Автор Тема: Особенности блюза  (Прочитано 7571 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Hankley Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 34
Особенности блюза
« : Июля 07, 2006, 16:58:10 »
Здравствуйте, уважаемые блюзмены и любители блюза! У меня есть несколько вопросов по особенностям «строения» блюза.

 Каковы особенности написания «блюзовой строки» (меня здесь больше интересует не смысловые особенности, а так сказать, «литературные», т. е. ритм, рифма, сочетание слогов, и т. д., в общем, какие здесь есть правила? Всё, как по-русски, так и по-английски...)

Предположим, у нас имеется стандартная блюзовая схема:

   T      T     T      T
|  //  |  //  |  //  |  //  |

   S      S       T     T
|  //  |  //  |  //  |  //  |

    D     S      T       D
|  //  |  //  |  //  |  // :||

А инструментальный состав прост до нет, только основные функции, ну и вокал.
Куда здесь нужно «вставлять» вокал, куда соло гитару?
Как следует проводить импровизацию на соло гитаре?
Какие есть варианты совмещения соло гитары и вокала?
Является ли в данном случае допустимом написание баса следующим образом…


И скажите пожалуйста, где в интернете можно скачать примеры готовых блюзывых инструментовок (напр. в формате Guitar Pro). Например, хотя бы тех же Crossroadz, или Бориса Булкина (и них вроде, несложные, но нормальные инструментовки)?

Заранее всем спасибо.
« Последнее редактирование: Июля 07, 2006, 22:01:28 от Hankley »

Оффлайн Smoked Gun

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2981
  • --=@=--
Re: Особенности блюза
« Ответ #1 : Июля 07, 2006, 18:10:37 »
Смогу в понедельник файлы выложить. Сейчас просто некогда.

Оффлайн Hankley Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 34
Re: Особенности блюза
« Ответ #2 : Июля 08, 2006, 20:15:58 »
Неужели никто не писал блюзовых инструментовок?

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Особенности блюза
« Ответ #3 : Июля 08, 2006, 22:28:29 »
Тему в теорию.

Оффлайн Barbarossa

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 222
  • Рыжебородый
Re: Особенности блюза
« Ответ #4 : Июля 09, 2006, 17:31:13 »
Где - то так:

Для того чтобы соблюсти структуру блюзовой песни, нужно рассматривать 12-такткую последовательность как три 4 - тактных фразы. Такой подход  основывается на том, что типичный блюзовый текст обычно соответствует форме ААБ (т.е. первые две час ти песня совпадают, а третья отличается от первых двух), причем каждая из частей длятся ровно 4 такта. Типичная блюзовая песня может, например, иметь следующую структуру.
Первая фраза: “Я проснулся сегодня утром — понял, что я пропал”. Эта фраза поется под аккомпакемент первых четырех тактов 12- тактовой последовательности (I, I, I, I или I, IV, I, I для вариация квик-фор).
Вторая фраза: проснулся сегодня утром — понял, что я пропал”. Текст этой фразы Полностью совпадает с текстом первой фразы, а аккомпанимент представляет собой следующие 4 такта последоватедьноста (IV IV, I, I).
Третья фраза: “У меня поехала крыша — слишком долго я спал!”. Эт фраза отличается от первых двух и поётся под аккомпанимент последних четырех тактов последовательности (V, IV, I, I яли V, IV, I, V, если вы хотите повторять куплет еще раз).
Обычно каждая вокальная фраза поется в течение двух первых тактов 4 - тактовой музыкальной фразы, чтобы дать возможность инструменталисту (то есть вам!) сыграть несколько блюзовых мотивов в течение 3-го и 4-го тактов каждой фразы. Такое разделение голоса и инструмента создаёт эффект “зовов” и “откликов”. Это разделение сохраняется даже в тех случаях, когда блюз исполняется без вокалиста — блюзовые гитаристы даже инструментальную партию делят на две части, каждая из которых длится два такта, создавая у слушателя эффект обмена “зовами” и “откликами”

Для того чтобы получить более “блюзовое” звучание, попробуйте заменить базовые аккорды I - IV- V производными от yих септаккордами и нонаккордами (А7, D9 или Е9, например).

В блюзах очень часто используется ритмический рисунок, называемый шаффл-ритмом, а также триольным ритмом или свинг-ритмом. Для этого ритмического рисунка характерно разделение каждой доли такта  не на две части, как обычно, а на три (так называемые триоли). Разницу между обычным ритмом и шаффл-рятмом можно также понять, проделав следующее не сложное упражнение. Произнесите приведенные ниже фразы, шелкая пальцами всякий раз, когда будете произносить слоги, выделенные заглавными буквами. (Не ленитесь щелкать пальцами это важно!)
1. ЕС-ла с дРУ-гоы ВЫ-шел в ПУТЬ.

Это пример обычного ритма — каждый щелчок пальцами соответствует доле такта, а каждая доля делится на две части

2. СПИ, мо-я РА-до-сть, у-СНИ.

Это триоли — каждый щелчок пальцами соответствует Одной доле такта, но каждая доля в этом случае состоит из трёх частей. Поскольку большинство блюзов построено на использовании ритмического рисунка с триолями, вам нужно освоить приемы игры 12-тактового блюзового аккомпанемента в шаффл-ритме.

Оффлайн Hankley Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 34
Re: Особенности блюза
« Ответ #5 : Июля 10, 2006, 00:11:07 »
Спасибо, объяснили вы очень доходчиво. Но, скажите пожалуйста, разрешается ли начинать блюзовые двухтактовые фразы с затакта (например, с триольной 8-ой)? Если да, то при каких условиях? И какой (в гармоническом плане) может быть вариант окончания всех куплетов? Кроме последовательности V – IV – I –V? И финальный аккорд, это, как правило, доминанта (вернее, как, вы сказали, её производное - септ и нон аккорд)?

Оффлайн fretboard

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
  • Зарегистрированный
Re: Особенности блюза
« Ответ #6 : Июля 10, 2006, 13:12:58 »
Ни в коем случае не претендуя на глубокое знание блюза, выскажу несколько соображений.

1. Изучать особенности блюзовой лирики стоит слушая блюз, а не задавая вопросы на форуме типа "разрешается - не разрешается". Кем разрешается? Международным стандартообразующим блюзовым комитетом? Московской консерваторией?

2. Предлагаю взять, скажем, гугл и дать запрос на поиск с ключевыми словами "blues lyrics" или что-ибудь в этом роде. Получаем кучу ссылок. Берем, к примеру http://www.theonlineblues.com/ и наугад выбираем исполнителя и песню. К примеру, блюз Джона Ли Хукера I don't wanna go to Vietnam на странице
 http://www.theonlineblues.com/john-lee-hooker-i-don-t-wanna-go-to-vietnam-lyrics.html.

3. Возьмем первый квадрат:

Sittin' down here thinkin', I don't wanna go to Vietnam
I'm sittin' down here thinkin', I don't wanna go to Vietnam
I have all these troubles at home, I don't wanna go to Vietnam

Неплохо было бы послушать и саму песню, но можно поанализировать и так. Имеем явно триольный ритм, по три восьмых в четверти.

Попробуем распределить слоги в первой фразе по долям (ниже одна вертикальная палка разделяет триольные восьмые, две палки - четверти), вспомнив, что блюз - это размеренный рассказ о чем-то грустном:

1 такт: || -  | Sit |tin' ||down |he |re ||thin | kin', | - || -  |I | don't ||
2 такт:  ||wan |na | -  ||go | - |to || Vi |et | - ||nam | - | - ||
3 такт || - ||- ||- ||- ||
4 такт || - ||- ||- ||- ||

Я тут предположил, что в первой фразе смысловой акцент падает на wanna (во второй фразе, возможно, будет выделен don't для усиления). Фраза занимает неполных два такта, после этого остается место для отклика гитары или там губной гармошки для завершения четырехтактовой структуры, о чем уже писал Barbarossa.

А вот вторая фраза подлиннее, здесь явно просится начало из затакта: I'm в последнюю восьмую четвертого такта, затем sitting - на сильную долю пятого такта. Повторение первой фразы идет с некоторым нагнетанием, эмоциональным развитием.

Затакт: || || || - | - | I'm ||
5 такт: || Sit |tin' | - ||down |he |re ||thin | kin', | - || -  | - |I |
6 такт:  ||don't |wan |na ||go | - |to || Vi |et | - ||nam | - | - ||
7 такт || - ||- ||- ||- ||
8 такт || - ||- ||- ||- ||


Можно предположить, что теперь на сильную долю шестого такта попадет don't - подчеркивание нежелания идти во Вьетнам. sitting и don't так и хочется спеть с некоторым надрывом. Финальные слоги в обеих фразах стоят на тех же местах, т.к. они рифмуются.

Ну и так далее. Конечно, я привел свои домыслы и мог ошибиться, лучше слушать оригинал. Но я постарался изложить принцип: блюз - это рассказ, построенный на нескольких очень коротких фразах, где каждый слог должен быть на своем месте, чтобы точно выразить некие эмоции и их развитие. Это же касается и инструментальных фраз-откликов. А "разрешается" это или "не разрешается" - решать самому исполнителю.
« Последнее редактирование: Июля 10, 2006, 16:51:23 от fretboard »

Оффлайн fretboard

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
  • Зарегистрированный
Re: Особенности блюза
« Ответ #7 : Июля 10, 2006, 15:58:58 »
И какой (в гармоническом плане) может быть вариант окончания всех куплетов? Кроме последовательности V – IV – I –V? И финальный аккорд, это, как правило, доминанта (вернее, как, вы сказали, её производное - септ и нон аккорд)?

По этому поводу можно сказать следующее: 11 и 12 такты в блюзовом квадрате занимает т.н. turnaround (ИМХО можно переводить как "разворот на месте")- гармонический оборот, логически завершающий квадрат и готовящий слушателя к началу нового квадрата. В этом обороте движение аккордов как правило начинается с тонического аккорда, им же и заканчивается.

Примеры блюзовых тернэраундов:
уже упоминавшийся простейший |  I | V | (I) и его варианты:
|  I | V7 | (I),
|  I | V7#9 | (I) ,
|  I | I V | (I) и т.д.

Часто встречается:
| I III#dim IIIdim II#dim | I V7 | (I)

Необычные варианты:
| I | VIb7 V | (I),
| I | IV IVm V | (I),
| VIb7 | VIIb7 | (I).

Характерные тернэраунды в джазовом блюзе времен бибопа:
| IIIm7 VI7 | IIm7 V7 | (I)
| I VI7 | IIm7 V7 | (I)
| IIIm7 IIIb7b5 | IIm7 IIb7b5 | (I) и т.д.

Тема интересная, для более полного изучения берем гугл и ищем по ключевым словам "blues turnaround". Заодно можно найти множество характерных блюзовых гитарных ликов для обыгрывания тернэраундов.
« Последнее редактирование: Июля 10, 2006, 18:53:21 от fretboard »

Оффлайн Barbarossa

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 222
  • Рыжебородый
Re: Особенности блюза
« Ответ #8 : Июля 10, 2006, 23:35:39 »
В какой - то забавной книжке видел перевод тернэраундов как "возвратка".