ступени строить, в миноре там получается полууменьшенный аккорд.

... и добавил:

Kustom,

« Последнее редактирование: Марта 08, 2014, 13:07:33 от ba3a »

Оффлайн Demka Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #11 : Марта 08, 2014, 13:24:20 »
А это изображение как-то скопировать можно?

Сохрани просто. Или просто погугли диатонические лады:)

Demka, ....И ещё не забывай, что субдоминанту принято на второй ступени строить, в миноре там получается полууменьшенный аккорд.

Ясно. Все немножко сложнее, чем я думал)) Спасибо за ответы. Может быть, будут какие нибудь советы, для развития слуха и музыкальности в целом? Я много пытаюсь импровизировать (ну, по возможности, конечно. У каждого много - это поразному)). Решил начать обучение с До мажорной гаммы, как с самой простой для понимания. А потом понял, почему все так любят и ненавидят ля минор)) Вроде как что то начало получатся, и параллельно начал понимать, что играю какую то фигню, в основном. И почти всегда - одно и то же. Так и появились эти вопросы о ступенях и ладах. Мне хоть до мажор, хоть ля минор - играть буду одно и то же. А самая беда - я разницы и не услышу толком... Вот и прошу о помощи. Я когда слышу минусовку, могу сыграть какой то аккорд. И не могу понять, подходит он, или нет. Но, если подсмотрю и увижу, какой аккорд здесь нужен - я слышу, что он лучше звучит, правильнее, чем тот. Но до тех пор - без толку)

Оффлайн Kustom

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 232
  • Репутация: +8/-1
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #12 : Марта 08, 2014, 13:25:03 »
ba3a, спасибо большое :chelobiting:

... и добавил:

Сохрани просто. Или просто погугли диатонические лады:)

Ok.
« Последнее редактирование: Марта 08, 2014, 13:31:29 от Kustom »

Оффлайн ba3a

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1056
  • Репутация: +124/-4
  • for love and rock-n-roll
    • Моя жжшечка
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #13 : Марта 08, 2014, 13:34:02 »
Demka, я ж первым своим ответом в теме написал про слух. Сольфеджирование, съём музыки, диктанты и проч. и проч. долго и регулярно.

Kustom, не мне спасибо.

Оффлайн Мирослав Подлубный

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Несколько вопросов по теории
« Ответ #14 : Марта 19, 2014, 15:25:42 »
moderato

Demka, если нужны консультации или уроки по теории музыки, модальной импровизации -

Мирослав Подлубный нарушаете правила форума. На первый раз Вам замечание.
« Последнее редактирование: Марта 19, 2014, 15:37:06 от eye »