Сразу прошу прощения - болею, целый день спал, теперь не спится, прорвало - накропал огромный пост...
А чисто модальная, чисто ладовая - это такая, в которой все ноты или аккорды воспринимаются как равные. Тоесть, качество аккорда мы определить можем (Маж. септ, вводный септ итд...), а вот сказать что из этого устой - нет.
По-моему, это заблуждение, которое идет от Холопова и акцентом на неомодальность с ее уменьшенными и целотонными ладами.
Если взять древнюю дофункциональную - модальную музыку, то звуки там не равные - всегда есть устои и неустои, но эти базовые "функции" переменчивы, нет стремления к устою, а есть его ретроспективное осознание. Поэтому и существуют лады, иначе модальность можно было бы выразить одним диатоническим замкнутым кругом, где нет начала и конца.
Старинная модальная музыка не могла бы существовать без ладовых красок, а ладовые краски это, собственно, отношение звуков лада к центру. Ладовое чувство - основа музыкального слуха. Да, тоникой (финалисом) мог стать (осознаться) любой звук, ввиду отсутствия сильного центра, но ладовые краски очевидно присутствовали...
Однако я не хочу вдаваться в исторические экскурсы и мне не особо интересно гадать как оно было - это территория Холопова и других муз.историков.
Хотя и в современной музыке (рок музыке) мне попадались примеры, когда трудно определить однозначно тонику (кажется, давали анализировать что-то из Dream Theater (а, вот - "Repentance" после 7 минуты) и даже Битлз - I'm a Walrus) или концовка все того же Sir Psyho RHCP
Поэтому я бы определил ладовую музыку от противного - ладовая музыка, это музыка основанная на иных, кроме нат.мажора и минора*, ладах, в которой отсутствует (или присутствует незначительно-эпизодически) работа классических функций в их нормативном виде S->D->T
Там можно и другие
возможные признаки перечислить (плагальность, ладовая переменность, преобладание секундовых и терцовых соотношений против кварто-квинтовых, мелодическая суть гармонии, отсутствие развитой гармонической системы, параллелизмы, "ленточность", монодийность, народность и тд).
__________
* ионийский и эолийский тоже могут служить основой ладовой музыки, но их можно перепутать с натуральным мажором и минором.
---------
Рокеры чем и занимались целенаправленно - использованию иных ладов, уничтожению функциональности, подчеркиванию красочности гармонических соотношений, а не функциональному движению, использованию элементов монодии (риффы) и даже отказ от развитой гармоничекой системы (а если нет гармонии, то как зарядить, разнообразить музыку? - ладовыми красками)
Слово "модальность" само по себе и означает ладовость, но, с другой стороны, этими словами можно называть немного разные вещи.
В западной теории нет такого разделения. Это мы у себя понагородили - ладовая модальность, монодические лады и прочее. У них есть Tonality и Modality. C системой "Тональность" более менее все ясно, тогда практически все остальное либо расширение и усложнение Тональности (да, туда все что угодно можно запихнуть), либо методом исключения - Модальность ))
(я, конечно, не беру в расчет атональную "собачатину" современных композиторов).
Где у Хендрикса функциональность SDT? Нету. (может где-то есть, специально не фильтровал).
Есть у Хендрикса иные, кроме тональных, лады? Есть. Хотя бы пентатоника.
Что в его музыке первично - гармоническая составляющая или мелодическая? Мелодическая.
Но почему в ДО? Видимо, мы все-таки воспринимаем эту ноту "главнее и важнее" других.
Потому что там бурдон До. Бурдон использовался в старинной музыке, а в народной ладовой до сих пор.
А чисто модальная, чисто ладовая - это такая, в которой все ноты или аккорды воспринимаются как равные
.
Психология человека устроена так, что даже одинаковые удары метронома, как только музыкально осознаются, превращаются в тик-так.
Такой "чисто модальной" музыки не существует - наше сознание всегда выбирает что-то более важным, а что-то подчиненным. Тем более существует лад. Поэтому сознание будет как-то трактовать гармонии, будет прогнозировать, а потом менять свою трактовку, если она не оправдалась и понимать задним числом... В этом неопределенность модальности.
Хотя опять-таки ладовость - она разнообразная. В каком-то смысле гораздо разнообразнее тональности, хотя и тональность разнообразили так, что звучит порой атональность....
Есть попытка сделать звуки действительно "равными" - это серийная техника.
а потом он как бы опевает G при помощи F# и A...
опевание подразумевает движение к целевому тону с помощь вспомогательных звуков, подразумевает тяготение и разрешение. А здесь конкретный лад звучит (то есть чистый Фа там не прокатит) и всячески подчеркивается эта #4. Вы можете взять этот f# и постоять на нем, никуда не разрешая или двинуть его в ми.
Да, в этой песне нет ярковыраженных функций, но все же есть напряжение и разрешение,
Ладовые функции есть всегда. Речь о том, что там нет классических тональных функций.
Хотя современный слух, прошедший через воспитание тональностью будет тональные функции слышать и в одном аккорде.
В том смысле, в котором я здесь пишу - Блюз это ладовая (полимодальная) музыка и совершенно ошибочно ее по внешнему признаку - ступеням на которых располагаются аккорды, привязывают к "испорченной", неправильной тональности с нарушением логики движения функций. Это говорят классические теоретики по своей ограниченности - "ах как это неправильно - после доминанты идет субдоминанта!".
Но, кстати, гармония джазового блюза уже приспособлена под функциональную гармонию, особенно т.н. modern blues, поскольку джазмены в отличии от их родителей блюзменов уже мыслили более функционально (могли - и так и так).
Потом им это все надоело и они погрузились опять в ладовые краски - модальный джаз. Потом полимодальность...
А холоповские абстрактные исторические понятия и определения уводят нас не в ту степь, лишая возможности разобраться с тем, что происходит сегодня вокруг.
А когда мы говорим, что "Хендрикс часто использовал дорийский" или "у Роллинг Стоунз много песен в миксолидийском", мы говорим о модализмах.
Нет, о модализмах можно говорить, когда основа тональная, но в нее привносятся аккорды или мелодико-гармонические обороты из других ладов.
Сказать, что в Voodoo Child классическая тональная система основанная на мажоро-миноре с привнесением ладовых элементов язык не поворачивается. Там скорее не модализмы, а мелькают "тонализмы" (как и в блюзе) - отголоски тональной гармонии.
А вообще, чисто на "сенсорном" понимании, мы же все чувствуем, что гармонии рока в большинстве своем принципиально отличаются от классической гармонии, обычно излагаемой в учебниках (конечно есть и всякие I-vi-IV-V). Так почему это надо привязывать к классической функциональной гармонии через всякие модализмы?