GrimGOR,Я со всем согласен, но только хочу пояснить, почему я позволил себе такую подмену - "АС" на просто "слух", которая в другом случае была бы, конечно, жульничеством, передергиванием.
Чтобы там не декларировал Бережанский о том, что его методика развивает АС, это еще надо проверить и доказать, но вот то, что эта методика развивает некий компонент слуха - ладовый слух, который совершенно точно лежит в основе ОС (Теплов), а по Бережанскому так же и в основе АС (а это уже только его гипотеза, с которой многие не согласны) - это так. Значит, если мы соглашаемся, что методика полезна для развития ладового слуха, то она никак не может служить доказательством того, что АС не нужен. Пока что ясно, что она развивает слух. Поэтому я позволил себе такое "передергивание" Ваших слов.
Так же не могу согласиться с тем, что одной игры и прослушивания музыки достаточно для развития эффективного, активного слуха. Если бы это относилось к скрипке или флейте, или вокалу, например, то возможно это и было
почти так, но гитара в меньшей степени развивает слух, хотя, конечно, развивает.
> "слух" прекрасно развивается когда я на гитаре играю и слушаю то, что играю!
Но ведь при этом вы
знаете, что играете, а это несколько не то, когда распознаете на слух незнакомы материал.
В общем я хочу сказать, что какой-либо курс сольфеджио не является бесполезным.
И хотя курс Бережанского заточен под одну компоненту, он очень эффективен и удобен для занятий в качестве заполнения пауз - я им занимаюсь, когда моя голова и уши "простаивают" - за рулем, либо в ожидании чего-то, иногда перед сном или, напротив просыпаясь...
Насчет МиАМГ тоже совершенно согласен - это задумывалось, как конспект-справочник по теории в дополнению к учебному курсу рок-импровизации и к хрестоматиям с "солами". таким образом в комплекте там должны были быть и теория, и музыкальные "произведения" (ну, скажем, реальный музыкальный материал), и и промежуточные импровизационные упражнения-задания. Част этих книг вышла, часть застряла...
Насчет использования реального материала в учебном процессе есть разные мнения. Честно говоря, когда я изучал сольфеджио по "реальным" номерам, меня это мало волновало (все эти "жили у бабуси два веселых гуси") - думаю, лучше бы авторы подобных сборников разрабатывали собственную методику на основе различных мелодических оборотов - от простого к сложному. И только потом можно подключать реальный материал.
Вот мнение методиста Б.И.Уткина, которого я очень уважаю. Он пишет в работе "Воспитание профессионального слуха в музыкальном училище"
"Исключительно важное значение в воспитании профессионального слуха музыканта имеет
материал для упражнений..."
"Автор убежден в том, что на начальном этапе обучения во время закладки технического фундамента правильной является ориентация преимущественно на
инструктивные примеры..."
"На старших курсах училища и в вузе ориентация, разумеется, уже иная: на этих этапах обучения преобладают
примеры из художественной практики..."
"Акцентирование лишь
музыкальной ценности инструктивного материала является неоправданным тормозом в воспитании проф. слуха музыканта. Вспомним иронию Шумана по поводу возможных ораторий Черни. Черни был выдающимся методистом, его этюды являются классикой, на которой развивали технику Лист и Рахманинов... основное достоинство которых (речь об этюдах)заключается в богатстве технологического материала, в изобретательности его изложения."
"...Нелепо искать в этих упражнениях (перед этим речь идет об упражнениях на развитие техники, арпеджио, развязке пальцев и тд) музыкальные идеи, образы, художественные ценности. Смысл, содержание, назначение таких упражнений совершенно иные, специфические - и у них свои технологические задачи." Ну и тд.
Но каждый раз в этих спорах самое непонятное для меня - почему происходит некое "антагонистическое" противопоставление - будто бы, если человек использует некие упражнения в своем "рационе", то он лишается возможности слушать музыку и не играет "художественные произведения", если занимается развитием слуха с помощью методики Бережанского или другой, то на него почему-то перестает действовать прослушивание музыки или игра на инструменте, как на оппонента. На самом деле увлеченный музыкант в процессе занятий пытается использовать все, что, на его взгляд или по советам более продвинутых музыкантов, дает ему продвижение и идеи, расширяет музыкальный кругозор и технику - и упражнения, и игру произведений, прослушивание музыки, сочинительство, и сольфеджио, теорию, игру на других инструментах и тд.
Извиняюсь, что несколько увлекся...