"Аккорд сам-по себе" - это хорошо, но живёт же он в окружении...
согласен. Но каждая нота в аккорде объясняется голосоведением. (если композиция грамотная, а не представляет собой понапиханные от балды аккорды)
Короче аккадемические вопросы к написанию меркнут перед реальностью.
Не согласен. Надо просто хорошо знать теорию.
вообще, тема интересная, я как-то раньше не задумывался над этим.
Только вот один вопрос: обязательно ли брать каждую ноту в аккорде на данном инструменте? А совсем другой вопрос: должен ли присутствовать данный устойчивый звук в функции? Не путайте эти два вопроса.
На первый ответить могу.
В основном это зависит от того, какие ноты звучат в других инструментах. Очень важно какие ноты дублируются, и сколько раз они дублируются. Считается, что дублировать лучше наиболее устойчивые ступени: первую и пятую. Если вы дублируете менее устойчивые ступени, третью, седьмую и т.п., вы их усиливаете, и таким образом в целом созвучие будет звучать менее устойчиво, более напряженно. Похожая вещь - с нотой в басу. Созвучие с основным тоном, или с пятой ступенью в басу будет в целом звучать более устойчиво и менее напряженно, и наоборот. Наиболе устойчивой ступенью в аккорде явлеятся та ступень, относительно которой все остальные ноты в аккорде занимают наиболее устойчивые ступени. Таким образом, если у вас основной тон в одной ноте, дублируется совсем другая нота, а в басу - третья, такое созвучие будет звучать менее устойчиво и более напряженно. И наоборот.
Но ведь нет смысла писать музыку совсем без конфликтов: драмматургия пропадает. Смена настроений служит художественой цели.
Из-за такой ситуации, "гармонисты" придумывают от нечего делать всякие извращенные аккорды. Скажем секстаккорд, в котором шестая ступень заместо пятой, это ведь по сути обращение тризвучия. Скажем, если в до-мажоре вы в ре-минорном тризвучии продублируете терцию, чтобы подчеркнуть подчинение функции субдоминантовой группе, "гармонист" вам скажет, что это секстаккорд от фа, потому, что терцию дублировать нельзя, значит это не терция а прима... Делать им нечего. И еще, "гармонисты" выдумывают всякие извращенные аккорды вроде +-H2SO4, коорые по сути могут являться каким-нибудь разложением септаккорда.
Какие ноты в случае чего можно выкидывать? Как уже сказали, пятая ступень, это первое, что можно выкидывать. Это совершенный консонанс, она присутствует почти во всех частовстречающихся функциях, так что, если вы ее выкините, итак будет ясно, что она там есть. Первыю ступень тоже пожно выкидывать в гитаре или в фоно, если еть необходимость, ибо она часто встречается в басу. В импровизационной музыке вообще принято в басу при смене гармонии лепить сразу первую ступень для "навигации" ансамбля по гармонии. Но выкидывать ее совсем, имхо не стоит.