Самую традиционную гармонию можно обыграть нетрадиционно.
Зачем?
Можно, конечно, играть и одним ладом, но зачем масло снова маслить?
Затем же, зачем к классическим брюкам одевают классический пиджак.
Чтобы все было в одном стиле.
По большому счету надо научиться играть импровизацию на один аккорд, потом связки, и только потом замены.
Согласен.
Лады не напросятся, если их не знать.
Вот гармония Cmaj7-A7-Dm7-G7. Заменим A7 на С#0. Сразу напрашивается арпеджио уменьшенного аккорда или гамма полутон-тон.
Можно еще поиграться.Меняем последовательность на С6-A7-D7-Gm7.
И само просится связку С6-A7 обыграть как ре минор гармонический. A7-D7 перейти в ре - мажор.
D7-Gm7 напрашивается соль минор. Gm7- С6 это II-V фа мажора.
Все логично все лады вытекают из движения гармонии. И обыграть такую последовательность одним ладом будет сложно. (Хотя можно и одной Ля минорной пентатоникой обыграть).
Просто изучать лады используемые в современном джазе не изучая и разбирая последовательности аккордов современных джазовых стилей ИМХО плохой путь.