Форум гитаристов
Гитара => guitar.theory => Тема начата: own от Июня 29, 2013, 15:42:04
-
Обратил внимание, что обращение некоторых уменьшенных аккордов сопровождается их переходом в новую тонику ( и наоборот).
Например если взять D#dim (тоника на 1 ладу 4 струны) и сдвинуть на полтора тона то получим F#Dim, хотя состав нот входящих в аккорд не изменился. Получается что D#dim = F#Dim и в действительности оригинальных уменьшенных звучаний гораздо меньше количества нот ?
В чем особенность этой закономерности в музыки ? Действует ли подобное правила на полууменьшенные аккорды ?
-
Поскольку уменьшённый септаккорд равномерно "заполняет" октаву малыми терциями, за его основной тон может быть формально принят любой из его звуков. Например, аккорд Ao может быть записан как Co, Ebo, Gbo — все эти аккорды будут состоять из одних и тех же по названию звуков (или энгармонически равных). Таким образом, получается, что формально существует только три разных (по составу звуков) уменьшённых септаккорда, а не двенадцать (по количеству звуков в хроматической гамме). Если повысить или понизить все звуки уменьшённого септаккорда на малую терцию, мы получим тот же самый аккорд. Иными словами, если мы передвинем любую аппликатурную форму уменьшённого септаккорда на грифе на три лада в любом направлении любое количество раз, мы получим тот же самый аккорд.
... и добавил:
Действует ли подобное правила на полууменьшенные аккорды ?
Нет, конечно — там другой интервальный состав.
-
Спасибо за разъяснение!
Связана ли подобная общность одних и тех же звуков, входящих в состав различных уменьшенных аккордов со сходством в соответствующих тональностях ? Например в указанном мною выше примере D#dim = F#Dim Ре минорные и Фа мажорные тональности параллельны. Это совпадение? Какие существуют примеры использования в музыки уменьшенных септаккордов? ( помимо создания более плавных переходов в приделах одной тональности.)
Про полууменьшенные аккорды вопрос был связан в связи с тем, что при сдвиге на три лада стандартной апликатуры аккорда создается прогрессия, напоминающая чем-то аналогию с уменьшенными аккордами (по ощущению- возрастание напряжения).
-
Например в указанном мною выше примере D#dim = F#Dim Ре минорные и Фа мажорные тональности параллельны. Это совпадение?
Совпадение, потому что параллельные тональности всегда лежат в малой терции друг от друга.
Про полууменьшенные аккорды вопрос был связан в связи с тем, что при сдвиге на три лада стандартной апликатуры аккорда создается прогрессия, напоминающая чем-то аналогию с уменьшенными аккордами (по ощущению- возрастание напряжения).
Возрастание напряжения возникает, если двигать любые аппликатуры вверх, например. Так что аналогия вряд ли верна.
-
Действует ли подобное правила на полууменьшенные аккорды ?
В некотором смысле (не совсем понятно, что за правила) - действуют. Во-первых, в полууменьшенном так же есть тритон, который двигается по малым терциям (а в основе обоих o и ø лежит уменьшенное трезвучие), создавая похожее звучание, во-вторых полуменьшенным хорошо гармонизовать уменьшенный лад и, в-третьих, это все выполняет роль доминанты, но при этом может относиться к доминантам разных тональностей, что вносит некоторую неопределенность.
-
Возник вопрос о взаимодействии различных уменьшенных аккордов в рамках одного произведения.
Например, в одном из произведений Баха во вступлении после аккорда Hm употребляется Edim (хотя по звуковому ряду в этой тональности на второй ступени стоит уменьшенный ДО#).
Пример
http://www.songsterr.com/a/wsa/johann-sebastian-bach-bwv-1002-bourree-tab-s22020t0 (http://www.songsterr.com/a/wsa/johann-sebastian-bach-bwv-1002-bourree-tab-s22020t0)
третий такт.
Вопрос- какие уменьшенные (полууменьшенные) аккорды допускаются добавляться в используемую тональность, с целью добиться того или иного оттенка пьессы (усилить минорность либо еще что-то) ?
Буду так же благодарен за любые упражнения с рассматриваемыми мелодическими линиями по этим аккордам- примеры
http://guitar.ru/lessons/our-lessons/our-lessons_103.html (http://guitar.ru/lessons/our-lessons/our-lessons_103.html)
http://guitar.ru/lessons/our-lessons/our-lessons_101.html (http://guitar.ru/lessons/our-lessons/our-lessons_101.html)
Спасибо заранее
-
Например, в одном из произведений Баха во вступлении после аккорда Hm употребляется Edim (хотя по звуковому ряду в этой тональности на второй ступени стоит уменьшенный ДО#).
Edim можно рассматривать как обращение С#dim, т.к. они состоят из энгармонически равных звуков.
-
Спасибо!
Вы говорили ранее, что в действительности существует лишь три типа ( отличающихся по звукам) уменьшенных аккордов. А нет ли какой-нибудь таблички где это все расписано подробнее ?
Предполагая, что в тональности минора используется следующая нота после тоники, образующая тонику уменьшенного аккорда, было бы удобно визуализовать все обращения, для каждого из трех вариаций.
-
Например, в одном из произведений Баха во вступлении после аккорда Hm употребляется Edim (хотя по звуковому ряду в этой тональности на второй ступени стоит уменьшенный ДО#).
На второй ступени нет уменьшенного септаккорда (там полууменьшенный). В данном случае, при поверхностном взгляде, это второе обращение viio (Dvii) из гармонического минора.
-
Вы говорили ранее, что в действительности существует лишь три типа ( отличающихся по звукам) уменьшенных аккордов. А нет ли какой-нибудь таблички где это все расписано подробнее ?
Таблички не припомню...
Вообще, уменьшённый септаккорд образуется на VII ступени Гармонического минора и Гармонического мажора.
Аппликатурные формы в картинках сейчас попробую выложить...
... и добавил:
[attachimg=1]
[attachimg=2]
[attachimg=3]
[attachimg=4]
[attachimg=5]
[attachimg=6]
Для запоминания можно так: уменьшённый септаккорд — это доминантсептаккорд (здесь правильнее сказать — малый мажорный септаккорд) с повышенным основным тоном. При понижении любой ноты на полтона в любой из этих сеток получается доминантсептаккорд в основном виде или в обращении.
... и добавил:
Вы говорили ранее, что в действительности существует лишь три типа ( отличающихся по звукам) уменьшенных аккордов.
Уменьшённых септаккордов. И не три "типа" (тип здесь один — уменьшённый септаккорд), а три разных аккорда.
Смысл вот в чём. Берём на грифе любую из нарисованных выше форм, это раз. Сдвигаем на полтона — второй аккорд, сдвигаем ещё на полтона — третий аккорд. Всё. Если сдвинуть ещё на полтона (третий раз), получается повтор по составу звуков — опять первый аккорд, и т.д.
-
Понятно, спасибо большое за подробное разъяснение!
Ранее я путал уменьшенный и уменьшенные септированные аккорды- в связи с чем и была неразбериха. Теперь понятно- что по звучанию, уменьшенные септаккорды обладают более резким звуком (именно эти аккорды при сдвиге на полтора тона обращаются), а уменьшенные аккорды ближе по звучанию к полууменьшенным и правило обращения при сдвиге на терцию для них не сохраняется.
-
Си-Ре-Фа — уменьшённое трезвучие (Bdim).
Си-Ре-Фа-Ля — полууменьшённый септаккорд (Bm7b5 или BØ).
Си-Ре-Фа-Ляb — уменьшённый септаккорд (Bo или Bdim7).
-
В продолжении темы- интересует правило построение Sus2 и Sus4 уменьшенных и полууменьшенных аккордов.
Из общих соображений в мажорном и минорных ладах сус 2 (4) означает добавление второй (четвертой ступени) взятой из гаммы, соответствующего звукоряда к основному трезвучию.
Как построить полный звукоряд для уменьшенных (полууменшенных аккордов ) - будет ли эта гамма соответствовать какому-то ладу, отличному, например, от минора?
Хотелось бы (1) взглянуть на апликатуры гамм этих аккордов а так же (2) примеры аккордовых прогрессий ( главным образом образованных из минорных тональностей), гармонизированных Sus аккордами.
-
own, что-то непонятное :)
Sus2 и Sus4 - это аккорды с секундой и квартой вместо терции, так что не "добавление", а замена.
И я не понимаю, как это связать с уменьшёнными аккордами...
... и добавил:
Из общих соображений в мажорном и минорных ладах...
Общепринятые буквенно-цифровые обозначения аккордов никак не привязаны к ладу. В том смысле, что например аккорд Asus2 — это всегда чётко определённый состав звуков (Ля-Си-Ми), и не важно, где и по какому поводу он берётся, в каком ладу звучит эта музыка и т.д.