Автор Тема: Обыгрывание аккордов  (Прочитано 25263 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Conso Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 38
Обыгрывание аккордов
« : Декабря 20, 2008, 04:22:34 »
Стив Вай в Martian Love Secrets Часть I, пишет:
Цитировать
Знайте, как минимум, пять способов обыграть мажорные и минорные аккорды, мажорные и минорные септаккорды, и пр.

Поймал себя на мысли что не знаю ни одного :( Подскажите пожалуйста эти способы.

Оффлайн Antibilan

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #1 : Декабря 21, 2008, 00:45:18 »
Сначала нужно понять какую функцию они несут в тональности...И услышать ушами эту функцию.В зависимости от этого,стиля музыки ,а также от вашего вкуса можно минорный септаккорд например обыграть дорийским или эолийским минором,гармоническим,мелодическим минором,пентатоникой,наконец.

Оффлайн Conso Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 38
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #2 : Декабря 21, 2008, 08:45:04 »
т.е. какую функцию? О.о

Оффлайн Antibilan

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #3 : Декабря 21, 2008, 12:16:00 »
Тоника,субдоминанта,доминанта...Самостоятельно сложно разобраться,не зная даже основ.Ищите преподавателя

Оффлайн Faeton

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 233
    • Официальный сайт группы "ОДИН"
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #4 : Декабря 21, 2008, 12:41:21 »
Если же не припода, то хоть сами читайте)

Оффлайн Arctic

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 210
  • Normal’s not normal
    • Нот Нет
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #5 : Декабря 21, 2008, 14:50:47 »
Самый простой способ обыграть аккорд - аккордовые звуки

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #6 : Декабря 22, 2008, 13:54:57 »
Не знаю, что имел ввиду Вай, говоря о 5 способах. Но можно пофантазировать на тему.
Обыгрывать можно используя
1. опевания аккордовых звуков, вспомогательные, проходящие, вводные.
2. арпеджио трезвучий, 7-аккордов, полиаккордов и частей "верхних структур".
3. пентатоники - основную, побочные, блюзовые, иные пента-структуры
4. гаммы - основные диатонические звукоряды, лады, альтерированные, с хроматическими заполнениями
5. подвижные интервальные структуры
6. лейтмотивы, лики, секвенции

Так же можно подходить
1. горизонтально - обыгрывая главную ладотональность
2. вертикально - каждый аккорд
3. смешанный подход - тональные центры
4. полимодально
5. функционально

можно так же рассматривать сабж совсем в другой плоскости...

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #7 : Декабря 22, 2008, 15:26:47 »
5. подвижные интервальные структуры
6. лейтмотивы, лики, секвенции
Можно по этим пунктам по подробнее если не сложно

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2720
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #8 : Декабря 22, 2008, 15:35:12 »
2 eye: насчёт вот этого не понятно:


2. арпеджио... и частей "верхних структур".
3. пентатоники - ... побочные и иные пента-структуры
5. подвижные интервальные структуры


Что такое арпеджио частей "верхних структур"? Аккордовые надстройки - 11, 13? Так они вроде входят в полиаккорд.

Про пентатоники... Знаю минорную, мажорную, блюзовую ( минорная с добавлением b5 ступени и мажорная с добавлением b3 ступени). А что такое побочная пентатоника?
И иные пента-структуры? Это иные (помимо только что перечисленных) пятиступенные звкоряды, образующиеся при пропуске тех или иных (каких?) ступеней других (не натуральный минор и мажор) звукорядов? Например, убрать какие-то две ступени с лидийского лада или гармонического мажора?

Подвижные интервальные структуры - тоже не ясно... Что это?
Подумал, может что-то типо секвенций на один и тот же интервал (шагом в терцию там или в кварту). Но секвенции они и есть секвенции.

еуе, разъясните, пожалуйста!

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #9 : Декабря 22, 2008, 16:22:06 »
Можно по этим пунктам по подробнее если не сложно
- подвижные интервальные структуры - если кратко, когда на одном аккорде лады и тд меняются каждую четверть или даже восьмую - смотри Холдсворта.
- лейтмотивы - это характерные для стиля мотивы, фразы - их тоже можно разделить на составляющие - арпеджио-5-ника-гамма-хроматизм, но их можно также рассматривать неделимо. "Лики" в этом контексте - то же самое, но в роке и блюзе. Секвенции - то же самое, но со сдвигом на различные интервалы.

Цитировать
Что такое арпеджио частей "верхних структур"? Аккордовые надстройки - 11, 13? Так они вроде входят в полиаккорд.
Ну, да, там через запятую, то есть это одно и то же, просто есть нюансы... Полиаккорд - это 6-7-звучие, а можно мыслить, типа, Em/A, Bm/A, Gmaj7/A Eb/A и так далее - то есть 3-4 звучными частями.

Цитировать
Про пентатоники... Знаю минорную, мажорную, блюзовую ( минорная с добавлением b5 ступени и мажорная с добавлением b3 ступени). А что такое побочная пентатоника?
Пентатоники, вытекающие из надстроек, лада или функциональных групп. Например на Am играть пентатоники Em, Bm? так же мажорные..

Цитировать
И иные пента-структуры? Это иные (помимо только что перечисленных) пятиступенные звкоряды, образующиеся при пропуске тех или иных (каких?) ступеней других (не натуральный минор и мажор) звукорядов? Например, убрать какие-то две ступени с лидийского лада или гармонического мажора?
Да. Но прежде всего, например, такая структура 1-b3-4-5-6-1. Или 1-b3-(4)-b5-b6-b7-1

Цитировать
Подвижные интервальные структуры - тоже не ясно... Что это?
Подумал, может что-то типо секвенций на один и тот же интервал (шагом в терцию там или в кварту). Но секвенции они и есть секвенции.
Например секвенция по 4 ноты, но с постоянной сменой ступеневого состава. Подобную штуку показывает, например,  Шон Лейн в своей школе.
Или неоктавные лады, в которых нижняя часть соответствует устою, а верхняя - неустою. Это можно у Скофилда встретить.
Еще - интервальные структуры, выходящие из лада - например игра квартами-секундами или сдвиги пентатонической структуры, обыгрывание последовательности Giant Steps мотивами 1235 на одном аккорде.


Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2720
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #10 : Декабря 23, 2008, 16:06:51 »
2 eye:


Про пентатоники... Знаю минорную, мажорную, блюзовую ( минорная с добавлением b5 ступени и мажорная с добавлением b3 ступени). А что такое побочная пентатоника?

Пентатоники, вытекающие из надстроек, лада или функциональных групп. Например на Am играть пентатоники Em, Bm. так же мажорные..

А, понятно. Это если у каждого из 7 диатонических ладов (ионийский, фригийский и т.д.) исключить 2 и 6 ступени, то получится 7 «сокращённых» пятиступенных звукорядов:
1. От С – до – ми – фа – соль – си (ионийский мажор без 2 и 6 ступеней)
              1      3       4       5        7
2. От D –  ре -  фа – соль – ля – до
              1      b3     4       5      b7
Выходит Dm-пентатоника, и она же F маж. Пентатоника, если за тонику принять Фа.
3. Em –  ми – соль – ля – си – ре (Em/G пентатоника)
             1      b3       4       5     b7
4. F    –  фа – ля – си – до – ми (F лидийский без 2 и 6 ступеней)
             1      3     #4      5     7
5. G –  соль – си – до – ре – фа (G миксолидийский без 2 и 6 ступеней)
           1       3       4     5      b7
6. Am – ля – до – ре – ми – соль (Am/C пентатоника)
           1     b3    4      5      b7
7. Bmb5 – си – ре – ми – фа – ля (B локрийский без 2 и 6 ступеней)
              1     b 3    4     b5    b7
Т.е. от минорных аккордов получаются пентатоники, а от мажорных – мажорные сокращённые ионийский, лидийский и миксолидийский. От Уменьшенного аккорда на 7 ступени образуется «уменьшенный» локрийский лад с пропущенными 2 и 6 ступенями.

По поводу на Am играть пентатоники Em, Bm, Петруччи в аудиошколе Wild Stringdom предлагает играть на Ля-минорный аккорд Ми-минорную и Си-минорную пентатоники для получения околодорийского звучания, особенно при использовании Си-минорной пентатоники, так как её 5-я ступень (Фа-диез) является мажорной 6 для Ля-минора (дорийской секстой).

И иные пента-структуры? Это иные (помимо только что перечисленных) пятиступенные звкоряды, образующиеся при пропуске тех или иных (каких?) ступеней других (не натуральный минор и мажор) звукорядов? Например, убрать какие-то две ступени с лидийского лада или гармонического мажора?

Да. Но прежде всего, например, такая структура 1-b3-4-5-6-1. Или 1-b3-(4)-b5-b6-b7-1

Г-н Бойко в книге «Мой метод» предлагает пару таких вариантов:

1.   Образовать 5-ступенный звукоряд на основе дорийского минора с добавлением повышенной 4 ступени (пропущены 2-я, натуральная 4- я и 7 ступени дорийского).
От Соль:     соль – си-бемоль – до-диез –  ре -  ми
                  1              b3         #4           5       6
Этот звукоряд имеет характерные блюзовые тона - b3 (малая минорная терция) и #4 (энгармонически равен b5 – «блюзовому» тритону) и его можно использовать при импровизации на блюзовую гармонию в тональности Соль-мажор.

2.   Пятиступенный звукоряд на основе мелодического минора (пропущены 4 и высокая 7 ступени лада):
От Ля:   ля – си – до – ми – фа-диез
            1      2     b3    5         6
Этот звукоряд подходит для обыгрывания полууменьшенных аккордов (m7b5), но при импровизации на этот аккорд основной тот звукоряда находится на расстоянии малой терции вверх от «тоники» полууменьшенного аккорда, т.е. для обыгрывания Am7b5 используется следующий звукоряд от До:
До -  ре - ми-бемоль - соль - ля
 1       2        b3           5        6

3. Пятиступенный звукоряд, построенный путём пропуска 4 и 6 ступеней из миксолидийского лада:
Соль – ля – си – ре – фа
1        2       3    5    b7
Этим звукорядом можно обыгрывать не альтерированные аккорды доминантовой группы (G7, B7b5 по До-мажору)или аккорды 1-й и 4-й ступеней (C7, F7 по До-мажору) в  блюзе.


Не про околопентатонические дела, но тоже про неполные звукоряды.
Молотков  как один из вариантов предлагает обыгрывать аккорды неполными пентахордами – пятиступенными звукорядами в пределах от примы до квинты с пропущенной 4 ступенью:
C maj7 – до – ре – ми - соль
             1      2     3       5
Am7 –  ля – си – до - ми
         1       2    b3     5
Dm7 –  ре  - ми – фа - ля
         1       2      b3     5
G7 -  соль – ля – си – ре
         1       2      3     5


Ну, да, там через запятую, то есть это одно и то же, просто есть нюансы... Полиаккорд - это 6-7-звучие, а можно мыслить, типа, Em/A, Bm/A, Gmaj7/A Eb/A и так далее - то есть 3-4 звучными частями.
Тот же уже упомянутый Бойко в той же книге даёт интересный пример обыгрывания  мажорных аккордов мелодическими фразами, состоящими из полиаккордовых образований. Например, Gmaj7 можно обыграть чередованием фраз из двух мажорных трезвучий - G (соль-си-ре) и A (ля – до-диез – ми). При этом нота До-диез для Gmaj7 является повышенной 4 ступенью, что вводит звучание мелодической линии в область лидийского лада.

А вот примерчик полиаккордового обыгрывания лично от меня… :)
По До-мажору.
1. Аккорд F обыгрывается:
F9 без терции (1 ступень) – фа – до – ми - соль
Am (3 ступень) – ля – до - ми
C9 (5 ступень) – до – ми – соль – си - ре
2. Аккорд G:
G9 без терции (1 ступень) –  соль – ре – фа - ля
Bmb5 (3 ступень) – си – ре - фа
Dm9 (5 ступень) – ре – фа  - ля – до - ми
3. Аккорд Am:
Am9 без  терции (1 ступень) – ля – ми – соль - си
C (3 ступень) – до – ми - соль
Emb9 (5 ступень) – ми – соль – си – ре - фа




2 eye: я ничего не напутал?
Подскажете ещё какие-нибудь интересные способы обыгрывания аккордов?
« Последнее редактирование: Декабря 23, 2008, 16:26:15 от Greeboss »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #11 : Декабря 23, 2008, 17:25:39 »
Не про околопентатонические дела, но тоже про неполные звукоряды.
Молотков  как один из вариантов предлагает обыгрывать аккорды неполными пентахордами – пятиступенными звукорядами в пределах от примы до квинты с пропущенной 4 ступенью:
C maj7 – до – ре – ми - соль
             1      2     3       5
Am7 –  ля – си – до - ми
         1       2    b3     5
Dm7 –  ре  - ми – фа - ля
         1       2      b3     5
G7 -  соль – ля – си – ре
         1       2      3     5
Вы пишите пентохорды - пятиступенные лады
а в примерах четырех ступенные.
Как так?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #12 : Декабря 23, 2008, 17:52:18 »
Цитировать
2 eye: я ничего не напутал?
не знаю )

Цитировать
Подскажете ещё какие-нибудь интересные способы обыгрывания аккордов?
Арпеджио-пентатоники-гаммы-опевания-хроматизм - куда уж больше? Дальнейшее зависит от ритмики, интервальных конструкций, фразировки, развития, звука, исполнения... при этом можно одной пентатоникой обойтись :)

Оффлайн Greeboss

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2720
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #13 : Декабря 23, 2008, 18:01:03 »
Taps, полный пентахорд - 1, 2, 3, 4, 5 (до, ре, ми, фа, соль). Неполный пентахорд с пропущенной 4 ступенью - 1, 2 ,3 , 5 (до, ре, ми, соль). Ошибки нет.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2028
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Обыгрывание аккордов
« Ответ #14 : Декабря 24, 2008, 14:47:53 »
Taps, полный пентахорд - 1, 2, 3, 4, 5 (до, ре, ми, фа, соль). Неполный пентахорд с пропущенной 4 ступенью - 1, 2 ,3 , 5 (до, ре, ми, соль). Ошибки нет.
Понял ключевое слово здесь НЕПОЛНЫЙ.

Получается, я постоянно использую неполные пентахорды когда играю шагающий бас, и не знал как они по теории называются. Вот уж точно век живи век учить.