Приветствую вас, уважаемые коллеги-гитаристы!
Поскольку у вас появился вопрос по музыкальной теории, а каждая теория имеет под собой основу, то для правильного понимания нужно эту основу знать. Такой основой в музыкальной теории являются ноты. Ноты - это условные обозначения звуков, очень простые и удобные, избавляющие от множества лишних слов и упрощающие общение. Обычно это изложено в любом самоучителе и вместе с основами нотной грамоты, но некоторые никак не могут выбрать или пугаются "закорючек" и не учат ни по одному. Именно для таких данная тема.
Хотите простых и понятных ответов на вопросы по теории? Учите ноты!
Δ ♯ ♭ ♮ ° ø ⁀
Краткое введение. Откуда берутся ноты.Мы живём в европейской музыкальной культуре и европейская музыка от "Кузнечика" до "Металлики" и "труЪ-блецк-митола" описывается европейской музыкальной нотацией, поэтому в дальнейшем разговор пойдёт только о ней.
Весь диапазон слышимых человеком звуковых частот разделяется на октавы. Октава - это увеличение частоты в 2 раза. Связано это с тем, что человек слышит звук определённой частоты и такой же через октаву как почти одинаковые, поэтому с увеличением частоты на октаву все звуки как будто повторяются.
Принято выделять 12 равных звуков в октаве, разница между которыми - полутон. (Поэтому на грифе гитары 12-й лад принято обозначать особенно выделяющимся значком.) Такое деление называется равномерной темперацией. (Вообще говоря, для человеческого слуха это несколько неправильно и общая музыкальная теория использует неравномерную темперацию, но довольно приемлемо и успешно используется подавляющим большинством гитаристов и других музыкантов. Многие люди и не догадываются о таком несовершенстве и не испытывают от этого какие-либо затруднения.) Это значит, что при возрастании на один полутон, частота увеличивается в одинаковое число раз.
Если хаотично перебирать звуки из октавы, то некоторые звучат хорошо, а некоторые "не к месту", хотя в другой раз может быть наоборот. Это было давно замечено и для упорядочивания такого знания придумали как выбирать нужные ноты. Наиболее распространёнными являются лады (эти самые выборки), в которых 7 звуков. (Вообще лад - более сложное понятие, но для начала можно запомнить так.) На основе одного такого лада ноты получили своё название.
Начинаем учитьСвои названия ноты получили от лада До-мажор. Вот его состав в пределах одной октавы
До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-ДоТакое расположение нот, по возрастанию, называется гаммой До-мажор. Её надо выучить как скороговорку. Нужно, чтобы после названия любой ноты можно было сразу же проговорить последовательность остальных в пределах одной октавы. Пока эти последовательности никак не будем называть кроме одной. А именно Ля-минор.
Ля-минор - это другой лад, хотя его состав и совпадает с составом До-мажор, но музыка в этом ладу звучит по другому. Вот его гамма
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль-ЛяЭту последовательность нужно также хорошо знать, потому что она помогает освоить другое важное представление нот - буквами латинского алфавита (английский язык пользуется именно этим алфавитом). Вот так выглядит Ля-минор в буквенном виде
A-B-C-D-E-F-G-АКак видите, это просто первые буквы латинского алфавита. Такое обозначение принято в американской литературе и становится всё более распространённым. Однако, раньше ноту Си обозначали буквой Н, а буквой В обозначали Си-бемоль, т.е. ноту, которая ниже Си на один полутон. (Об этом чуть позже.) Поэтому вообще нужно специально уточнять, какое обозначение Си используется. На форуме больше принято обозначать через H, тогда Ля-минор будет выглядеть так
A-Н-C-D-E-F-G-АОба вида записи нужно запомнить.
О тоновом строенииТеперь нам понадобится гитара. Лучше, если она настроена стандартно, как говорят "в Ми". (Именно этот строй будет подразумеваться дальше.) Если это не так, делайте поправку на собственный строй. Струны обозначаются порядковыми номерами от самой тонкой, первой, к самой толстой, шестой, если гитара шестиструнная. Тогда открытые (незажатые) струны настроены так
Ми-Си-Соль-Ре-Ля-Ми.
Поскольку нот всего 7, а звуков в октаве 12, то нужно разобраться как они расположены внутри октавы. Расстояния между звуками обозначают количеством полутонов и тонов. Один тон равен двум полутонам.
Посмотрим на гриф гитары. Если зажать струну на каком-то ладу, а потом на следующем, то расстояние между звуками будет равно полутону. Два лада - один тон. Открытая пятая струна настроена на звук Ля. Построим гамму Ля-минор. Вот её тоновое строение
Тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тонНужно выучить эту формулу. (Потом её можно будет применять для построения минорных гамм от других нот.)
На гитаре: открытая 5-я струна - 2-й лад - 3-й лад - 5-й - 7й - 8-й - 10-й - 12-й
Условно можно записать так
А HC D EF G A
Нужно научиться строить эту гамму от любой ноты на любой струне в пределах октавы.
Для перехода со струны на струну нужно запомнить, какие ноты на них равны:
первая открытая - вторая на 5-м ладу, 2-я - 3-я на 4-м, 3-я - 4-я на 5-м, 4-я - 5-я на 5-м, 5-я - 6-я на 5-м.
Зная эти особенности, нужно научиться строить гамму ля-минор от любой ноты в пределах до пятого лада на всех струнах. В дальнейшем нужно будет выучить расположение нот на всём грифе.
О бемолях и диезахМожно было заметить, что звуков в октаве 12, а мы использовали только 7 обозначений, то нужно как-то обозначить пропущенные звуки. Обозначать их договорились как повышение или понижение других звуков. Для этого придумали специальные обозначения: бемоль и диез, которые обозначают понижение и повышение звука на полтона, соответственно. Как было написано выше, по старому принято обозначать Си-бемоль как В. По аналогии с этим решили обозначать любой бемоль этой же буквой, но маленькой - b. Так Ля-бемоль обозначается Ab.
Для обозначения повышения придуман диез - #. Так Ля-диез обозначается A#.
Существует также бекар, который отменяет повышение или понижение, двойной диез, повышающий звук на тон, и двойной бемоль, понижающий звук на тон. Эти знаки можно найти в таблице специальных символов и записать через коды, поэтому их не любят на форуме писать символами, а пишут словами. В конкретной ситуации правильное обозначение звука, как повышенного или пониженного, зависит от контекста и определяется тем, что человек склонен воспринимать равномерную темперацию, как немного неправильную неравномерную, а ноты призваны обозначить именно человеческое восприятие.
О ступенях и интервалахНоты, входящие в лад, принято обозначать порядковыми номерами по-латински. В этом случае ноты называют ступенями лада. Первую ноту, дающую название лада, называют тоникой (главный тон-звук лада), а последующие уже по номерам. Выглядит это так
Тоника(1) - секунда(2) - терция(3) - кварта(4) - квинта(5) - секста(6) - септима(7) - октава[8]Далее идёт повтор, иногда говорят "терция через октаву", а иногда и продолжают считать (так делают при построении аккордов). При этом октава также является тоникой и вместо "октавы" можно сказать "тоника". Нужно выучить эту последовательность.
Интервалами обозначают расстояние между звуками. Их тоже обозначают порядковыми номерами по-латински, но если между ступенями могут быть разные расстояния для разных ладов, то интервалы всегда имеют фиксированное расстояние. Начинается отсчёт со случая, когда два звука равны - прима(1) и затем увеличивается на полутон. Вот как это выглядит
(чистая) прима - м.(малая) секунда - б.(большая) секунда - м.терция - б.терция - (чистая) кварта - увеличенная кварта, тритон, уменьшенная квинта (название зависит от контекста) - (чистая) квинта - м.секста - б.секста - м.септима - б.септима - (чистая) октаваДалее идёт повтор и говорят "терция через октаву", а иногда и продолжают считать по аналогии. Октава примой не называется, потому что интервал обозначает расстояние, в октаве не равное нулю, как в приме. Эту последовательность нужно выучить.
Надеюсь это поможет тем, кто решил начать освоение теории!
P.S.
Немного об октавахПоскольку ноты - это универсальное обозначение музыкальных звуков, то существует способ назвать ноту не привязываясь к конкретному инструменту. Для этого придумана октавная система. В ней всего две составляющие: 1)октава начинается с ноты До и 2)названия октав.
Сейчас применяются два способа названия октав:
1.По Гельмгольцу (старый). Этим способом пользуются в большинстве русскоязычной музыкальной литературы и на форуме он также предпочтительнее.
Открытая пятая струна - Ля большой октавы. Ниже контроктава, ещё ниже субконтроктава. Ниже человек не слышит звуки. Выше большой октавы находится малая октава, ещё выше первая и далее по номерам.
2.Научный (новый, предложен Американским акустическим обществом в 1939 году). Этот способ применяется в англоязычной литературе, а также во многих музыкальных программах.
Здесь субконтроктава называется нулевой, контроктава первой и далее по номерам. Открытая пятая струна - Ля второй октавы.
P.P.S
Немного о счёте (моё личное решение одной известной проблемы)
Многие популярные песни в написаны в размере 4/4, что означает четыре доли длительности четвертной ноты в такте. Обычно их считают "Раз-Два-Три-Четыре". Или с учётом восьмых длительностей, промежуточных между долями, "Раз-И-Два-И-Три-И-Четыре-И". Но самый естественный счёт - по числу слогов, т.е. гласных, что объясняется даже в школе при разучивании размеров стихотворений, а в слове "Четыре" - три слога, что часто сбивает и некоторые начинают странно жаловаться на "неритмичность" русского языка. На самом деле проблема решается очень просто - сокращением слова "Четыре" до одного слога "Чет" (такой способ я не встречал, потому придумал его сам), тогда счёт будет:
Раз-И-Два-И-Три-И-Чет-ИВ каждой доле получается по одному слогу, и ритмический счёт становится намного проще. Аналогично можно посчитать до 12, что относительно часто можно встретить, также сокращая слова до одного слога:
Раз-Два-Три-Чет-Пять-Шесть-Семь-Вось-Девь-Десь-Одь-ДвеДля счёта шестнадцатых подойдёт в принципе любая гласная, чтобы обозначить промежуточные субдоли, например, размере 4/4
Раз-А-И-А-Два-А-И-А-Три-А-И-А-Чет-А-И-АДля счёта восьмых триолей также можно использовать промежуточную гласную:
Раз-А-А-Два-А-А-Три-А-А-Чет-А-АГласную "И" лучше не использовать, поскольку она общепринято как бы закреплена за промежуточными восьмыми между четвертными долями. Однако, может быть удобнее использовать разные гласные или слоги для промежуточных субдолей:
Раз-А-И-У-Два-А-И-У-Три-А-И-У-Чет-А-И-УРаз-А-И-Бэ-Два-А-И-Бэ-Три-А-И-Бэ-Чет-А-И-БэРаз-А-Бэ-Два-А-Бэ-Три-А-Бэ-Чет-А-БэНа высоких скоростях счёт должен "интернализироваться", т.е. даже внутренним голосом не стоит считать, должно появиться ощущение, что нота просто находится на своём месте ритмической сетки, а это достигается укладыванием ритмического рисунка разучиваемого фрагмента в медленном темпе и затем постепенным "разгоном" темпа, чтобы не возникало разрыва ощущения "своего места" при слишком большом скачке.
Интернализация счёта может быть поэтапной, например в 4/4 с ритмом 16-ми
Раз-А-И-А-Два-А-И-А-Три-А-И-А-Чет-А-И-А
Сначала интернализируются промежуточные 16-е и остаётся только счёт 8-ми
Раз-И-Два-И-Три-И-Чет-И
Затем интернализируются промежуточные 8-е
Раз-Два-Три-Чет
Затем счёт полностью может интернализироваться или остаться в каких-то сложных для ориентирования в ритме и времени фрагментах. Это зависит от многих факторов и выбирается на своё усмотрение.