Автор Тема: О блюзовом ладе  (Прочитано 3480 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Jethro Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 928
  • GuitarPlayer.Ru fan!
О блюзовом ладе
« : Апреля 24, 2016, 00:07:36 »
В ходе бесед да и чтения интернетов пришла в голову мысль собрать в одном месте мысли о использовании ступеней в блююзовом ладу и его понимании в целом.
Если кто дополнит, буду благодарен ;)

Первое, что нужно отметить, что никто не запрещает играть блююз в какомхотите ладу. Правда это приводит к гэримурщине и всему такому пафасному. Тут же о классическом подходе. Главная разочарование, которое бросается в глаза, это популярное связывание блюза с пентатоникой. Да, пентатоника часто используется, но только из за ее базовости, простоты и блюзовым ладом не является.

Классический блюююююзовый лад это 3 доминантсептаккорда (1-4-5), и минор поверх мажора. Собираем ноты вместе — 10 нот  :crazy:
1-2-b3-3-4-b5-5-6-b7-7
Бокс на примере Ми:

Естественно, если играть это гаммой, блюзом пахнуть не будет. Вся соль в использовании ступеней:

1 ступень — тоника :crazy:
2 ступень — нечастый гость на вечеринке. На мой слух, лучше всего звучит как украшательство аккорда, или как короткая проходная нотка в мелодии. Хорошая вишенка на торт. Кроме того является квинтой для 5-ого аккорда.
b3 ступень — скрывает все душевные и физические страдания блюзмена. Хорошая долгозвучащая нота, стремиться стать 3 ступенью, но никак не может. Легкие бенды, вибрато, трель и всякие легато к 3 ступени. Пожалуйста, не играйте ее плоской, это не блю)))
3 ступень — "законная" третья ступень лада, часть аккорда и вторая половина "страданий". В мелодии обычно в паре с b3. Смысл "Аккорда Хендрикса" в двух терциях, блюююз!
4 ступень — ежедневная нота, проходная на тонический аккорд.
b5 ступень — еще одна блюю ноут. Чаще всего как хроматизм между 4 и 5. Чаще всего используется в тёрнэраундах. Другое интересное использование — акцентирование сей ступенищи с последующим "съездом" в 4 или 5, очень характерный ход.
5 ступень — часть аккорда, еще одна нота на каждый день. Часто верхний пункт назначения бенда из 4 ступени
6 ступень — в первую очередь, часть классического шаффлового ритма, а так же терция для 4ого аккорда. В мелодии немного рок-н-ролльна, но из блюза не выпадает. Вкусно бендится в 7 и вообще интересно заменяет её в ликах. Хотите слегка разукрасить игру — играйте 6 ;)
b7 ступень — часть септаккорда. Хорошая пара для терции, вместе бендятся на четвертьтона и прочими средствами неустойчиво вибрируют. Часто "уезжает" в тонику.
7 ступень — невидимый гость за столом. В основном — терция для 5ого аккорда. Порой встречается как хроматизм b7-7-1. Также является обой центр притяжения для b7, слегка притягивая ту вверх, однако в чистом виде в мелодии, как правило, звучит "мимо".

Итого, получаем мажорный лад, в который убедительно вносятся характерные минорные тона, которые туда-сюда перетягивают канат, что и дает характерное звучание. Разумеется, не все приведенные ступени встречаются одинаково часто, и чаще других обыгрываются тона пентатоники. Однако блюз блюзом делает вовсе не она, а является лишь обрывком полной палитры.
Такие пироги  :rolleyes:
« Последнее редактирование: Апреля 24, 2016, 15:28:48 от Jethro »

Оффлайн Imito

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 66
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #1 : Апреля 24, 2016, 00:37:12 »
Жесть. Вы, мб, полагаете, что сие вообще основано на микротоновой системе муз. культур Зап. Африке (откуда есть пошел blue devils)? По "проходным" тонам/хроматике это видно. Но, может, блюзмены 20 в. лишь невзначай добавляли мажорные ноты в минор. пентатонику в мелодии, ведь гармония мажорная? И на деле такой "полный" блюзовый лад несостоятелен? Вернее, тут принцип - добавляй что хочешь, только бы звучало. Но основа всегда - минорная пента с пониженной 5-й / ей энгармонически равная мажорная.
И где здесь 3-я ступень натур. минора?

Оффлайн Jethro Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 928
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #2 : Апреля 24, 2016, 02:20:56 »
Жесть. Вы, мб, полагаете, что сие вообще основано на микротоновой системе муз. культур Зап. Африке (откуда есть пошел blue devils)? По "проходным" тонам/хроматике это видно. Но, может, блюзмены 20 в. лишь невзначай добавляли мажорные ноты в минор. пентатонику в мелодии, ведь гармония мажорная? И на деле такой "полный" блюзовый лад несостоятелен? Вернее, тут принцип - добавляй что хочешь, только бы звучало. Но основа всегда - минорная пента с пониженной 5-й / ей энгармонически равная мажорная.
И где здесь 3-я ступень натур. минора?

Пардон, ничего не понял  :)
Принцип совсем не "добавляй что хочешь", всему свое место и количество, о чем тут и речь. Разумеется, кроме этого нужна соответсвующая фразировка, ритм, уместность и так далее.
"Минорная пента" в чистом виде не корректна, выше написано почему )))

Я не утверждаю, что в каждой песне можно найти весь набор, но собрав разные фразочки из разных композиций (сходных по структуре, 12-тактов, например), все организуется в такой лад, с таким его пониманием. Естественно, не нужно использовать все и везде — чтобы звучать по-деревенски, можно оставаться в пентатонике, хочешь чуть усложнить, но не добавлять "внешних звуков", сохраняя блюзовое звучание — пожалуйста, лад позволяет.
Если есть что сказать помимо "нет, это пентатоника!", с интересном почитаю )

Про 3 ступень нат.минора тоже не понял вопроса ))
« Последнее редактирование: Апреля 24, 2016, 02:31:51 от Jethro »

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10209
  • Atypique
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #3 : Апреля 24, 2016, 09:56:27 »
Цитировать
невзначай добавляли мажорные ноты в минор. пентатонику в мелодии, ведь гармония мажорная?
- в какой-то музыкальной книжке читал такое определение блюза, как "мажороминор". Думаю, именно в этом его загадка и притягательность.

Цитировать
вообще основано на микротоновой системе муз. культур Зап. Африке
- микротоновые конструкции широко распространены во многих культурах в мире, просто они непривычны европейскому уху.
Отсюда и частое непонимание природы блюза, и его плоское, скучное, неаутентичное исполнение без применения оных.

А вообще, тема актуальна, одобряю.  ;)

Оффлайн Лис-Alice

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1851
  • GuitarPlayer.Ru does...
    • Всё музло тут
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #4 : Апреля 24, 2016, 14:21:13 »
- в какой-то музыкальной книжке читал такое определение блюза, как "мажороминор". Думаю, именно в этом его загадка и притягательность.

https://www.youtube.com/watch?v=8DQFXSB8tf8

Blind Willie McTell (born William Samuel McTier; May 5, 1898 – August 19, 1959)

https://www.youtube.com/watch?v=0uTPgjmThCw

Charley Patton (1891-1934)

Людям с АС слушать не рекомендуется  :hmmm:


Музыка рабов, нищебродов и бомжей. У многих были оторваны (отрублены) пальцы, отсюда и пентатоника (2 ноты на струне).
« Последнее редактирование: Апреля 24, 2016, 14:27:27 от Лис-Alice »

Оффлайн DIHOST

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1416
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #5 : Апреля 24, 2016, 15:23:15 »
исправь на "о блюзовом ладе"

Оффлайн Лис-Alice

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1851
  • GuitarPlayer.Ru does...
    • Всё музло тут
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #6 : Апреля 24, 2016, 15:51:31 »
Вы, мб, полагаете, что сие вообще основано на микротоновой системе муз. культур Зап. Африке (откуда есть пошел blue devils)?

А есть что послушать из оригиналов? Я кроме первобытных ритмов голяком ничего не припомню  :hmmm:

Оффлайн Imito

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 66
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #7 : Апреля 24, 2016, 17:54:04 »
https://www.youtube.com/watch?v=8DQFXSB8tf8

Blind Willie McTell (born William Samuel McTier; May 5, 1898 – August 19, 1959)

https://www.youtube.com/watch?v=0uTPgjmThCw

Charley Patton (1891-1934)

Людям с АС слушать не рекомендуется  :hmmm:



Музыка рабов, нищебродов и бомжей. У многих были оторваны (отрублены) пальцы, отсюда и пентатоника (2 ноты на струне).
Хейтеров прибыло.
Что удобнее использовать - пенту или натуральный минор? Оттого негры и юзали первую с кучей добавлений, в том числе и от второго :)

... и добавил:

А есть что послушать из оригиналов? Я кроме первобытных ритмов голяком ничего не припомню  :hmmm:
Да блин, то же самое и с джазом - осталась одна исконная ритмика, мелодия же полностью заимствована из привычной европейской музыки взамен микротоново-нетемперированных африканских звукорядов.
« Последнее редактирование: Апреля 24, 2016, 17:59:38 от Imito »

Оффлайн Лис-Alice

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1851
  • GuitarPlayer.Ru does...
    • Всё музло тут
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #8 : Апреля 24, 2016, 18:11:08 »
взамен микротоново-нетемперированных африканских звукорядов

если типа вот это...

https://www.youtube.com/watch?v=3gQ0UshAle0

то там сплошной мажор. Блюз - он из цыганщины родом. Не из Африки.
« Последнее редактирование: Апреля 24, 2016, 18:15:32 от Лис-Alice »

Оффлайн Imito

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 66
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #9 : Апреля 24, 2016, 18:28:52 »
если типа вот это...

https://www.youtube.com/watch?v=3gQ0UshAle0

то там сплошной мажор. Блюз - он из цыганщины родом. Не из Африки.
Ну и открытие:) Блюзовая гамма 1-3-4-5b-5-7 - от цыган? Я думал, дважды гармонический минор и проч.)

Оффлайн Лис-Alice

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1851
  • GuitarPlayer.Ru does...
    • Всё музло тут
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #10 : Апреля 24, 2016, 18:35:34 »
Блюзовая гамма 1-3-4-5b-5-7 - от цыган? Я думал, дважды гармонический минор и проч.)

Трижды гармонический, ага  :D

http://jasobrecht.com/blues-origins-spanish-fandango-and-sebastopol/

Извини, там по-английски, но есть гугль-переводчик если чоу.

Оффлайн Imito

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 66
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #11 : Апреля 24, 2016, 18:51:53 »
Трижды гармонический, ага  :D

http://jasobrecht.com/blues-origins-spanish-fandango-and-sebastopol/

Извини, там по-английски, но есть гугль-переводчик если чоу.
Версия. Все же негры изначально испанскую гитару взяли, чтобы блюз играть, заимствовали из Мексики.
Имхо, чтобы эти блюзовые "лады" анализировать, надо напрямую к истокам джаза обращаться - их "мажорность" именно туда смутно, но направляет.

Оффлайн Лис-Alice

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1851
  • GuitarPlayer.Ru does...
    • Всё музло тут
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #12 : Апреля 24, 2016, 19:12:45 »
Версия. Все же негры изначально испанскую гитару взяли, чтобы блюз играть, заимствовали из Мексики.

А мексиканцы и пол Латинской Америки не похожи на цыган? Одно лицо  ;D

Блюз - это рубленое топором фламенко, без b2 и b6. Был цыганский джаз-мануш, стал мериканский :hitrez:

Оффлайн Imito

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 66
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #13 : Апреля 24, 2016, 19:25:21 »
А мексиканцы и пол Латинской Америки не похожи на цыган? Одно лицо  ;D

Блюз - это рубленое топором фламенко, без b2 и b6. Был цыганский джаз-мануш, стал мериканский :hitrez:
Антропология, блеать.
Пиши книгу о... пока что альтернативной истории происхождения блюза в САСШ =)

Оффлайн Лис-Alice

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1851
  • GuitarPlayer.Ru does...
    • Всё музло тут
Re: О блюзовом ладу
« Ответ #14 : Апреля 24, 2016, 19:32:08 »
Пиши книгу о... пока что альтернативной истории происхождения блюза в САСШ =)

Чревато  ;D Говорят Хендрикса колданули - помер, да СРВ не в тот вертолет сел - тоже помер. Точно цыгане сглазили ;)

Дэльту Миссисипи придумали потом, когда товар продавать начали, я думаё  :hmmm: