Автор Тема: Почему в кварто-квинтовый круг вошли именно эти тональности?  (Прочитано 11153 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Данная информация в большей части литературы дается без пояснений.
Понятно, что тональности выстраиваются по кругу по прибавлению одного диеза в одну сторону; и прибавлению одного бемоля в другую. Это удобно, наглядно и хорошо запоминается.
Однако, если отойти от удобства и наглядности такого расположения тональностей, не совсем понятно, что происходит с тональностями, где количество ключевых знаков превышает 7.
Что если забыть о круге и просто идти по хроматическим полутонам: C, D-бемоль, D, D-диез, E-бемоль, E, E-диез - и выстраивать от них мажоры и миноры?
Получается, что возникнет масса тональностей с двойными бемолями. Например Eses-dur по Способину будет иметь 10 бемолей.
Далее автор говорит, что из-за нецелесообразности таких тональностей их стараются заменять на более простые по записи энгармонически равные тональности.
Любопытно, что бы мы получили в ситуации, если бы продолжили развитие круга вперед и вперед  :) Вернулись бы мы снова в уже упомянутые тональности и.т.п. ?

 Почему кварто-квинтовый круг выстроили именно так, как его выстроили?
« Последнее редактирование: Февраля 23, 2013, 11:25:01 от vs_difer »

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Любопытно, что бы мы получили в ситуации, если бы продолжили развитие круга вперед и вперед  :) Вернулись бы мы снова в уже упомянутые тональности и.т.п. ?

Вернулись бы в идеализированном равномерно-темперированном строе. В незамкнутых строях мы бы продолжали бесконечное движение, поскольку в них квинто-квартовый круг становится квинто-квартовой спиралью с бесконечным увеличением ключевых знаков (даёт о себе знать остутствие энгармонизма тональностей).

Почему кварто-квинтовый круг выстроили именно так, как его выстроили?

Тональность "до" стала исходной в силу исторических причин.

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
14 бемолей будет в тональности C-дубль бемоль мажор и A - дубль бемоль минор.
14 диезов будет в тональности C-дубль диез мажор и A - дубль диез минор.

Увидел это в одном расширенном кварто-квинтовом круге.

Оффлайн ezplayer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • учись тяжело, играй легко
Если начиная от До и двигаясь хроматически строить мажорные гаммы используя формулу мажорной гаммы: "тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон" то получим вот такое.
C D E F G A B С
C# D# E# F# G# A# B# C
Db Eb F Gb Ab Bb C Db
D E F# G A B C# D
D# E# Fx G# A# B# Cx D#
Eb F G Ab Bb C D Eb
E F# G# A B C# D# E
Fb Gb Ab Bbb Cb Db Eb Fb
E# Fx Gx A# B# Cx Dx E#
F G A Bb C D E F
F# G# A# B C# D# E# F#
Gb Ab Bb Cb Db Eb F Gb
G A B C D E F# G
G# A# B# C# D# E# Fx G#
Ab Bb C Db Eb F G Ab
A B C# D E F# G# A
A# B# Cx D# E# Fx Gx A#
Bb C D Eb F G A Bb
B C# D# E F# G# A# B
Cb Db Eb Fb Gb Ab Bb Cb
B# Cx Dx E# Fx Gx Ax B#
   
Теперь приступим к отбору: (Руководствуясь принципом удобнее там, где меньше знаков)

C D E F G A B C или B# Cx Dx E# Fx Gx Ax B# - конечно первое C
C# D# E# F# G# A# B# C# или Db Eb F Gb Ab Bb C Db - второе Db
D E F# G A B C# D - нет конкурентов D
D# E# Fx G# A# B# Cx D# или Eb F G Ab Bb C D Eb - второе Eb
E F# G# A B C# D# E или Fb Gb Ab Bbb Cb Db Eb Fb - первое E
E# Fx Gx A# B# Cx Dx E# или F G A Bb C D E F - второе F
F# G# A# B C# D# E# F# или Gb Ab Bb Cb Db Eb F Gb - дилемма!!! одинаковое кол-во знаков - остаются оба
G A B C D E F# G  - нет конкурентов G
G# A# B# C# D# E# Fx G# или Ab Bb C Db Eb F G Ab - второе Ab
A B C# D E F# G# A - нет конкурентов A
A# B# Cx D# E# Fx Gx A# или Bb C D Eb F G A Bb - второе Bb
B C# D# E F# G# A# B или Cb Db Eb Fb Gb Ab Bb Cb - первое B

значит остались у нас:
C D E F G A B C
Db Eb F Gb Ab Bb C Db
D E F# G A B C# D
Eb F G Ab Bb C D Eb
E F# G# A B C# D# E
F G A Bb C D E F
F# G# A# B C# D# E# F# и Gb Ab Bb Cb Db Eb F Gb
G A B C D E F# G
Ab Bb C Db Eb F G Ab
A B C# D E F# G# A
Bb C D Eb F G A Bb
B C# D# E F# G# A# B
Всего 13 гамм!!!

Теперь расположим их по мере возрастания знаков (#/b)
                                                  (b)                   C D E F G A B C                 (#)
                                        F G A Bb C D E F                                       G A B C D E F# G
                                    Bb C D Eb F G A Bb                                       D E F# G A B C# D
                                  Eb F G Ab Bb C D Eb                                       A B C# D E F# G# A
                                Ab Bb C Db Eb F G Ab                                       E F# G# A B C# D# E
                              Db Eb F Gb Ab Bb C Db                                       B C# D# E F# G# A# B
                            Gb Ab Bb Cb Db Eb F Gb                   =                  F# G# A# B C# D# E# F#

Обращаем внимание что гаммы с диезами (#) выстроены по квинтам (C-G-D-A-E-B-F#)
а гаммы с бемолями (b) по квартам (C-F-Bb-Eb-Ab-Db-Gb)
Вот он кварто-квинтовый круг
еще полезно запомнить порядок появления диезов (#) бемолей (b)
F-C-G-D-A-E-B диезы появляются с лево на право а бемоли (b) с право на лево
Например: если в гамме есть три бемоля то это будет Bb Eb Ab
а если три диеза то это будет F# C# G#

Надеюсь что понятно объяснил

... и добавил:

Чтобы получить минорные тональности спускаемся от мажорных гамм на малую терцию (1,5 тона) и получаем минорный кварто-квинтовый круг:
                                                                                                            Am
                                                                                               Dm                    Em
                                                                                               Gm                    Bm
                                                                                               Cm                    F#m
                                                                                               Fm                     C#m
                                                                                               Bbm                   G#m
                                                                                                       Ebm/D#m       
               
« Последнее редактирование: Февраля 24, 2013, 11:19:00 от ezplayer »

Оффлайн vs_difer Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1704
Ну ничего себе. Спасибо за такой пост!  :)

Оффлайн ezplayer

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 852
  • учись тяжело, играй легко
Ну ничего себе. Спасибо за такой пост!  :)
Пожалуйста  :)

Оффлайн Станислав Спирин

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 126
Вот хорошая статья о том, что такое кварто-квинтовый круг и как им пользоваться https://guitar-geek.ru/lessons/kvarto-kvintovyj-krug