Голосование

Интересует ли вас полифония?

Было бы интересно пройтись по стандартному учебнику, научиться приписывать контрапунктирующие голоса к существующим мелодиям.
23 (88.5%)
Не до этого, есть вопросы гораздо важнее.
3 (11.5%)

Проголосовало пользователей: 26

Автор Тема: Полифония  (Прочитано 6446 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Полифония
« : Августа 24, 2011, 09:58:19 »
Можно было бы пройтись по книге «Учебник Полифонии» С.Григорьев, Т.Мюллер, совместно поделать упражнения на приписывание контрапунктирующих голосов. Голосуйте.

Оффлайн Andrew Marcipaka

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 187
Re: Полифония
« Ответ #1 : Августа 24, 2011, 10:16:19 »
Было бы интересно ознакомиться с примерами полифонии в современной музыке, если таковые существуют.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Полифония
« Ответ #2 : Августа 24, 2011, 10:25:30 »
Было бы интересно ознакомиться с примерами полифонии в современной музыке, если таковые существуют.
Имхо, начинать надо с самого начала, иначе запутаемся, или будет слишком уж поверхностно. А то, что в современной музыке они существуют — нет сомнений.

... и добавил:

Прошу специально отписаться тех, кто готов совместно решать нотные примеры, а не просто читать тему ;).
« Последнее редактирование: Августа 24, 2011, 16:31:44 от MrLf »

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Полифония
« Ответ #3 : Августа 24, 2011, 21:09:00 »
Я готов. Но уровень подготовки у меня -  прочитана и законспектирована инфа только про строгое письмо, и учебник у меня не Григорьева, а Степановой (щас читаю и разбираюсь дальше, так что MrLf, в тему создал тему). Это для понимания уровня.
Наверное, надо и немного теории давать, чтобы читающим интересно было. Короче, не знаю, как это выглядеть будет.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Полифония
« Ответ #4 : Августа 24, 2011, 21:20:43 »
Но уровень подготовки у меня -  прочитана и законспектирована инфа только про строгое письмо...
У меня и того меньше — я пока прочитал про простой контрапункт строгого письма в двухголосии. Описывать кратко теорию — да, попробуем (как очень краткий конспект).

Немного подождём, может, ещё кто отметится в теме.

Оффлайн metr333

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 885
Re: Полифония
« Ответ #5 : Августа 24, 2011, 23:15:48 »
давай те порешаем  8)

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Полифония
« Ответ #6 : Августа 26, 2011, 10:24:41 »
Простой контрапункт строгого письма в двухголосии, кратко теория.

В конце первой главы учебника приведены примеры шести мелодий, отвечающих требованиям строгого письма. Приписываем второй голос к ним. Первая (вроде, миксолидийский):



Ищем ошибки, предлагаем свои варианты.

Я работаю в Finale, но можно и в Сибелиусе, и в Гитар Про (везде, где можно набрать ноты и прослушать результат).
« Последнее редактирование: Августа 26, 2011, 10:26:24 от MrLf »

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Полифония
« Ответ #7 : Августа 26, 2011, 10:48:56 »
Погоди, погоди. У меня в книжке сперва имитацию рассматривают. А там сразу шпарят полностью контрапункт свой? И заданная мелодия - это верхний или нижний голос?

В остальном, по теории, вроде всё так. Только про хроматизмы я читал, что их вообще нельзя.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Полифония
« Ответ #8 : Августа 26, 2011, 11:28:32 »
Погоди, погоди. У меня в книжке сперва имитацию рассматривают. А там сразу шпарят полностью контрапункт свой? И заданная мелодия - это верхний или нижний голос?

В остальном, по теории, вроде всё так. Только про хроматизмы я читал, что их вообще нельзя.
Там («Учебник Полифонии» С.Григорьев, Т.Мюллер) имитация будет после того, о чём я написал. Заданная мелодия — верхний голос. Нижний голос — мой. Вообще, по-моему, имитация труднее, чем "шпарить полностью свой контрапункт", т.к. нужно решать одновременно две задачи — имитировать горизонталь, плюс совмещать по звучанию вертикаль. Кстати, любая ли мелодия может быть успешно подвергнута имитации в контрапункте, или эта мелодия должна обладать какими-то совершенно определёнными качествами?

Этот пример я делал так: вначале подставил нижние ноты напротив сильных долей в каждом такте, по одной. Самый простой вариант — подставлять несовершенный консонанс (терции и сексты, возможно через октаву), т.к. к таким созвучиям нет специальных требований. В конце подставил октаву, чтобы чётко обозначить устой Ля. Затем попытался связать подставленные ноты между собой промежуточными нотами, стараясь двигаться четвертями там, где верхний голос стоит на половинных, и наоборот (чтобы был контраст по ритму). Где-то так.

Вечерком попробую отсканить и выложить содержание книги. Mishok, metr333, предлагаю вам поступить так же, если у вас книги другие. Сравним последовательность материала.

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Полифония
« Ответ #9 : Августа 26, 2011, 12:10:46 »
Кстати, любая ли мелодия может быть успешно подвергнута имитации в контрапункте, или эта мелодия должна обладать какими-то совершенно определёнными качествами?
То же самое, что у тебя на сайте в теории, но только запрещены хроматизмы, т.е. чистая диатоника.
Вечерком попробую отсканить и выложить содержание книги. Mishok, metr333, предлагаю вам поступить так же, если у вас книги другие. Сравним последовательность материала.
Отсканировать не могу, сканера нет. Буду писать тут, если где-то разойдёмся, или будет, что дополнить. Вечером попробую написать имитацию и контрапункт.

Кстати, вопрос, а насколько сейчас реально соблюдать эти правила для контрапункта? Избегание ув. кварты или ум. квинты - это запрет церкви на использование "дьявольского тритона", я так понимаю, традиция. Можно ли использовать восьмые в мелодии? Почему запрещены ритмические секвенции?
Просто хочу понять причины этих законов в музыке.


Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Полифония
« Ответ #10 : Августа 26, 2011, 12:29:38 »
Кстати, вопрос, а насколько сейчас реально соблюдать эти правила для контрапункта? Избегание ув. кварты или ум. квинты - это запрет церкви на использование "дьявольского тритона", я так понимаю, традиция. Можно ли использовать восьмые в мелодии? Почему запрещены ритмические секвенции?
Просто хочу понять причины этих законов в музыке.
Имхо, большинство ограничений строгого письма связаны с его вокальной природой. Т.е. нельзя делать то, что трудно пропеть в одиночку и вместе, особенно при недостаточном профессионализме и виртуозности певцов.

"Дьявольский тритон" — просто яркий диссонанс. В конце концов, музыку, слишком насыщенную диссонансами, тяжело слушать. Наверное, тяжело и петь ("переча" соседу по хору). Использование восьмых — видимо, технически тяжело быстро интонировать голосом, мелодия может превратиться в невнятное. Но для нас сейчас это абсолютно не важно, т.к. достаточно кратно уменьшить размер, и появятся какие угодно длительности (собственно, а какая нам разница, как это формально записано). Ритмические секвенции — видимо, это придаёт ненужную "танцевальность" и однообразность.

А соблюдать эти правила сейчас интересно тем, чтобы научиться пользоваться ограниченным инструментарием, чтобы "глаза не разбегались". Слишком большая свобода не способствует усвоению нужных приёмов, видимо. Собственно, везде пишут, что начинать изучать полифонию со свободного письма — это опасное разгильдяйство :).
« Последнее редактирование: Августа 26, 2011, 12:32:52 от MrLf »

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Полифония
« Ответ #11 : Августа 26, 2011, 12:32:49 »
Ок. Всё понял, со всем согласен.

... и добавил:

Ну чтож, выкладываю два своих варианта. Первый - имитация. Второй - контрапункт. Имитация - потворение мелодии, транспонированной на заданный интервал. Контрапункт сочинял более отталкиваясь от внутреннего голоса :7:, но с оглядкой на правила, также с элементами контраста в мелодическом и ритмическом движении. Возможно, по интервалам есть косяки.

MrLf, вопрос такой. В нижнем голосе верхняя фадиез повторяется три раза. Это не кульминация, или кульминация считается для всего произведения, а не для каждого голоса?
« Последнее редактирование: Августа 26, 2011, 20:07:16 от Mishok »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Полифония
« Ответ #12 : Августа 26, 2011, 23:30:41 »
Как обещано, скан содержания учебника.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Полифония
« Ответ #13 : Августа 27, 2011, 00:35:23 »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Полифония
« Ответ #14 : Августа 27, 2011, 09:31:57 »
Первый - имитация.
На слух мне нравится! Второй голос сразу же узнаваем, и поэтому слушается хорошо.
До имитации я теорию ещё не дочитал, поэтому пока не знаю, как оценивать.
Мне пока не понятно, как увязать имитацию с требованиями, о которых я уже прочитал :o.
Например, второй такт: кварта на второй доле далее переходит в септиму (два диссонанса подряд), сама же кварта не подготовлена. В третьем такте оба голоса движутся в одном направлении, в четвёртом такте кварта на последней доле не подготовлена и т.п.

В нижнем голосе верхняя фадиез повторяется три раза. Это не кульминация, или кульминация считается для всего произведения, а не для каждого голоса?
Вопрос не понял :crazy:, но на сегодняшнем уровне моего понимания — кульминации (как и каденции) существуют для каждого голоса. Ведь как может быть иначе, например, при имитации? Причём эти вещи сознательно разносятся по горизонтали, чтобы не совпадали.

... и добавил:

Второй - контрапункт.
Попытаюсь найти блох :):
1. В третьем такте слишком длинная гамма четвертями звучит немного надуманно, можно хотя бы последнюю Ля не играть.
2. Первая нота четвёртого такта — лучше взять Соль. Просто, чтобы не вдалбливать два раза октаву Си. К тому же, повтор баса (а в данном случае даже плюс вместе с мелодией!) со слабой доли на сильную всегда создает ощущение странной вялости.
3. В четвёртом такте есть две кварты подряд (там, где Ре и До в басу).
« Последнее редактирование: Августа 27, 2011, 09:56:25 от MrLf »