Автор Тема: По поводу развития абсолютного и относительного слуха  (Прочитано 51860 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
GrimGOR,
Я со всем согласен, но только хочу пояснить, почему я позволил себе такую подмену - "АС" на просто "слух", которая в другом случае была бы, конечно, жульничеством, передергиванием.

Чтобы там не декларировал Бережанский о том, что его методика развивает АС, это еще надо проверить и доказать, но вот то, что эта методика развивает некий компонент слуха - ладовый слух, который совершенно точно лежит в основе ОС (Теплов), а по Бережанскому так же и в основе АС (а это уже только его гипотеза, с которой многие не согласны) - это так. Значит, если мы соглашаемся, что методика полезна для развития ладового слуха, то она никак не может служить доказательством того, что АС не нужен. Пока что ясно, что она развивает слух. Поэтому я позволил себе такое "передергивание" Ваших слов.
Так же не могу согласиться с тем, что одной игры и прослушивания музыки достаточно для развития эффективного, активного слуха. Если бы это относилось к скрипке или флейте, или вокалу, например, то возможно это и было почти так, но гитара в меньшей степени развивает слух, хотя, конечно, развивает.
 > "слух" прекрасно развивается когда я на гитаре играю и слушаю то, что играю!
Но ведь при этом вы знаете, что играете, а это несколько не то, когда распознаете на слух незнакомы материал.
 
В общем я хочу сказать, что какой-либо курс сольфеджио не является бесполезным.

И хотя курс Бережанского заточен под одну компоненту, он очень эффективен и удобен для занятий в качестве заполнения пауз - я им занимаюсь, когда моя голова и уши "простаивают" - за рулем, либо в ожидании чего-то, иногда перед сном или, напротив просыпаясь...
Насчет МиАМГ тоже совершенно согласен - это задумывалось, как конспект-справочник по теории в дополнению к учебному курсу рок-импровизации и к хрестоматиям с "солами". таким образом в комплекте там должны были быть и теория, и музыкальные "произведения" (ну, скажем, реальный музыкальный материал), и и промежуточные импровизационные упражнения-задания. Част этих книг вышла, часть застряла...

Насчет использования реального материала в учебном процессе есть разные мнения. Честно говоря, когда я изучал сольфеджио по "реальным" номерам, меня это мало волновало (все эти "жили у бабуси два веселых гуси") - думаю, лучше бы авторы подобных сборников разрабатывали собственную методику на основе различных мелодических оборотов - от простого к сложному. И только потом можно подключать реальный материал.

Вот мнение методиста Б.И.Уткина, которого я очень уважаю. Он пишет в работе  "Воспитание профессионального слуха в музыкальном училище"
"Исключительно важное значение в воспитании профессионального слуха музыканта имеет материал для упражнений..."
"Автор убежден в том, что на начальном этапе обучения во время закладки технического фундамента правильной является ориентация преимущественно на инструктивные примеры..."
"На старших курсах училища и в вузе ориентация, разумеется, уже иная: на этих этапах обучения преобладают примеры из художественной практики..."
"Акцентирование лишь музыкальной ценности инструктивного материала является неоправданным тормозом в воспитании проф. слуха музыканта. Вспомним иронию Шумана по поводу возможных ораторий Черни. Черни был выдающимся методистом, его этюды являются классикой, на которой развивали технику Лист и Рахманинов... основное достоинство которых (речь об этюдах)заключается в богатстве технологического материала, в изобретательности его изложения."
"...Нелепо искать в этих упражнениях (перед этим речь идет об упражнениях на развитие техники, арпеджио, развязке пальцев и тд) музыкальные идеи, образы, художественные ценности. Смысл, содержание, назначение таких упражнений совершенно иные, специфические - и у них свои технологические задачи."  Ну и тд.

Но каждый раз в этих спорах самое непонятное для меня  - почему происходит некое "антагонистическое" противопоставление - будто бы, если человек использует некие упражнения в своем "рационе",  то он лишается возможности слушать музыку и не играет "художественные произведения", если занимается развитием слуха с помощью методики Бережанского или другой, то на него почему-то перестает действовать прослушивание музыки или игра на инструменте, как на оппонента. На самом деле увлеченный музыкант в процессе занятий пытается использовать все, что, на его взгляд или по советам более продвинутых музыкантов, дает ему продвижение  и идеи, расширяет музыкальный кругозор и технику - и упражнения, и игру произведений, прослушивание музыки, сочинительство, и сольфеджио, теорию, игру на других инструментах и тд.

Извиняюсь, что несколько увлекся... :)

Оффлайн Del_forza

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 217
  • Трубач на крыше
Как сложно все получается...
 Надо много думать

Оффлайн Житель-Юрты-в-Степи

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2359
  • That's a cold shot, baby...
интересная ветка
а вот я к примеру. ну не могу определить, что за нота конкретно звучит, но услышать, что данная вещт вот в такой тональности звучит - могу
и услышать, что вот тут дабл-стоп не квартой, а секстой - тоже. Хотя с интервалом не так все просто. У меня в голове возникает не интервал, и его название, а то КАК это выглядит при игре, то есть грубо на грифе. Очень помогает при съеме. Собственно, съемом и тренировал слух.
 

Оффлайн yakovleff

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7132
  • я желаю всем счастья
У меня Два члена группы-Абсолютники. Тюнер на репетиции можно не носить

Оффлайн BuCkEtHeAd_PeTrUcCi

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1086
  • Христос воскрес и всем вам желает того же!!!
« Последнее редактирование: Марта 24, 2019, 16:52:35 от BuCkEtHeAd_PeTrUcCi »

Оффлайн ГБ

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 3157
Рискну предположить, что абсолютный слух не важен, в отличие от относительного. Даже в Союзе Композиторов были мощные люди без абсолютного слуха.... Типа знал лично.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Абсолютный слух дает халяву. Для некоторых халява - губительна.

Оффлайн Del_forza

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 217
  • Трубач на крыше
Поделитесь пожалуста у кого уже есть абсолютный и/или относителный слух, как он помог вашему музыкалному развитию и т.п., и как вы его приобрели (через какую программу?)...
У меня абсолютный. Не знаю точно, когда приобрел, первым заметил папа. Научится пользоваться помогли педагоги.
Как он помог говорить не берусь, потому что другим никогда не пользовался.
Абсолютный слух дает халяву. Для некоторых халява - губительна.

А мне кажется наоборот. Заставляет больше заниматься и позволяет больше успевать.

Оффлайн root

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 247
  • Зарегистрированный
Небольшой оффтопик :)

Я посмотрел спектр программулек на тренировку слуха, половина из них убогие, половина какие-то мудреные, а половина первой половины - еще и кряка просят вдобавок.

Собстенно, я это к чему )
Месяца 2 назад у меня появилась идейка написать аналогичную прогу типа функшинал иар трейнер в которой есть +1 функция на тренировку слуха.
Суть метода в том, что проигрывается один раз какая-то нота и играется ряд других, нужно определить играется ли та нота которая игралась в первый раз.
Типа если есть метр и человек измеряет 17465524 раза им чтонить, то он запомнит какой по размеру метр)

Но суть оффтопа в следующем) Я бы хотел написать программулину фриварную которая будет включать много разных методик. Т.к. сейчас у меня начинается сессия + я еще работаю у меня нет времени проверять кпд каждой, поэтому я бы рад был услышать мнения профи на счет методик развития как относительного, так и абсолютного слуха :)

С точки зрения сложности - сложность кода стремится к нулю, важны именно методики, мнения о которых тут описали)

Если некие методики здесь опишут, то наверное с периодичностью в 3-7 дней буду выкладывать бетки)
жду отзывов)

Оффлайн root

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 247
  • Зарегистрированный
Или подкиньте кто уже осведомлен трушные материалы на эту тему)

Оффлайн Likluny

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2328
  • The Ace of Spades
Небольшой оффтопик :)

Я посмотрел спектр программулек на тренировку слуха, половина из них убогие, половина какие-то мудреные, а половина первой половины - еще и кряка просят вдобавок.

Собстенно, я это к чему )
Месяца 2 назад у меня появилась идейка написать аналогичную прогу типа функшинал иар трейнер в которой есть +1 функция на тренировку слуха.
Суть метода в том, что проигрывается один раз какая-то нота и играется ряд других, нужно определить играется ли та нота которая игралась в первый раз.
Типа если есть метр и человек измеряет 17465524 раза им чтонить, то он запомнит какой по размеру метр)

Но суть оффтопа в следующем) Я бы хотел написать программулину фриварную которая будет включать много разных методик. Т.к. сейчас у меня начинается сессия + я еще работаю у меня нет времени проверять кпд каждой, поэтому я бы рад был услышать мнения профи на счет методик развития как относительного, так и абсолютного слуха :)

С точки зрения сложности - сложность кода стремится к нулю, важны именно методики, мнения о которых тут описали)

Если некие методики здесь опишут, то наверное с периодичностью в 3-7 дней буду выкладывать бетки)
жду отзывов)

Было бы очень круто :)
Надеюсь, что eye и другие шарящие люди что-нибудь подскажут, сам вряд ли имею право что-то тут советовать.

Оффлайн root

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 247
  • Зарегистрированный
Да в том-то и дело) Что как бы это сказать)
Тут это уже изжевано вдоль и поперек настолько, что я не знаю кому верить)
Как бы мидишный движок я уже налепил (там в принципе и лепить-то нечего), к нему щяс прикручиваю от скуки нотный стан, пусть будет маленький редактор встроенный по приколу :)

Интересно было бы услышать как обучали, например, людей в музыкальных школах, собственно, основы и прицнипы)
Новые методики - наверное хорошо, но все же не зря, наверное трудились учителя в наших музыкалках десятилетиями :)

П.С. Заодно вдруг сольфеджио выучу :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Типа если есть метр и человек измеряет 17465524 раза им чтонить, то он запомнит какой по размеру метр)
Эта идея в отношении АС очень стара, можно сказать банальна, и неоднократно была проверена разными экспериментаторами. К сожалению, она не работает. Весь вопрос - по какому индивидуальному признаку должна запомниться нота.
Пока только методика Бережанского дает зацепку. И, кстати, тот кто пользуется методикой Бережанского этот тест ("проигрывается один раз какая-то нота и играется ряд других, нужно определить играется ли та нота, которая игралась в первый раз") спокойно пройдет, хотя это еще и не абсолютный слух.

У меня есть проект программы по мотивам методики Бережанского - там много функций и она может быть полезна для развития слуха вообще, а не только АС.
Частично такую программу реализовал один человек - могу выслать ее на почту для ознакомления с идеей, но там не все хорошо, ну и глюки, разумеется, имеются.

Оффлайн root

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 247
  • Зарегистрированный
guitarero007 собака gmail.com
eye, буду признателен

Цитировать
Эта идея в отношении АС очень стара, можно сказать банальна, и неоднократно была проверена разными экспериментаторами. К сожалению, она не работает. Весь вопрос - по какому индивидуальному признаку должна запомниться нота.

В принципе согласен, но тем не менее для себя я пока тестил ощутил то что я боле-мене запомнил как звучит ля и до :)

На тему индивидуального признака (уж простите, буду говорить как ощущаю) - я запоминал по высоте, но есть еще какое-то что-то ускользающее что-то типа настроения. Но только блин стоит заменить инструмент (например, пианино на Ensemle Strings) - я сразу перестаю узнавать ноты которые я вроде бы нормально узнавал (если 90% при 100 испытаниях можно вообще считать за норму - в смысле когда играется произвольная нота и надо ее определить)

А существует какая-нибудь "классическая" школа развития АС ?

Оффлайн root

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 247
  • Зарегистрированный
Просто уж простите за словоблудие, но блин меня вконец достало то что я мысли накладываю на звуки (т.е. тупо тыкаю ноту и сверяю с мыслью) с такой куриной скоростью что мысль либо перестает нравится, либо теряется настроение, либо с раздражением происходит сублимация мысли в мат :)
Поэтому лично для себя я понял, что это неизбежно, но хочется что-то написать "трушное", т.е. реально полезное, а самое главное - наиболее близкое к "истине" и не противоречащее здравому смыслу )