Совершенно верно, я же не говорил что надо лепить гамму линейно, хотя и это тоже работает, фа диез в нашем случае нота скажем так, специфическая, с ней надо умело обращаться, не пересолить и не переперчить блюдо, попросту говоря не делать на ней акцент, используя как проходящую, что-то мелькнуло.
S.Ailarov, с таким же успехом можно использовать целотон от Фа. Или чередуя, оба целотона. И, вообще, на неустой, можно играть все что угодно, используя принцип органного пункта. Но вроде началось все более мирно... ))
Лично мне слышится ,что это альтерированная субдоминанта .
Ну, здесь мы попадем в ловушку застарелой дискуссии питерской и московской конс - "двойная доминанта или альтерированная субдоминанта?". То есть это аккорд можно функционально рассматривать и как двойную даминанту (хотя, я согласен, что здесь это скорее альт.суб). Я это к тому что функция, как утверждалось выше, в данном случае не важна для выбора родственного звукоряда.
Но для джазового музыканта, для импровизации и выбора звукорядов важны классы септаккордов, поэтому там "альтерированная субдоминанта" - это по сути побочная доминанта. А аккорд с увеличенной секстой - это "доминантсептаккорд" без эпитета "ложный". )
Потому от содержания( content) произведения и зависит его функция .
Что такое - содержание произведения? Мы рискуем оказаться на территории размытых художественно-эстетических оценок и категорий и прямого отношения это к формальному выбору родственных гамм-звукорядов не имеет.
Почти вся музыка венских классиков или традиционного джаза, основана на функциях SDT, но это не значит, что содержание всех этих "музык" одинаково.
Рассуждения о "содержании произведения" - приведут к демагогии и пище для троллизма.
Функция более конкретная вещь. Мы знаем, что Dm7-G7-Cmaj7 - это SDT еще до того (независимо от), как определились с содержанием произведения. Хотя, конечно, все что работает на художественное содержание произведения, но не столь прямолинейно, чтобы говорить в этой теме об этом абстрактно.
Или поясните смыслы, которые вы вкладываете (или как вас там учили) в термины "содержание произведения" и "функция аккорда".