Кстати, насчет вдохновения гениев и обычных людей - и те и другие его испытывают. Но у одних в результате получаются бессмертные произведения, а у других…
И ещё. Песня, написанная легко и быстро под вдохновением - не обязательно лучше, чем просто тяжело и долго делаемая работа без вдохновения. Хотя, под вдохновением - лучше.
Вот бывает, садишься с гитарой и начинаешь наигрывать что-то неопределённое. Вдруг – бац!!! Начинаешь слышать мелодию, гармония подбирается легко, слышишь продолжение. Чувствуешь вдохновение.
Потом вдруг случился какой-то ступор. После написания куплета вдохновение ушло. И начинаются роды второй части песни или инструменталки. Вторая часть не идет - и так и эдак. Снова играешь первую часть, тащишся (вот так классная тема получилась. Пытаешься сходу придумать дальше, а не выходит. Получается какой-то сумбурный набор нот, каких-то отрывков, незавершённых фраз. Вдохновение тю-тю...
Можно попробовать соединить первую часть с какой-нить классной мелодией, написанной ранее под влиянием вдохновения, но не дописанной до конца по таким же причинам. Но это не всегда может хорошо выйти, так как вдохновение бывает разное, и когда вы сочиняли первый кусочек, вас переполняло счастье, любовь, а второй написали тогда, когда вас посетила лёгкая меланхолия. Может просто не склеяться по настроению. Но ведь может и получиться хорошая вещица, так как обе части были написаны в период подъёма творческих сил, а не явились результатом вымусоленных ходов, когда «сочиняют» пальцы путём ковыряния по грифу.
Вдохновение - подарок свыше, когда все легко и естественно приходит в достаточно завершенном виде. И нет такого, что потом это не нравится.
По поводу «как сочинять» интересны мысли С. Попова. Привожу цитату:
«Нужно сначала услышать в голове мелодию, может и менее конкретно - очертания мелодии и потом подбирать ее на инструменте, если не можешь сразу записать на ноты. В этом отношении магнитофон бесценен. Дело в том, если ты пытаешься играть не то что слышишь, то скорее всего сыграешь то, что знают твои пальцы, то есть - штамп. Но есть и промежуточный вариант - ты перебираешь какие-то гармонии, которые тебя трогают и напеваешь-бубнишь, ищешь ритмическую формулу, интонацию и записываешь непрерывно весь этот процесс. Главное - забыть о магнитофоне. Затем откладываешь это дело, а на следующий день или через неделю - слушаешь и пытаешься отобрать то, что тебе подходит.»