В ходе бесед да и чтения интернетов пришла в голову мысль собрать в одном месте мысли о использовании ступеней в блююзовом ладу и его понимании в целом.
Если кто дополнит, буду благодарен
Первое, что нужно отметить, что никто не запрещает играть блююз в какомхотите ладу. Правда это приводит к гэримурщине и всему такому пафасному. Тут же о классическом подходе. Главная разочарование, которое бросается в глаза, это популярное связывание блюза с пентатоникой. Да, пентатоника часто используется, но только из за ее базовости, простоты и блюзовым ладом не является.
Классический блюююююзовый лад это 3 доминантсептаккорда (1-4-5), и минор поверх мажора. Собираем ноты вместе — 10 нот
1-2-b3-3-4-b5-5-6-b7-7 Бокс на примере Ми:
Естественно, если играть это гаммой, блюзом пахнуть не будет. Вся соль в использовании ступеней:
1 ступень — тоника
2 ступень — нечастый гость на вечеринке. На мой слух, лучше всего звучит как украшательство аккорда, или как короткая проходная нотка в мелодии. Хорошая вишенка на торт. Кроме того является квинтой для 5-ого аккорда.
b3 ступень — скрывает все душевные и физические страдания блюзмена. Хорошая долгозвучащая нота, стремиться стать 3 ступенью, но никак не может. Легкие бенды, вибрато, трель и всякие легато к
3 ступени. Пожалуйста, не играйте ее плоской, это не блю)))
3 ступень — "законная" третья ступень лада, часть аккорда и вторая половина "страданий". В мелодии обычно в паре с
b3. Смысл "Аккорда Хендрикса" в двух терциях, блюююз!
4 ступень — ежедневная нота, проходная на тонический аккорд.
b5 ступень — еще одна блюю ноут. Чаще всего как хроматизм между
4 и
5. Чаще всего используется в тёрнэраундах. Другое интересное использование — акцентирование сей ступенищи с последующим "съездом" в 4 или 5, очень характерный ход.
5 ступень — часть аккорда, еще одна нота на каждый день. Часто верхний пункт назначения бенда из
4 ступени6 ступень — в первую очередь, часть классического шаффлового ритма, а так же терция для 4ого аккорда. В мелодии немного рок-н-ролльна, но из блюза не выпадает. Вкусно бендится в
7 и вообще интересно заменяет её в ликах. Хотите слегка разукрасить игру — играйте
6 b7 ступень — часть септаккорда. Хорошая пара для терции, вместе бендятся на четвертьтона и прочими средствами неустойчиво вибрируют. Часто "уезжает" в тонику.
7 ступень — невидимый гость за столом. В основном — терция для
5ого аккорда. Порой встречается как хроматизм
b7-7-1. Также является обой центр притяжения для
b7, слегка притягивая ту вверх, однако в чистом виде в мелодии, как правило, звучит "мимо".
Итого, получаем мажорный лад, в который убедительно вносятся характерные минорные тона, которые туда-сюда перетягивают канат, что и дает характерное звучание. Разумеется, не все приведенные ступени встречаются одинаково часто, и чаще других обыгрываются тона пентатоники. Однако блюз блюзом делает вовсе не она, а является лишь обрывком полной палитры.
Такие пироги