2
eye:
Про пентатоники... Знаю минорную, мажорную, блюзовую ( минорная с добавлением b5 ступени и мажорная с добавлением b3 ступени). А что такое побочная пентатоника?
Пентатоники, вытекающие из надстроек, лада или функциональных групп. Например на Am играть пентатоники Em, Bm. так же мажорные..
А, понятно. Это если у каждого из 7 диатонических ладов (ионийский, фригийский и т.д.) исключить 2 и 6 ступени, то получится 7 «сокращённых» пятиступенных звукорядов:
1. От С – до – ми – фа – соль – си (ионийский мажор без 2 и 6 ступеней)
1 3 4 5 7
2. От D – ре - фа – соль – ля – до
1 b3 4 5 b7
Выходит Dm-пентатоника, и она же F маж. Пентатоника, если за тонику принять Фа.
3. Em – ми – соль – ля – си – ре (Em/G пентатоника)
1 b3 4 5 b7
4. F – фа – ля – си – до – ми (F лидийский без 2 и 6 ступеней)
1 3 #4 5 7
5. G – соль – си – до – ре – фа (G миксолидийский без 2 и 6 ступеней)
1 3 4 5 b7
6. Am – ля – до – ре – ми – соль (Am/C пентатоника)
1 b3 4 5 b7
7. Bmb5 – си – ре – ми – фа – ля (B локрийский без 2 и 6 ступеней)
1 b 3 4 b5 b7
Т.е. от минорных аккордов получаются пентатоники, а от мажорных – мажорные сокращённые ионийский, лидийский и миксолидийский. От Уменьшенного аккорда на 7 ступени образуется «уменьшенный» локрийский лад с пропущенными 2 и 6 ступенями.
По поводу на Am играть пентатоники Em, Bm, Петруччи в аудиошколе Wild Stringdom предлагает играть на Ля-минорный аккорд Ми-минорную и Си-минорную пентатоники для получения околодорийского звучания, особенно при использовании Си-минорной пентатоники, так как её 5-я ступень (Фа-диез) является мажорной 6 для Ля-минора (дорийской секстой).
И иные пента-структуры? Это иные (помимо только что перечисленных) пятиступенные звкоряды, образующиеся при пропуске тех или иных (каких?) ступеней других (не натуральный минор и мажор) звукорядов? Например, убрать какие-то две ступени с лидийского лада или гармонического мажора?
Да. Но прежде всего, например, такая структура 1-b3-4-5-6-1. Или 1-b3-(4)-b5-b6-b7-1
Г-н Бойко в книге «Мой метод» предлагает пару таких вариантов:
1. Образовать 5-ступенный звукоряд на основе дорийского минора с добавлением повышенной 4 ступени (пропущены 2-я, натуральная 4- я и 7 ступени дорийского).
От Соль: соль – си-бемоль – до-диез – ре - ми
1 b3 #4 5 6
Этот звукоряд имеет характерные блюзовые тона - b3 (малая минорная терция) и #4 (энгармонически равен b5 – «блюзовому» тритону) и его можно использовать при импровизации на блюзовую гармонию в тональности Соль-мажор.
2. Пятиступенный звукоряд на основе мелодического минора (пропущены 4 и высокая 7 ступени лада):
От Ля: ля – си – до – ми – фа-диез
1 2 b3 5 6
Этот звукоряд подходит для обыгрывания полууменьшенных аккордов (m7b5), но при импровизации на этот аккорд основной тот звукоряда находится на расстоянии малой терции вверх от «тоники» полууменьшенного аккорда, т.е. для обыгрывания Am7b5 используется следующий звукоряд от До:
До - ре - ми-бемоль - соль - ля
1 2 b3 5 6
3. Пятиступенный звукоряд, построенный путём пропуска 4 и 6 ступеней из миксолидийского лада:
Соль – ля – си – ре – фа
1 2 3 5 b7
Этим звукорядом можно обыгрывать не альтерированные аккорды доминантовой группы (G7, B7b5 по До-мажору)или аккорды 1-й и 4-й ступеней (C7, F7 по До-мажору) в блюзе.
Не про околопентатонические дела, но тоже про неполные звукоряды.
Молотков как один из вариантов предлагает обыгрывать аккорды неполными пентахордами – пятиступенными звукорядами в пределах от примы до квинты с пропущенной 4 ступенью:
C maj7 – до – ре – ми - соль
1 2 3 5
Am7 – ля – си – до - ми
1 2 b3 5
Dm7 – ре - ми – фа - ля
1 2 b3 5
G7 - соль – ля – си – ре
1 2 3 5
Ну, да, там через запятую, то есть это одно и то же, просто есть нюансы... Полиаккорд - это 6-7-звучие, а можно мыслить, типа, Em/A, Bm/A, Gmaj7/A Eb/A и так далее - то есть 3-4 звучными частями.
Тот же уже упомянутый Бойко в той же книге даёт интересный пример обыгрывания мажорных аккордов мелодическими фразами, состоящими из полиаккордовых образований. Например, Gmaj7 можно обыграть чередованием фраз из двух мажорных трезвучий - G (соль-си-ре) и A (ля – до-диез – ми). При этом нота До-диез для Gmaj7 является повышенной 4 ступенью, что вводит звучание мелодической линии в область лидийского лада.
А вот примерчик полиаккордового обыгрывания лично от меня…
По До-мажору.
1. Аккорд F обыгрывается:
F9 без терции (1 ступень) – фа – до – ми - соль
Am (3 ступень) – ля – до - ми
C9 (5 ступень) – до – ми – соль – си - ре
2. Аккорд G:
G9 без терции (1 ступень) – соль – ре – фа - ля
Bmb5 (3 ступень) – си – ре - фа
Dm9 (5 ступень) – ре – фа - ля – до - ми
3. Аккорд Am:
Am9 без терции (1 ступень) – ля – ми – соль - си
C (3 ступень) – до – ми - соль
Emb9 (5 ступень) – ми – соль – си – ре - фа
2
eye: я ничего не напутал?
Подскажете ещё какие-нибудь интересные способы обыгрывания аккордов?