Автор Тема: Описание диатонических ладов греками (интересно).  (Прочитано 2229 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн JoeYamp Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 580
  • Поддай ревербу!
Как греки описывают звучание ладов. Все названия старые, оригинальные.
_______________________________________________________________________________________________________________
Первый глас более других прост, важен и величествен. Дорийский напев, лежащий в его основе, Платон и Аристотель предпочитают другим. Он употреблялся для торжественных громогласных гимнов, направленных к смягчению гнева богов. Этот лад считался "вождем" хорошей жизни. По Атенею, он практиковался для воспитания юношей. Пифагорийцы воодушевляли им себя глубоким утром. Птоломей сравнивает дорийский напев с Солнцем: он возвышен, лишен неги.

Второй глас - лидийский напев, соответствует сангвиническому темпераменту: порождает кротость, благосклонность, приятность. Он усладителен, дышит удовольствием и употребляется при плясках. По Кассиодору, он отгоняет излишние заботы и отчаяние и утешает печальных.

Лежащий в основе третьего гласа фригийский лад сравнивается с морем: он бурный, возбуждающий, вызывающий негодование; им одушевлялись в битве. Сильный и острый, глубоко захватывающий душу, он заключает большие скачки в своем движении и отвечает вкусу людей порывистых, стремительных, гневных, холериков; он ищет слов резких, воинственных. Платон и Аристотель предпочитали его, вместе с дорическим напевом, другим, но запрещали его юношам, ввиду его страстности.

В основе четвертого гласа лежит миксолидийский напев. Иные его называют Лакрийским. Он оказывает двоякое действие - то возбуждает к радости, то вдруг внушает печаль; он употреблялся древними в трагедиях, за то что внушал и в то же время имел некоторую долю возбуждения и приятности; своей цельностью и связностью он сообщает особый покой душе. Он выше других напевов своими тихими и приятными переходами. Отягченным мирскими заботами он внушает стремление к небесному, будит отупевший ум и более других напевов выражает действие на нас благодати Духа Святого.



Другие четыре гласа - косвенны первым, то есть, противоположны им.


Пятый глас имеет в основе гиподорийский напев, который, в противоположность дорийскому, навевал как бы сон, почему пифагорийцы употребляли его вечером для укрощения забот; он отвечает вкусу вялых, грустных и несчастных. Он успокаивает душевные волнения. Аристотель называет его величественным, постоянным и важным, и действие его сравнивает с действием на Землю Луны, влияющей на влажность. Он умоляет об избавлении от бедствий, позора и рабства.

Шестой глас имеет в основе гиполидийский напев, выражающий чувства благочестия, преданности, человечности, любви, грусти и плача; но скорбь здесь не молящая, как в предыдущем напеве, а проистекающая от любви, преданности, привязанности... Он отличался пламенным и связным течением звуков.

Седьмой глас имеет в основе гипофригийский напев, мягкий, трогательный, укрощающий и подавляющий желчность... ласкательный... Ему приписывалась даже некоторая льстивость, обманчивость... Он шел к Меркурию... им отзывали от битвы... он подходит к словам, выражающим увещание, ласку и убеждение.


Восьмой глас - гипомиксолидийский лад, искусственно прибавленный, чтобы не лишить миксолидийский напев его косвенного напева - уподобляется своду небесному с его разнообразием звезд. Он не выражает одного какого-либо чувства, но безразличен к ним. Невыражаемое другими напевами можно передать этому, в чем он близок к первому гласу. Он медлительно приятен и представляет непоколебимость будущей славы. Он идет людям скромным, со способностью глубокого созерцания. Подходит к словам о вещах высоких, к молитвам о блаженстве, о небесном: в общем - это напев, достойный своего последнего места"
_______________________________________________________________________________________________________________
Все написанное - цитата из книги протоиерея Бориса Николаева "Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения", а он в свою очередь цитирует профессора М. Скабаллановича (православный автор начала двадцатого века).
« Последнее редактирование: Июля 21, 2011, 23:09:17 от JoeYamp »

Оффлайн VeliGor

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 111
интересно но для понятия ладов бесмысленно

Оффлайн Them

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 14906
    • Inhalath
интересно но для понятия ладов бесмысленно

наоборот как раз. Мне, как не_теоретику, понятней фраза
Цитировать
Первый глас более других прост, важен и величествен. Дорийский напев, лежащий в его основе, Платон и Аристотель предпочитают другим. Он употреблялся для торжественных громогласных гимнов, направленных к смягчению гнева богов. Этот лад считался "вождем" хорошей жизни. По Атенею, он практиковался для воспитания юношей. Пифагорийцы воодушевляли им себя глубоким утром. Птоломей сравнивает дорийский напев с Солнцем: он возвышен, лишен неги.

чем стопицот разгонов про пониженные-повышенные ступени, тоники и все остальное

Оффлайн VeliGor

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 111
наоборот как раз. Мне, как не_теоретику, понятней фраза
чем стопицот разгонов про пониженные-повышенные ступени, тоники и все остальное

А как тебе это поможет его использовать? тебе его самому нужно усвоить, услышать, понять, выучить научиться быстро ориентироваться. И на всем этом строить свои собственные образы

Оффлайн Them

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 14906
    • Inhalath
VeliGor, использовать нужно в тему. были где-то знакомые, играющие грустные темы в мажоре, с пеной у рта доказывая, что они грустные на самом деле, поэтому лыбиться не надо!

плюс не надо забывать, что музыка это не наука, а искусство. Я, конечно, дико против случаев одушевления инструмента и подобной пафосной ерунды, но вот сабж очень красочно описывает ощущения.
Бывает, при прослушивании композиции возникают какие-то образы, и пост автора прекрасно описывает, как этих образов добиться в своем творчестве.

Оффлайн JoeYamp Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 580
  • Поддай ревербу!
Да блин, что вы начинаете  :)
Это просто интересная информация. Может помочь выстроить ассоциативные связи. К теории относится, поэтому выложил сюда.
А вообще, по моему, просто интересно. Это же еще в древности описывалось!

Оффлайн VeliGor

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 111
Да блин, что вы начинаете  :)
Это просто интересная информация. Может помочь выстроить ассоциативные связи. К теории относится, поэтому выложил сюда.
А вообще, по моему, просто интересно. Это же еще в древности описывалось!

Да и я написал что интересно но не более
Разве что узнать чужой взгляд на звучание ладов а что главное почти с первоисточников и попробовать сравнить свои ощущения с этим описанием

... и добавил:

VeliGor, использовать нужно в тему. были где-то знакомые, играющие грустные темы в мажоре, с пеной у рта доказывая, что они грустные на самом деле, поэтому лыбиться не надо!


Прикинь а те чуваки были правы.У тебя знакомый Сенатра был )))
http://guitarplayer.ru/index.php?topic=202426.0

первый урок с 19м 47с
посмотри и извинись. А я буду дальше лыбиться ))))))))
« Последнее редактирование: Июля 29, 2011, 19:51:27 от VeliGor »

Оффлайн Them

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 14906
    • Inhalath
Пам-парам-парарарам, всех убили злые гады, какое горе, ура!

вот на что это похоже

Оффлайн JoeYamp Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 580
  • Поддай ревербу!
Кто еще что-нибудь интересное может найти/написать по этому поводу? Добавляйте - занятная же тема.

Оффлайн anDDRew

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1723
  • котавр
Вот как раз наткнулся недавно - Средневековые лады

... и добавил:

Где-то ближе к середине статьи есть табличка с описанием характера ладов.

... и добавил:

Кстати, об этом -
Цитировать
Все названия старые, оригинальные.
средневековые монахи же напутали всё, и теперь названаия ладов не соответствуют тем, что были в древней Греции. "Греческий" дорийский, к примеру, строился от третьей ступени мажора, а не от второй, т.е. теперь это фригийский.
« Последнее редактирование: Декабря 02, 2011, 01:03:53 от anDDRew »

Оффлайн JoeYamp Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 580
  • Поддай ревербу!
anDDRew, странно, судя по описанию - дорийским они называют нынешний дорийский, а фригийским - фригийский :hmmm:

Оффлайн anDDRew

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1723
  • котавр
Так там не дорийский с фригийским, там все лады не соответствуют.
Вот цитата с вики
Цитировать
Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда (см.: Полная система (музыка)), отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.

Вот тут многабукаф на эту тему: Ладовая система Древней Греции (я правда сам пока только "по диагонали" осилил)