Автор Тема: Нонаккорды  (Прочитано 4492 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Петр Красов Автор темы

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 6371
  • Цифра жрёт мой звук. Приятного ей аппетита.
Нонаккорды
« : Марта 14, 2006, 14:46:58 »
Вчера листал самоучитель Терри Барроуза, в главе про нонаккорды он пишет, что они образуются путем прибавления к тонике чистой терции и чистой квинты, уменьшенной септимы и ноны.
 
Вопрос: а наличие септимы в нонаккорде обязательно? Я бы мог списать это на косяки переводчика, однако там еще в нотах все показано. То же самое про унодецимаккорды (там уже + септима + нона + унодецима) и терцдецимаккорды ( + септима + нона + унодецима + терцдецима). Обязательно ли наличие в аккорде всех "предыдущих" интервальных звуков или достаточно одного, например, для C13 только терцдецимы, для С11 - только унодецимы, для С9 только ноны.
 
К тому же, насколько я помню, аккорд тоника + терция + квинта + септима + нона обзывается как Х7/9?

Оффлайн Caine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 219
  • Kobaïa Iss De Hündin
Re: Нонаккорды
« Ответ #1 : Марта 14, 2006, 15:02:10 »
терции, как и септимы - они большие и малые, а не чистые и уменьшенные.

Оффлайн Caine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 219
  • Kobaïa Iss De Hündin
Re: Нонаккорды
« Ответ #2 : Марта 14, 2006, 15:08:39 »
обычно с малой септимой используется (иначе пропадет "доминантность" аккорда). Пусть знающие люди меня поправят, если это не так :)

Оффлайн PADONOK

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 345
Re: Нонаккорды
« Ответ #3 : Марта 14, 2006, 15:09:00 »
тонику , терцию и квинту смело можно выкидывать...
будет счастье:)

Оффлайн Петр Красов Автор темы

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 6371
  • Цифра жрёт мой звук. Приятного ей аппетита.
Re: Нонаккорды
« Ответ #4 : Марта 14, 2006, 15:09:56 »
Цитата: Caine
терции, как и септимы - они большие и малые, а не чистые и уменьшенные.

Чистые и уменьшенные - встречал такое название. Возможно, оно далеко от академичности, но оно существует.
 
А так - спасибо за ответ!

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2720
Re: Нонаккорды
« Ответ #5 : Марта 14, 2006, 15:19:32 »
Цитата: PADONOK
тонику , терцию и квинту смело можно выкидывать...
будет счастье:)

Ну, с терцией я бы не горячился... :tcr:
Квинту можно выбросить аж бегом, так как эта ступень довольно-таки нейтральна (одинакова и в мажоре и в миноре, т.е. не несёт информации о том, мажорный это аккорд или минорный) и при исключении квинты звучание сложного аккорда зачастую только улучшится, так как он осовободится от излишней обертоновой перегруженности. Тонику из аккорда, в принципе, тоже можно выкинуть (Тем более, если имеет место игра в группе. Здесь её звучание может обеспечить бас-гитара), так как он часто "ощущается" в рамках конкретной гармонической прогрессии.
А вот терцию и септиму вычленять лучше не нужно. Терция определяет минорность и мажорность аккорда, септима  - класс септаккорда (большой мажорный, доминантсептаккорд и т.д.).
Так что, желательно оставить терцию и септиму, и к ним лепить 9 и 11, или 9 и 13. Вот вам и аккорд из 4 звуков, и аппликатуру можно придумать приемлемую, и обертоновой перегруженности, "грязности" звучания нет.

Оффлайн Петр Красов Автор темы

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 6371
  • Цифра жрёт мой звук. Приятного ей аппетита.
Re: Нонаккорды
« Ответ #6 : Марта 14, 2006, 15:23:51 »
Цитата: Greeboss
Ну, с терцией я бы не горячился... :tcr:
Квинту можно выбросить аж бегом, так как эта ступень довольно-таки нейтральна (одинакова и в мажоре и в миноре, т.е. не несёт информации о том, мажорный это аккорд или минорный) и при исключении квинты звучание сложного аккорда зачастую только улучшится, так как он осовободится от излишней обертоновой перегруженности. Тонику из аккорда, в принципе, тоже можно выкинуть (Тем более, если имеет место игра в группе. Здесь её звучание может обеспечить бас-гитара), так как он часто "ощущается" в рамках конкретной гармонической прогрессии.
А вот терцию и септиму вычленять лучше не нужно. Терция определяет минорность и мажорность аккорда, септима - класс септаккорда (большой мажорный, доминантсептаккорд и т.д.).
Так что, желательно оставить терцию и септиму, и к ним лепить 9 и 11, или 9 и 13. Вот вам и аккорд из 4 звуков, и аппликатуру можно придумать приемлемую, и обертоновой перегруженности, "грязности" звучания нет.

 
Так септима обязательна или нет? Если, например,
 
до - ми - соль - ре?
 
Аппликатура - 1 - 0
                      2 - 1
                       3 - 0
                      4 - 2
                      5 - 3
                      6 - 0 (6 - 3)
 
Это С9. Он и без септимы отлично звучит.

И еще - как правильно обозначать аккорды, в которых отстутствует тот или иной звук? Например, если нет квинты?

Оффлайн ALEXD

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 499
  • Surfer
    • http://
Re: Нонаккорды
« Ответ #7 : Марта 14, 2006, 15:25:50 »
В аккорде X9 по идее должны присутствовать все ступени.
На практике (особенно в случае 11 и 13 аккордов) некоторые ступени пропускаются. Принципиально можно выкинуть любую ступень. Но сильно не рекомендуется выкидывать терцию иначе потеряется мажоро-минорная окраска аккорда.

Обычно нонаккорд обозначается X9. Обозначение X7/9 скорее всего подчеркивает, что 7 ступень пропускать не надо. Есть еще 6/9.
Когда нет 7 ступени обозначают Xadd9 - т.е. аккорд с добавленой 9 ступенью. Аналогично Xadd11, Xadd13.

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2720
Re: Нонаккорды
« Ответ #8 : Марта 14, 2006, 15:29:42 »
Цитата: Петр Красов
Так септима обязательна или нет? Если, например,
 
до - ми - соль - ре?



В различных пособиях чаще встречается: До, Ми, Си-бемоль, Ре.
1 - Х
2 - 3
3 - 3
4 - 2
5 - 3
6 - х
Встречались варианты и с квинтой в верху:
1 - 3
2 - 3
3 - 3
4 - 2
5 - 3
6 - х
Но септима есть и в том, и в том варианте.

Оффлайн ALEXD

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 499
  • Surfer
    • http://
Re: Нонаккорды
« Ответ #9 : Марта 14, 2006, 15:29:47 »
Цитата: Петр Красов
И еще - как правильно обозначать аккорды, в которых отстутствует тот или иной звук? Например, если нет квинты?

Я встречал обозначение no3 и no5

Например

Am9no5

Но обочно это редко пишут. Такие вещи отдают на откуп исполнителю.

Оффлайн Rollo

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 94
  • Зарегистрированный
    • http://
Re: Нонаккорды
« Ответ #10 : Марта 14, 2006, 15:32:05 »
Часто пропускаются квинты, как в мажорных так и в минорных .
Септима, что малая, что большая может и не участвовать, тогда это не септ аккорд)), а просто с добавленой ступенью.
Нона может быть увеличеная и уменьшаная. Может, кстати, быть и в басу.

Оффлайн Caine

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 219
  • Kobaïa Iss De Hündin
Re: Нонаккорды
« Ответ #11 : Марта 14, 2006, 15:34:50 »
Цитата: Greeboss
Ну, с терцией я бы не горячился... :tcr:
Квинту можно выбросить аж бегом, так как эта ступень довольно-таки нейтральна (одинакова и в мажоре и в миноре, т.е. не несёт информации о том, мажорный это аккорд или минорный) и при исключении квинты звучание сложного аккорда зачастую только улучшится, так как он осовободится от излишней обертоновой перегруженности. Тонику из аккорда, в принципе, тоже можно выкинуть (Тем более, если имеет место игра в группе. Здесь её звучание может обеспечить бас-гитара), так как он часто "ощущается" в рамках конкретной гармонической прогрессии.
А вот терцию и септиму вычленять лучше не нужно. Терция определяет минорность и мажорность аккорда, септима  - класс септаккорда (большой мажорный, доминантсептаккорд и т.д.).
Так что, желательно оставить терцию и септиму, и к ним лепить 9 и 11, или 9 и 13. Вот вам и аккорд из 4 звуков, и аппликатуру можно придумать приемлемую, и обертоновой перегруженности, "грязности" звучания нет.


+1. Все понятно объяснил :)

Оффлайн PADONOK

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 345
Re: Нонаккорды
« Ответ #12 : Марта 14, 2006, 15:34:54 »
Цитата: Greeboss
Ну, с терцией я бы не горячился... :tcr:
Квинту можно выбросить аж бегом, так как эта ступень довольно-таки нейтральна (одинакова и в мажоре и в миноре, т.е. не несёт информации о том, мажорный это аккорд или минорный) и при исключении квинты звучание сложного аккорда зачастую только улучшится, так как он осовободится от излишней обертоновой перегруженности. Тонику из аккорда, в принципе, тоже можно выкинуть (Тем более, если имеет место игра в группе. Здесь её звучание может обеспечить бас-гитара), так как он часто "ощущается" в рамках конкретной гармонической прогрессии.
А вот терцию и септиму вычленять лучше не нужно. Терция определяет минорность и мажорность аккорда, септима  - класс септаккорда (большой мажорный, доминантсептаккорд и т.д.).
Так что, желательно оставить терцию и септиму, и к ним лепить 9 и 11, или 9 и 13. Вот вам и аккорд из 4 звуков, и аппликатуру можно придумать приемлемую, и обертоновой перегруженности, "грязности" звучания нет.

наверное стоит определится, кто играет в команде, а  кто просто аккомпонимент под вокал.
Терцию легко исключаем, мы например в команде когда занимались бас + гитара + вокал - делали так, на гитаре бралась септима, нона и 11 ступень, бас был в терциипри этом меняя функцию, вокал сидел в тонике родственной тональности, или просто в тонике.
квинта - это вчерашний день, она вообще приносит какое то ретроградное понимание, хотя могу и тут ошибаться.
люблю лепить уменьшенные и полуменьшенные удаляя из них традиционное звучане:)
ограничиваюсь иной раз просто двумя нотами, но в тему...

Оффлайн PADONOK

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 345
Re: Нонаккорды
« Ответ #13 : Марта 14, 2006, 15:37:21 »
а вообще дело вкуса, а не правильности взятия того или иного аккорда, хотя для импровизации и построения драматургии - дело нужное.
говорила мне мама - учить ноты...

Оффлайн new_game

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 468
  • доброе привидение
Re: Нонаккорды
« Ответ #14 : Марта 14, 2006, 15:39:03 »
Цитата: Петр Красов
Вопрос: а наличие септимы в нонаккорде обязательно?

Мне почему-то кажется равен вопросу "А наличие ноты "до диез" в каждой мелодии обязательно?" ;) Можно убрать эту септиму нафик и получить ещё один хороший аккорд. Формальной разницы сколько каких нот в аккорде, как мне кажется, нет. Главное чтобы они находили применение.