Автор Тема: Обязательно ли слышать ноты при чтении?  (Прочитано 1902 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Jertan Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Добрый день!

Недавно начал изучать нотную грамоту и заметил, что многие пишут в интернете и учебниках, что ноты удобны тем, что позволяют исполнителю услышать музыку в голове при чтении, без инструмента. Когда читаю партитуры не слышу ни мелодии, ни ритма, просто читаю  переношу ноты на гриф гитары и играю, предварительно послушав оригинал композиции/упражнения.

Это придёт с опытом? Может нужно дополнительно заниматься сольфеджио? Или не обязательно слышать ноты в голове, когда их читаешь?

Оффлайн Чучундра

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 33
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Обязательно ли слышать ноты при чтении?
« Ответ #1 : Января 14, 2019, 21:18:34 »
Слышать не обязательно, но может быть полезно в работе.
Может прийти с опытом, может не прийти. Эффект вероятнее, если позаниматься сольфеджио с хорошим учителем.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Обязательно ли слышать ноты при чтении?
« Ответ #2 : Января 14, 2019, 21:39:10 »
Слышать не обязательно, но может быть полезно в работе.

Когда читаешь ноты их нужно уметь слышать внутренним голосом. Большинство музыкантов, покупая ноты в магазине, сначала смотрят на них и получают информацию схожую с чтением предисловия к литературному роману! :)

Может прийти с опытом, может не прийти.

С опытом приходит всё, что хотелось! :)

Эффект вероятнее, если позаниматься сольфеджио с хорошим учителем.

Это безусловно... да! ;)

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Обязательно ли слышать ноты при чтении?
« Ответ #3 : Января 14, 2019, 23:44:02 »
Jertan, слышать ритм при взгляде на ноты — навык необходимый, так как без него вообще не удастся сыграть, если нет образца уже записанного аудио. На начальных этапах обучения ритмы медленно "расшифровывают", позже — просто читают как текст. Основа такого навыка — знание ритмических клише, и это не так уж и сложно. Вот в этом плейлисте можешь посмотреть урок "Учимся читать ритм по нотам".

Что касается слышания с листа интонаций мелодий и красок созвучий, то тут всё гораздо печальнее. Разумеется, блестяще подготовленный вокалист должен прочитать абсолютно незнакомую мелодию с листа и тут же её пропеть. Однако, это уже очень непростой навык, и многие "проверяют себя" с инструментом, тыкая пальцами в клавиши. Что касается слышания с листа в уме полнофактурной аранжировки (или ансамбля на полдюжины нотных станов), то это уже весьма сказочный навык, и это реально трудно. Обычно слышат очень приблизительно, схематично, причём только музыку, хорошо знакомую стилистически. Скажем, современную академическую музыку с навороченными созвучиями не будет толком слышать с листа в уме никто. Имхо.
« Последнее редактирование: Января 14, 2019, 23:46:49 от MrLf »

Оффлайн aGGreSSor

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 496
  • Qui scribit, bis legit
Re: Обязательно ли слышать ноты при чтении?
« Ответ #4 : Марта 04, 2019, 16:38:59 »
Недавно начал изучать нотную грамоту и заметил, что многие пишут в интернете и учебниках, что ноты удобны тем, что позволяют исполнителю услышать музыку в голове при чтении, без инструмента.
В интернете вообще многое пишут (в учебниках ещё больше). Наверное, некоторые вокалисты развивают в себе такой навык, но это не точно. Слышать, здесь - просто громкое слово. С таких утверждений можно легко перейти к окрашенным разными цветами интервалам, сладким размерам и влажным темпам. Нет, ноты  не служат для того чтобы Вы сошли с ума и вообще являются только одним из 100500 возможных способов передачи музыкальной информации от человека - человеку. ;D На самом деле, просто представлять себе. Воспринимать. Поясню далее.

Когда читаю партитуры не слышу ни мелодии, ни ритма, просто читаю  переношу ноты на гриф гитары и играю, предварительно послушав оригинал композиции/упражнения.
Вы всё правильно делаете. Конечно Вы не слышите ноты. Вы когда читаете этот текст, слышите мой голос? Надеюсь что нет.  ;) Речь идёт о проговаривании длительностей. Вы можете проговаривать их про себя и (в дальнейшем) воспринимать их уже без явного проговаривания (а, ну это, тыц-тыц, ты-ды-дыц-тыц-тыц). Это такой же навык как представление нот на грифе и аппликатурное мышление, ничего больше.

Тоже самое и с "услышать мелодию". А то Вы её не слышите? Обычно у человека в голове может крутиться какое-нибудь "мало половин", но он не задумывается о движении мелодии. Читая ноты, можно увидеть это движение визуально и наложить это своё видение на то как звучит известная мелодия. От каждой ноты мелодия имеет всего 2 путя: движение выше/ниже, или та же самая нота/пауза. Вот это движение на повышение/понижение человек себе умозрительно и представляет, а когда играет - то ещё и действительно (!) слышит. И никакого Кащенко.

Это придёт с опытом? Может нужно дополнительно заниматься сольфеджио?
Заниматься сольфеджио вообще полезно, это бесспорно.

Или не обязательно слышать ноты в голове, когда их читаешь?
Совершенно не обязательно. Необходимо представлять что происходит в нотах: ритм и движение. А тех кто будет рассказывать о том что он что-то такое слышит (наверняка, левитируя при этом), мучайте уточняющими вопросами: а если в нотах больше одного голоса, тоже слышит? септаккорды в нотах хорошо слышно? выделяет голосоведущие ноты из аккордов своим внутренним слухом или нет? слышит только днём или в любое время суток? и т.д.
« Последнее редактирование: Марта 04, 2019, 16:43:12 от aGGreSSor »