Автор Тема: Прелюдия 24 из I-го тома ХТК, BWV 869, октавные переносы  (Прочитано 2987 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Ноты оригинала: http://conquest.imslp.info/files/imglnks/usimg/b/b9/IMSLP02229-BWV0869.pdf

Звук (Святослав Рихтер):

J.S.Bach - The Well Tempered Clavier: Book I: Prelude and Fugue No.24 in B Minor - S. Richter

Есть желание сделать транскрипцию для двух классических гитар.

Похоже, её стоит играть в e-moll (оригинал b-moll), т.к. верхние голоса в этом случае находятся в благоприятной тесситуре (т.е. будут нормально звучать и технически удобно играть). По факту это на квинту ниже оригинала. Правая рука вроде вся укладывается без изменений. А вот бас (левая рука) периодически выходит за диапазон инструмента. Значит, придётся что-то кидать на октаву вверх. Вопрос в том, как сделать это с наименьшими "потерями" по отношению к оригиналу.

Судя по тому, что бас почти всё время идёт восьмыми, он представляет из себя некое произвольное противосложение по отношению к верхним голосам, которое имеет смысл "аккомпанемента", если здесь уместно такое слово? Значит, можно обращаться с ним достаточно вольно?

Во вложении поста первые такты прелюдии, перенесённые в e-moll.

В третьем такте последние три ноты выходят за диапазон инструмента. Можно ли эти три ноты механически перенести на октаву вверх, или есть более адекватные варианты? Если можно, то уместно ли будет в таком случае на третьей доле этого такта сыграть четвертную ноту вместо восьмушек, т.е. залиговать две Си? (Ход на октаву всё равно уничтожен, так имеет ли смысл играть две одинаковые ноты подряд?)
« Последнее редактирование: Ноября 17, 2013, 18:29:13 от MrLf »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Почему вы отказались от оригинальной тональности при переложении для двух гитар?! ???

Вы сами даёте ответы на свои вопросы "т.к. верхние голоса в этом случае находятся в благоприятной тесситуре (т.е. будут нормально звучать и технически удобно играть)"?

"Судя по тому, что бас почти всё время идёт восьмыми, он представляет из себя некое произвольное противосложение по отношению к верхним голосам, которое имеет смысл "аккомпанемента", если здесь уместно такое слово? Значит, можно обращаться с ним достаточно вольно?"
Мне кажется такое слово неуместно. Если Вы с басом будете обращаться довольно вольно, то получится другое произведение.

"В третьем такте последние три ноты выходят за диапазон инструмента. Можно ли эти три ноты механически перенести на октаву вверх, или есть более адекватные варианты?"
Почему нельзя то?! Ведь Вы сами заметили, что диапазон не позволяет!!! Какие варианты могут быть адекватными, если вы хотите сделать переложение оригинала!?

И вообщее это всё очень отважно!  :o Творческих успехов! :)
« Последнее редактирование: Ноября 17, 2013, 22:17:09 от Алиса84 »

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Перестроить 6-ю в ре, а там где пассажи выше - переносить на октаву вверх. По хардкору можно и в До перестроить, только как это звучать будет - неизвестно.

Я бы попробовал в оригинальной тональности, переносить на октаву выше всё и играть одной гитаре партию баса с перестройкой 6-й в ре (там только в конце придётся поднять на октаву пассаж), второй - верхний голос, а середину по обстоятельствам от одного к другому передавать. Но это на словах и при первом взгляде в ноты.  ???

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Оригинальная тональность даёт "невыгодную" тесситуру — высоковато, мягко говоря. Каждый инструмент имеет не только формальный, но и наиболее вкусный, естественный диапазон звучания. Если будет слишком много нот за XII ладом — музыка превратится в комариный писк, и наоборот. Я считаю, здесь e-moll оптимальна. Что касается октавных переносов — здесь их не избежать при выборе любой тональности, т.к. диапазон произведения шире, чем может сыграть гитара. Тональность e-moll даёт хороший звук в целом, и возможность не трогать октавными переносами все верхние голоса, которые всё-таки важнее баса, имхо. Кроме того, в этой тональности и "зашкаливающих" за диапазон инструмента басов не так уж и много.

Перестройка шестой в Ре неудобна самим своим фактом, а "проблему" всё равно не решает — нот, которых невозможно сыграть, станет меньше не сильно.

Суть вопроса здесь в том, какими кусками здесь нужно кидать на октаву, как эти куски правильно определять. "Более адекватные варианты" — это перенос на октаву большего количества нот (а не только тех, которые формально невозможно сыграть), т.е. поиск мотивов и более крупных мелодических построений, которые нельзя (нежелательно) разрывать.

... и добавил:

Mishok, на классической гитаре 19 ладов :), не влезут верха в оригинальной тональности, даже формально. А "переносить на октаву выше всё" — это и есть играть оригинал, гитара же транспонирующий инструмент :).
« Последнее редактирование: Ноября 17, 2013, 23:54:18 от MrLf »

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
MrLf, Насчёт пищания согласен.  И перенос на октаву надо фразами делать.
А если вторую партию в твоей аранжировке вообще всю на октаву поднять?  Или плохо получится?  ??? Вроде какие переложения баховских инвенций для двух гитар были, там расстояние между голосами уменьшали на октаву специально.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
А если вторую партию в твоей аранжировке вообще всю на октаву поднять?  Или плохо получится?
Думаю, целиком поднимать тоже нельзя — во-первых, бас полезет на верхние голоса (например, уже в 4-м такте он дойдёт по высоте до самого верхнего голоса, голоса "перепутаются" по высоте, перестанут прослушиваться из-за этого), а во-вторых, бас станет "тощим", писклявым, и это тоже загубит звучание.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Мне кажется, что в данном случае без потерь не обойтись, особенно, если Вы уже проверили все возможные тональности и от ми минора отказаться нет возможности.

Я бы тогда здесь принесла в жертву октавные скачки! При этом ноты бы не стала залиговывать, ведь при повторении ноты в басу не произойдет ничего скверного,
а при залиговке нарушится пульсация гаммообразного баса и фактура потеряет свой характер и логику! Бас в этих моментах конечно лучше играть по возможности
на пятой и шестой струнах в высоких позициях, чтобы тембрально подчеркнуть границы к верхнему голосу.  :)


Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Есть несколько необычная идея - сделать переносы не октавными, а меньше, скажем, квинтовыми (не механически!), основываясь на сохранении общего звучания, а не точности нотного текста. По-моему, это имеет смысл, поскольку голоса (партии) не слишком связаны друг с другом, а вот движение нижнего голоса здесь важно и отсутствие перехода вниз там, где он есть в оригинале даст большие потери, чем гармоничный, но не точный переход.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Rolly, это слишком радикально ;D

Оффлайн Alex__H+G

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1966
переносить фразами по 4-5 нот на октаву вверх . ничё страшного . если получается повторяющаяся нота ,можно октавками сыграть ,например. Анданте 76 бпм проблем не должно быть. а вообще можно ж записаться послушать со стороны и если что не так - отредактировать немного. как то так.

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
MrLf, это да :)
С другой, стороны проще всего сыграть в дуэте гитара + бас (акустический).

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
MrLf, это да :)
С другой, стороны проще всего сыграть в дуэте гитара + бас (акустический).
С басом там и в оригинальной тональности можно играть, только четвёртую перестроить, а если пятиструнный, то и перестраивать не надо ничего. :crazy:

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
переносить фразами по 4-5 нот на октаву вверх
Мой вопрос именно в этом — верно понять границы построений, где можно "рвать".

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Мой вопрос именно в этом — верно понять границы построений, где можно "рвать".
Мне кажется - нисходящий или восходящий пассаж, до момента смены направления движения. Начинаются они у Баха, как я заметил, на слабых долях.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Мне кажется - нисходящий или восходящий пассаж, до момента смены направления движения. Начинаются они у Баха, как я заметил, на слабых долях.
В тактах 8 и 9 уже не так :)
И кстати, если такт 8 кинуть целиком, бас нехорошо "налезает" (по высоте) на верхние голоса.