пропевание снятых композиций. Насколько я понял (опять же, рискну предположить), он хочет делать это в том числе и с названиями нот.
Вообще, начинать сразу пение нотами каких-то более менее сложных композиций довольно малоэффективно (я не говорю, что бесполезно), так как слишком сложно- там много разных проблем. Например, проблема артикуляции. Как раз прохождение курса Бережанского в том числе подготавливает-натаскивает "речевой аппарат" на легкое автоматическое произнесение всевозможных комбинаций нот, в том числе с альтерациями. Так что лучше сначала пройти курс Бережанского, а потом (даже без АС) легко петь нотами все подряд, если надо. Так же косвенным образом Б. помогает чтению с листа.
Здесь еще цитата, почему занятия по методике хорошо подготавливает дальнейшую работу по сольфеджио.
"Процесс усвоения материала сольфеджио аналогичен и процессу усвоения материала разговорного при изучении иностранного языка. Вначале выучиваются отдельные буквы и их звучание (аналогично ноты и звуки) небольшими доступными дозами, затем осваивается процесс соединения (суммирования) букв в слоги и слова.
Аналогично изучению языка осваивается материал сольфеджио: вначале отдельными элементарными единицами: ступени лада - последовательно по одному звуку мелодии, отдельные интервалы, аккорды, кратчайшие ритмические фигуры и т. д. с обязательным фиксированием их звучания голосовыми связками (моторикой).
Позднее появляется мастерство восприятия объединенных в блоки элементарных ячеек (величина блока, воспринимаемого с такой же уверенностью, как раньше воспринимались элементарные ячейки." (Б.И.Уткин)
Я думаю, это надо воспринимать, как образную аналогию, так как в реальности иностранный язык можно учить иначе.
Кроме того, есть интересные упражнения на работу с интервалами, аккордами и кластерами.
Интервалы в ладу складываются из ступеней. Собственно, одна из методик освоения интервалов заключается в запоминании интонаций мелодий-образцов. А это по сути то же самое. Факт, что занятия по методике улучшает слышание интервалов и аккордов.
Другие задания традиционного сольфеджио - диктанты и пение номеров, так же можно использовать параллельно с методикой, но делать это все до поры до времени в До мажоре.
Многие сольфеджисты-методисты (например Уткин, Козырев, Брайнин), не преследуя цель развития АС, считают правильным на начальном этапе "сидение" в одной тональности. Вот цитаты, касающиеся принципа монотональности из книги Б.И. Уткина:
"Опытные вокалисты профессионалы, не владеющие активным абсолютным слухом, способны спеть(найти голосом) необходимый звук. Это навык вокально-мышечного ощущения позиций звуков - точное регистровое ориентирование... Знание этого явления делает понятным рекомендуемое педагогами сольфеджио прошлых лет долгое "засиживание" в начале обучения в одной тональности (в Московском хоровом училище, например, это многолетняя традиция)."
И далее:
"По убеждению автора, тональная "чехарда" недопустима - и не только в музыкальной школе, но и на первом курсе училища: она препятствует приобретению чрезвычайно ценного качества - вокально-позиционного ощущения высотности, то есть мышечно-моторных двигательных навыков..."
============
Просто если рассматривать развитие АС (что сильно вряд ли в моем случае), не является ли пение в другой тональности даже без названий нот помехой, ведь ладовые портреты нот будут сбиваться в этом случае?
Если строго - то, да, является помехой. Но, вы уже сколько-то прожили с этими ладовыми портретами в разных тональностях. Одна из задач выработать рефлекторную связь между высотами и названиями. Это тренирует методика. По идее у вас должно закрепиться взаимосвязь между высотой и названием, если вы будете делать это только в одной тональности, а в других просто петь "ляляля".
На самом деле у относительника происходит прилипание названий До мажора к ступеням в любой тональности ))
Чтобы не было такого косяка некоторые используют релятивные названия нот.
Цель моего пения - неким образом связать внутренний слух с пальцами.
Для этого отличный вариант упражнения с использованием аудио-курса Б. - играется задание курса, а вы должны успевать распознать ноту и повторить ее на гитаре.