Автор Тема: Почему в "золотой секвенции" шестой аккорд - b5?  (Прочитано 2319 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
В примере пассакалии Генделя:
Gm - Cm - F - Bb - Eb - Amb5 - D - G (там вариации с басом меняются, но тема такова).

Почему Amb5?
Из того, что я понимаю - каждый аккорд является четвёртой ступенью предыдущего. Есть ещё объяснение с википедии, что там кварто-квинтовая структура, но я в это объяснение не въезжал и не считал интервалы. Все аккорды, кроме Amb5 и D являются в тональности Gm. D взят мажорный заместо минорного для "заключающего конца", т.е. он в данном случае сильно тяготеет в G.

Но почему Am, да ещё и b5?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Но почему Am, да ещё и b5?
Вот так получается, что на второй ступени (субдоминанта ii) в миноре аккорд такой структуры образуется.

секв Gm - Cm - F - Bb - Eb - Amb5 - D - Gm
(Bb)  vi   -  ii  -  V - I   - IV (g) ii-5  - V - i
(g)    i    - iv

Аккорды минора (ля минор):
Am - Bm-5 - C -  Dm - Em (E7)      - F   - G    (G#o)
 i   -  ii-5   - bIII - iv  - v  (V-гарм)-bVI - bVII (viio - гарм)

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Вот так получается, что на второй ступени (субдоминанта ii) в миноре аккорд такой структуры образуется.

секв Gm - Cm - F - Bb - Eb - Amb5 - D - Gm
(Bb)  vi   -  ii  -  V - I   - IV (g) ii-5  - V - i
(g)    i    - iv

Аккорды минора (ля минор):
Am - Bm-5 - C -  Dm - Em (E7)      - F   - G    (G#o)
 i   -  ii-5   - bIII - iv  - v  (V-гарм)-bVI - bVII (viio - гарм)
Теперь понял. Раньше вручную выводил аккорды мажорной тональности и помню, что последний b5. А минорный не выводил и думал, там так же, теперь всё ясно.

Но теперь вопрос в другом - вот ты написал (V-гарм). Т.е., как я понимаю, гармонический. Как связано появление E7 заместо Em с этим "гармоническим"? Я слышал, что в гармоническом миноре повышена 7 ступень. В чём связь этого и появления E7? G#o, как я понимаю, это другое название G#dim и он тут по той же логике?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Повышение в натуральном миноре 7й ступени приводит к образованию вводного тона - доминантовому тону (g#)/ Этот вводный в тонику тон является терцовым тоном доминантсептаккорда. Em7 (e,g,b,d)=> E7 (e,g#,b,d).
То же самое с уменьшенным на 7 ступени, который получается из натуральной седьмой G(7) (g,b,d,f)=> G#o (g#,b,d,f).
Гармонический лад возникает из потребности гармонической функциональной системы в "полноценной" доминанте. То есть он работает эпизодически, когда возникает нужда в (гармонической) доминанте с острым вводным тоном.
При этом в мелодии не обязательно повышать 7ю ступень.
« Последнее редактирование: Января 11, 2013, 23:12:15 от eye »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Повышение в натуральном миноре 7й ступени приводит к образуванию вводного тона - доминантовому тону (g#)/ Этот вводный в тонику тон является терцовым тоном доминантсептаккорда. Em7 (e,g,b,d)=> E7 (e,g#,b,d).
То же самое с уменьшенным на 7 ступени, который получается из натуральной седьмой G(7) (g,b,d,f)=> G#o (g#,b,d,f).
Гармонический лад возникает из потребности гармонической функциональной системы в "полноценной" доминанте. То есть он работает эпизодически, когда возникает нужда в (гармонической) доминанте с острым вводным тоном.
При этом в мелодии не обязательно повышать 7ю ступень.
С этим всё понятно. Но возник ещё вопрос - в 3 ступени, аккорде C, тоже есть нота g. Какую функцию будет выполнять аккорд третьей ступени с этой повышенной 7-ой нотой (в данном случае g#)?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
С этим всё понятно.
Если с этим все понятно, то таких вопросов не должно быть. То есть, грубо говоря, аккорда третьей ступени нет в этой системе, потому как лад возникает кратковременно ради доминанты и потом "рассасывается".
А если не грубо, то bIII+5 может выполнять разные функции, в частности обращение V+5 или проходящий между i и i/7 (i2): Am - C+5/G# - C/G - Am/F# - Fmaj7
И некоторые другие.
« Последнее редактирование: Января 11, 2013, 22:24:39 от eye »

Оффлайн ElCaballero Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1376
Цитировать
Если с этим все понятно, то таких вопросов не должно быть.
Понятно с тем, что мы берём 7-ую ступень из гармонического минора и суём её в 5 или 7 аккорд минора.

Цитировать
То есть, грубо говоря, аккорда третьей ступени нет в этой системе, потому как лад возникает кратковременно ради доминанты и потом "рассасывается".
А вот этого вообще не пойму :(
« Последнее редактирование: Января 12, 2013, 12:53:33 от ElCaballero »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Полный минор - это сложная составная ладовая система. На разных участках гармонии могут работать разные модификации минорного лада. Базовым является натуральный минор и его аккордика. В какие-то моменты гармонии отдельные аккорды могут изменяться для соответствия функции D. В этот момент возникает другой лад - "гармонический" - лад вызванный использованием мажорного аккорда на V ступени.
Поэтому аккорд III ступени можно построить умозрительно в гармоническом миноре, но на практике скорее всего на третьей ступени в миноре будет использоваться более привычный аккорд натурального минора.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
То есть, грубо говоря, аккорда третьей ступени нет в этой системе, потому как лад возникает кратковременно ради доминанты и потом "рассасывается".
Цитировать
Но возник ещё вопрос - в 3 ступени, аккорде C, тоже есть нота g. Какую функцию будет выполнять аккорд третьей ступени с этой повышенной 7-ой нотой (в данном случае g#)?
Вот как об этом пишет Тюлин в своем учебнике гармонии:
884614-0
« Последнее редактирование: Января 13, 2013, 23:39:53 от eye »