Автор Тема: Подскажите по теме модальных ладов  (Прочитано 10685 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Amatørkunstner

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #60 : Декабря 31, 2012, 00:54:46 »
Frank Gambale берёт последовательность из T-S-D аккордов тональности и обыгрывает модальным ладом, приняв за бас каждого аккорда-функции ту ноту, от которой построен лад солирующей партии. например:  G мажор, обыгранный С лидийским: G/C - C - D/C. но теоретически такая гармонизация это нечто функционально-модальное  :crazy: наверняка эта схема давно описана в литературе, но если вы сейчас на форуме - что-то же вас сюда привело?  ;)  есть у кого-нибудь идеи, как можно углубить-расширить подобный акомпанемент?

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #61 : Декабря 31, 2012, 22:50:13 »
В самом начале Фрэнк объясняет, почему именно IV-V - дело в том, что это характерная (essential) связка - только на этих ступенях образуются два подряд мажорных аккорда. Он еще говорит, что можно вообще не играть тонику, можно играть эти два аккорда туда-сюда, и мы все равно поймем, что тоника на кварту выше от второго. Похожее можно услышать в песне Битлз "I want to hold your hand" - во вступлении чередуются IV и V, и а потом ясно слышим тонику, она как глоток свежего воздуха, но она подразумевается уже с самого начала... Так вот, суть в том, что в каждом ладу имеются характерные связки, характерные ступени. Одна из таких - два мажорных аккорда подряд. Но дело в том, что такая связка есть в каждом ладу, но раположена она на разных ступенях, отсюда (в том числе) такая разница в настроении каждого лада. Заметьте, что в первом примере Фрэнк играет не IV-V, а V-IV. Об этом потом, а сегодня - ВСЕХ С НОВЫМ ГОДОМ!!!  :p :p :p

Оффлайн Amatørkunstner

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #62 : Января 01, 2013, 03:01:26 »
именно IV-V
"И если на клетке с тигром видишь надпись " Слон " - не верь глазам своим !" ;D следовательно это не S-D, а просто соседние ступени... но ведь тоника всё-равно в итоге проявляется - и это та самая "ретроспективность" её появления, чисто модальный эффект... но выдержанный бас оказывается именно там, где была бы тоника в функциональной системе , т. е. на первой ступени лада.  это же именно какой-то кроссовер двух миров! 

а я кое-что нарыл, вот может завтра выложу :rolleyes:

|m| Новый Год на GuitarPlayer итс труЪ  8) |m| Однофорумчанам - удачных 365 дней гитарной практики, теории... та и жизни в общем

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #63 : Января 01, 2013, 12:36:42 »
Да, это больше соседние ступени, чем S-D. Обратите внимание, что когда он показывает ионийский, то он играет аккорды G/C - F/C. Тоесть V-IV - а делает он это затем, что показывает Ионийский ЛАД, а не тональность До-мажор! Недаром в классической гармонии ход от доминанты к субдоминанте считается не совсем правильным (однако, есть и исключения). Такой ход как бы "размягчает" функциональность, децентрализует тонику - аккорды становятся более равноправными, чтоли...
Ну и самое главное - модальность никак не отменяет тональность! Они вполне могут существовать вместе, в разных пропорциях. И если чисто тональные композиции еще можно найти, то чисто модальных в современной музыке я не слышал (или не помню). Так уж воспитан наш слух (или мозг?) - постоянно пытается "зацепиться" за то, что можно считать тоникой. А выдержаный бас нам уже её подсказывает, чтоб легче было воспринимать композицию. Но ведь от этого музыка не перестаёт быть модальной - да, есть тоника, она "немножко главнее" других. Но вот выраженной субдоминанты и доминанты нет.

Оффлайн Amatørkunstner

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #64 : Января 02, 2013, 21:35:04 »
статья по пентаккордам: http://study-music.ru/pentachords_and_three-2/
на их основе можно строить очень, очень, очень гибкие модальные гармонии,
также обыгрывать их всевозможными ладами...
короче, это "просто" - ну как пентатоника  ;)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #65 : Января 03, 2013, 22:04:25 »
И если чисто тональные композиции еще можно найти, то чисто модальных в современной музыке я не слышал (или не помню).
Модальность может принимать разную форму...
Например, у Сатриани полно чисто ладовых композиций.

Frank Gambale берёт последовательность из T-S-D аккордов тональности и обыгрывает модальным ладом,
Не совсем верно сформулировали. Он берет аккорды, которые в "гармоническо-функциональных" ладах выполняли бы функции T-S-D и использует их "мелодических" ладах, где они уже не выполняют роль T-S-D.
Поэтому ничего "функционально-модального" там нет, только модальное.
Хотя, если пофантазировать, ладовым аккордам можно приписать функции, сохранив функциональный треугольник, но передвинув аккорды.
Тогда получим
2083624-0
В Лидийском ладу субдоминанта на второй ступени, а в Миксолидийском доминанта - на 7й низкой.
В  функциональной тональности мажорное трезв. на второй ступени - альтерированная субдоминанта (или двойная доминанта), а на 7й низкой - двойная субдоминанта (это надо же додуматься!))
Однако, если использовать эти аккорды в тонально-ладовой композиции, то можно трактовать мажорный аккорд на 7й низкой, как мягкую "миксолидийскую доминанту", а мажор на второй, как "лидийскую субдоминанту".
« Последнее редактирование: Января 20, 2016, 17:10:16 от eye »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #66 : Января 04, 2013, 01:57:37 »
Цитировать
Модальность может принимать разную форму...
Например, у Сатриани полно чисто ладовых композиций.
Чисто ладовых, или использующих модальную гармонию? Со всякими терминами такая путаница ужасная... Слово "модальность" само по себе и означает ладовость, но, с другой стороны, этими словами можно называть немного разные вещи. Я, например, под "полной, чистой" ладовостью понимаю ПОЛНОЕ равноправие всех звуков звукоряда. А когда мы говорим, что "Хендрикс часто использовал дорийский" или "у Роллинг Стоунз много песен в миксолидийском", мы говорим о модализмах. Я думаю, что многие великие рок-музыканты просто интуитивно чувствовали, что дорийский "это типа минор, но звучит немного не так, даже прикольнее" - вот и играли в дорийском. Или взять Сатриани - какую его песню (инструментальную композицию вообще-то, но слово песня короче) Вы считаете чисто ладовой? Flying in a blue dream - согласны? Можно сказать, что она написана в До лидийском. Но почему в ДО? Видимо, мы все-таки воспринимаем эту ноту "главнее и важнее" других. В аккомпанементе ноты DF#G воспринимаются как напряжение, неустой, разрешающийся в CEG. В мелодии тоже самое - сначала устойчивая E, а потом он как бы опевает G при помощи F# и A... Да, в этой песне нет ярковыраженных функций, но все же есть напряжение и разрешение, а функция это "системное значение звуков и созвучий" (кажется так у Холопова, но я могу ошибаться). Поэтому лично я называю композиции такого рода "больше модальными, чем тональными". А чисто модальная, чисто ладовая - это такая, в которой все ноты или аккорды воспринимаются как равные. Тоесть, качество аккорда мы определить можем (Маж. септ, вводный септ итд...), а вот сказать что из этого устой - нет.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #67 : Января 04, 2013, 07:32:09 »
Сразу прошу прощения - болею, целый день спал, теперь не спится, прорвало - накропал огромный пост...

Цитировать
А чисто модальная, чисто ладовая - это такая, в которой все ноты или аккорды воспринимаются как равные. Тоесть, качество аккорда мы определить можем (Маж. септ, вводный септ итд...), а вот сказать что из этого устой - нет.
По-моему, это заблуждение, которое идет от Холопова и акцентом на неомодальность с ее уменьшенными и целотонными ладами.

Если взять древнюю дофункциональную - модальную музыку, то звуки там не равные - всегда есть устои и неустои, но эти базовые "функции" переменчивы, нет стремления к устою, а есть его ретроспективное осознание. Поэтому и существуют лады, иначе модальность можно было бы выразить одним диатоническим замкнутым кругом, где нет начала и конца.
Старинная модальная музыка не могла бы существовать без ладовых красок, а ладовые краски это, собственно, отношение звуков лада к центру. Ладовое чувство - основа музыкального слуха. Да, тоникой (финалисом) мог стать (осознаться) любой звук, ввиду отсутствия сильного центра, но ладовые краски очевидно присутствовали...
Однако я не хочу вдаваться в исторические экскурсы и мне не особо интересно гадать как оно было - это территория Холопова и других муз.историков.

Хотя и в современной музыке (рок музыке) мне попадались примеры, когда трудно определить однозначно тонику (кажется, давали анализировать что-то из Dream Theater (а, вот - "Repentance" после 7 минуты) и даже Битлз - I'm a Walrus) или концовка все того же Sir Psyho RHCP

Поэтому я бы определил ладовую музыку от противного - ладовая музыка, это музыка основанная на иных, кроме нат.мажора и минора*, ладах, в которой отсутствует (или присутствует незначительно-эпизодически) работа классических функций в их нормативном виде S->D->T
Там можно и другие возможные признаки перечислить (плагальность, ладовая переменность, преобладание секундовых и терцовых соотношений против кварто-квинтовых, мелодическая суть гармонии, отсутствие развитой гармонической системы, параллелизмы, "ленточность", монодийность, народность и тд).
__________
* ионийский и эолийский тоже могут служить основой ладовой музыки, но их можно перепутать с натуральным мажором и минором.
---------
Рокеры чем и занимались целенаправленно - использованию иных ладов, уничтожению функциональности, подчеркиванию красочности гармонических соотношений, а не функциональному движению, использованию элементов монодии (риффы) и даже отказ от развитой гармоничекой системы (а если нет гармонии, то как зарядить, разнообразить музыку? - ладовыми красками)

Цитировать
Слово "модальность" само по себе и означает ладовость, но, с другой стороны, этими словами можно называть немного разные вещи.
В западной теории нет такого разделения. Это мы у себя понагородили - ладовая модальность, монодические лады и прочее. У них есть Tonality и Modality. C системой "Тональность" более менее все ясно, тогда практически все остальное либо расширение и усложнение Тональности (да, туда все что угодно можно запихнуть), либо методом исключения - Модальность ))
(я, конечно, не беру в расчет атональную "собачатину" современных композиторов).

Где у Хендрикса функциональность SDT? Нету. (может где-то есть, специально не фильтровал).
Есть у Хендрикса иные, кроме тональных, лады? Есть. Хотя бы пентатоника.
Что в его музыке первично - гармоническая составляющая или мелодическая? Мелодическая.

Цитировать
Но почему в ДО? Видимо, мы все-таки воспринимаем эту ноту "главнее и важнее" других.
Потому что там бурдон До. Бурдон использовался в старинной музыке, а в народной ладовой до сих пор.

Цитировать
А чисто модальная, чисто ладовая - это такая, в которой все ноты или аккорды воспринимаются как равные
.
Психология человека устроена так, что даже одинаковые удары метронома, как только музыкально осознаются, превращаются в тик-так.
Такой "чисто модальной" музыки не существует - наше сознание всегда выбирает что-то более важным, а что-то подчиненным. Тем более существует лад. Поэтому сознание будет как-то трактовать гармонии, будет прогнозировать, а потом менять свою трактовку, если она не оправдалась и понимать задним числом... В этом неопределенность модальности.
Хотя опять-таки ладовость - она разнообразная. В каком-то смысле гораздо разнообразнее тональности, хотя и тональность разнообразили так, что звучит порой атональность....

Есть попытка сделать звуки действительно "равными" - это серийная техника.

Цитировать
а потом он как бы опевает G при помощи F# и A...
опевание подразумевает движение к целевому тону с помощь вспомогательных звуков, подразумевает тяготение и разрешение. А здесь конкретный лад звучит (то есть чистый Фа там не прокатит) и всячески подчеркивается эта #4. Вы можете взять этот f# и постоять на нем, никуда не разрешая или двинуть его в ми.

Цитировать
Да, в этой песне нет ярковыраженных функций, но все же есть напряжение и разрешение,
Ладовые функции есть всегда. Речь о том, что там нет классических тональных функций.
Хотя современный слух, прошедший через воспитание тональностью будет тональные функции слышать и в одном аккорде.

В том смысле, в котором я здесь пишу - Блюз это ладовая (полимодальная) музыка и совершенно ошибочно ее по внешнему признаку - ступеням на которых располагаются аккорды, привязывают к "испорченной", неправильной тональности с нарушением логики движения функций. Это говорят классические теоретики по своей ограниченности - "ах как это неправильно - после доминанты идет субдоминанта!".
Но, кстати, гармония джазового блюза уже приспособлена под функциональную гармонию, особенно т.н. modern blues, поскольку джазмены в отличии от их родителей блюзменов уже мыслили более функционально (могли - и так и так).
Потом им это все надоело и они погрузились опять в ладовые краски - модальный джаз. Потом полимодальность...

А холоповские абстрактные исторические понятия и определения уводят нас не в ту степь, лишая возможности разобраться с тем, что происходит сегодня вокруг.

Цитировать
А когда мы говорим, что "Хендрикс часто использовал дорийский" или "у Роллинг Стоунз много песен в миксолидийском", мы говорим о модализмах.
Нет, о модализмах можно говорить, когда основа тональная, но в нее привносятся аккорды или мелодико-гармонические обороты из других ладов.
Сказать, что в Voodoo Child классическая тональная система основанная на мажоро-миноре  с привнесением ладовых элементов язык не поворачивается. Там скорее не модализмы, а мелькают "тонализмы" (как и в блюзе) - отголоски тональной гармонии.
А вообще, чисто на "сенсорном" понимании, мы же все чувствуем, что гармонии рока в большинстве своем принципиально отличаются от классической гармонии, обычно излагаемой в учебниках (конечно есть и всякие I-vi-IV-V). Так почему это надо привязывать к классической функциональной гармонии через всякие модализмы?
« Последнее редактирование: Января 04, 2013, 09:07:35 от eye »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #68 : Января 04, 2013, 09:06:04 »
eye, Вы интересно рассуждаете на тему модальной гармонии. Но всё это разбросано по форуму... Почему до сих пор нет книги или хотя бы объёмной статьи на эту тему? Или я что-то пропустил?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #69 : Января 04, 2013, 14:38:25 »
MrLf, наверное, не созрел еще   ???

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #70 : Января 04, 2013, 15:24:36 »
Для удобства напишу немного не по порядку...
Если говорить о рок-музыке, то одно из ключевых слов - краски. Лично я в использовании современными рок-музкантами модальности вижу лишь стремление к новым краскам. Вряд ли Хендрикс мыслил так: "я должен сознательно отойти от принципов и правил классической гармонии, используя...."  :D это ведь смешно. Просто он (а также его современники и последователи) хотели делать музыку непохожую на остальную, другую. Грубо говоря, тональность дает нам семь цветов радуги, а где же пурпурный, салатовый, кобальтовый итд? Эти цвета есть в природе, а в спектре нет. А использование ладов колоссально расширило палитру музыкантов.
Цитировать
Ладовые функции есть всегда. Речь о том, что там нет классических тональных функций.
Я ведь об этом и говорю - классических нет, но есть другие. Да, можно назвать их "ладовые", "современные джаз/роковые/блюзовые" итд... Но это пока неважно - как что назвать. Вот пример с блюзом - мой любимый (так как максимально простой). Блюз ведь изначально народная музыка, а значит глупо анализировать её с точки зрения классической гармонии. Да, многие академики-теоретики просто не интересуются ничем, кроме своего предмета (не все такие, к счастью). Но опять же, когда я слушаю блюз, я не анализирую его "умом", но все же чувствую - "здесь у нас устой, отсюда мы идем", а вот тут "напряжение, о, а теперь снова дома" итд... Тоесть блюз - музыка ладовая (модальная), но не на 100%. Так как чисто ладовая - такая, где вообще нет тяготений, а есть полное равноправие звуков и аккордов.
Мне самому очень интересно знать: 1) может ли вообще существовать такая музыка? 2.1) Если нет, то почему? 2.2) Если да, то почему мы не можем сочинять и воспринимать её? Проблема в традиции, в воспитании нашего мозга тональной музыкой, либо в каких-то других особенностях нашей психики?
Цитировать
даже одинаковые удары метронома, как только музыкально осознаются, превращаются в тик-так
Вот! А мне тоже (и многим психологам до сих пор) хочется знать - почему? Я думаю, что можно каким-то образом заставить свой мозг не различать "тик" и "так" (они ведь объективно одинаковы!), не группировать удары по 4, 6 итд...
Цитировать
а ладовые краски это, собственно, отношение звуков лада к центру
А что, если ладовые краски - это не отношение к центру, а соотношение между собой? Что, если именно так древние воспринимали музыку?
Цитировать
это территория Холопова и других муз.историков
К сожалению, ни один историк музыки, будь у него даже машина времени, не сможет узнать ничего нового... Даже если б отправился к грекам, послушал их музыку, все равно - мозг у современных людей, видимо немного не такой...
Цитировать
Нет, о модализмах можно говорить, когда основа тональная, но в нее привносятся аккорды или мелодико-гармонические обороты из других ладов.
Здесь я опять не совсем ясно объяснил - я ведь изначально предполагаю, что основа рок-музыки не тональная. Тональная - это жесточайшая функциональность. Модальность - это ослабление функций, большая равнозначность (в идеале - полное равноправие). Но ведь модальность может смешиваться с тональностью в разных пропорциях. А модализм (опять-таки, в моем понимании) - использование других красок, отличных от тональных. Да, с Хендриксом я загнул немного, если песня намного "модальнее", чем "тональнее" то нет смысла говорить о модализмах - они везде. Но вот такой пример: играем F# - H - F# - C#/F - F# тут все "классически", а если F# - H - F# - E - F#, то звучит похоже, можно сказать "близко по духу", но многим второй пример покажется ярче. А там "миксолидийский модализм". Поймите, что я не привязываю это к классической гармонии - просто приходится использовать терминологию "оттуда", но в контексте рок-музыки.
Цитировать
Есть попытка сделать звуки действительно "равными" - это серийная техника.
Я уже думал об этом раньше - но тут есть один нюанс. В серийной технике используют хроматику - а она симметрична, так же как целотон. Краски целотона ограничены интервалами: большая секунда, большая терция, ув. кварта итд... Аккордов еще меньше - ув. трезвучие да Хaug7. Серийная техника тоже ограниченна - каждый звук используется лишь раз.
Вот отрывок из "Repentance" после 7 минуты - там-то как раз мне и не слышится явных наряжений-разрешений-тяготений как у Сатриани, Хендрикса, и в блюзе. Это очень близко к тому, о чем я говорил.
Цитировать
хотя и тональность разнообразили так, что звучит порой атональность
Вы имеете ввиду альтерации, двойные дваждыальтерированные доминанты итд?  ;D

Пока что всё  :) Хоть и не написал много из того, что хотел - но тогда весь день нужно сидеть и писать, а это слишком уже :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #71 : Января 04, 2013, 16:31:59 »
Вряд ли Хендрикс мыслил так: "я должен сознательно отойти от принципов и правил классической гармонии, используя...."  :D это ведь смешно. Просто он (а также его современники и последователи) хотели делать музыку непохожую на остальную, другую.
А вы хотите приписать эту глупую мысль мне - будто я это утверждал, только цитату забыли разместить? Сообщая собеседнику очевидность, вы как бы принижаете его умственные способности. Так у нас разговора не получится.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #72 : Января 04, 2013, 17:17:47 »
Так как чисто ладовая - такая, где вообще нет тяготений, а есть полное равноправие звуков и аккордов.
Мне самому очень интересно знать: 1) может ли вообще существовать такая музыка? 2.1) Если нет, то почему? 2.2) Если да, то почему мы не можем сочинять и воспринимать её?
Такая музыка была бы нечленораздельной, как невнятное мычание.
Я думаю, что можно каким-то образом заставить свой мозг не различать "тик" и "так" (они ведь объективно одинаковы!), не группировать удары по 4, 6 итд...
Метрический вариант нечленораздельного мычания: музыка в размере, например, 1/4: все доли полностью равноправны :).

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2257
  • Кот ДаВинчи
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #73 : Января 04, 2013, 23:45:43 »
eye, я никому ничего не приписываю. Никогда. Я ненавижу сарказм и ехидство. Очень плохо, что Вы это увидели в моих словах. Возможно, форум переполнен такими людьми - вот и...
Я просто противопоставил чувственный подход и логический (Шёнберг, Булёз сознательно отказывались от традиции, Мессиан создал свои лады).
MrLf, это все очень общие слова... Я говорю об использовании нормального семиступенного лада (для начала), а не о любых звуках. В размере 4/4 все доли и так равны. Это мозг музыкантов и слушателей формирует сильные и слабые доли. Да, иногда музыканты сознательно "оттягивают" слабые доли, подчеркивают сильные, играют вперед итд... Но даже если музыку играет секвенсор, все равно в голове слушателя формируются сильные и слабые доли.

Оффлайн Amatørkunstner

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Подскажите по теме модальных ладов
« Ответ #74 : Января 05, 2013, 01:13:25 »
А что, если ладовые краски - это не отношение к центру, а соотношение между собой? Что, если именно так древние воспринимали музыку?
Я где-то читал такой тезис, что в модальной "системе ценностей" каждый аккорд може т становится временной тоникой - вот вам и некий вариант "равноправия", но в то же время это функциональные "качели", просто не TSD, а TD (или DT с єффектом ретроспективы) а в роке и неофолке по-моему иногда чередуются целые блоки разных гармоний

... и добавил:

"Порой очень легко спутать модальную гармонию с тональной. Например, если играть стандартный блюзовый квадрат:

T I T I T I T ISI S ITI TIDISITID

трезвучиями, то это очень похоже на тональную гармонию с эллипсом. Однако в оригинале все играется чаще всего септаккордами, что в итоге нарушает тональный баланс, поскольку каждый аккорд воспринимается не как доминантовый, а как результат вертикализации (т.е. разложения на аккорды) блюзовой гаммы." (Денис Чуфаров)

http://study-music.ru/master-harmony/


обобщая - можно ли сказать, что модальная гармония скорей "вертикальна", а функциональная - "горизонтальна"?
« Последнее редактирование: Января 05, 2013, 01:32:00 от Amatørkunstner »