Мелодическая линияМелодический рисунок – графическое воплощение звуковысотности мелодии. При анализе мелодической линии необходимо учитывать ряд параметров. Расскажем о них ниже.
1. Направление мелодического движения. Большинство мелодий сочетают разные направления движения (восходящее, нисходящее, горизонтальное).
Восходящее движение связано с эмоциональным подъемом, нарастанием напряжения, динамизацией, активизацией образа.
В «Лакримозе» Моцарта мелодическая линия восходит на дуодециму (от «ре» 1 октавы до «ля» 2 октавы), это длительное восхождение с коротким спадом вызывает необходимость продолжения движения.Нисходящему движению мелодии соответствует динамический спад, успокоение, нейтрализация напряжения.
В заключительном разделе пьесы «Смерть Озе» из оркестровой сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» происходит перестроение мелодического движения (если основная мелодия движется вверх по принципу «движение с преодолением», то заключительная мелодия зеркально движется вниз, что приводит к образному успокоению, динамическому затуханию, истаиванию звучности).Горизонтальное движение (или движение «на месте») применяется, когда образ музыки раскрывается при повышенной роли других средств выразительности – ритма, гармонии, темпа и др.
(Рондо Фарлафа, партия Графини в «Пиковой даме», Вторая часть Симфонии № 7 Л. Бетховена).Взаимосвязь направлений движения в одной мелодии, их соотношение (уравновешиваются или нет) имеют важное выразительное значение и являются формообразующим импульсом.
2. Сочетание скачков и поступенного движения. Широкие ходы, скачки в мелодии (на интервал кварты и более) всегда звучат ярко, напряженно, они связаны с индивидуальной выразительностью мелодии,
часто определяют ее характер.
Например, восходящий скачок на малую сексту в главной партии Симфонии № 40 Моцарта (часть I) определяет характер лирического, трепетного образа этой части.Поступенное движение создает непрерывность мелодической линии, звучит интонационно нейтрально и более спокойно, чем скачки.
Тема Финала («К радости») Симфонии № 9 Л. Бетховена звучит спокойно, уравновешенно. Скачок с заполнением. Поступенное движение часто используется для нейтрализации энергии скачка. Существует закономерность сочетания скачка с заполнением (поступенным движением в диапазоне скачка, в
противоположном направлении). Наиболее уравновешенные по развитию мелодии сочетают скачки с заполнением.
Снова вернемся к главной партии Симфонии № 40 Моцарта (часть I), в которой вслед за каждым восходящим скачком следует нисходящее заполнение.Добавим, что
скачок без подготовки звучит более выразительно, чем скачок, подготовленный поступенным или скачкообразным движением (в освоенном диапазоне).
В музыке Р. Вагнера, А. Скрябина часто темы состоят сплошь из скачков («Полет валькирий»)3. Типы мелодического движения1) Рассредоточенный тип – волнообразные, уравновешенные по развитию мелодии в нешироком диапазоне, без яркой кульминации.
Л.Бетховен Финал Симфонии № 9, К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», Э. Григ «Утро».2) Поступательное – движение в одном направлении (восходящем или нисходящем).
В.А. Моцарт «Лакримоза».3) Горизонтальное движение («на месте») – мелодическое движение на одной высоте.
К. Сен-Санс «Вокализ».4) Кружение (вращательное движение) – опевание отдельных звуков, окружение их с двух сторон.
Ф. Мендельсон «Прялка», Н.А. РимскийКорсаков «Полет шмеля», В.А. Моцарт Рондо в турецком стиле, танцевальная музыка.5)Движение с преодолением мелодического сопротивления – поступательное движение, которое тормозится ходами в обратном направлении. Это динамический тип движения, характерный для
эмоционально напряженных мелодий.
П. Чайковский Симфония № 6 (Вступление к I части), тема любви из «Пиковой дамы». К этому же типу можно отнести достижения кульминации «по уступам» (Бетховен Соната №1 для фортепиано, главная партия 1 части; И. Брамс Соната № 1).6) Смешанные типы мелодического движения – представляют собой сочетание разных типов (например, поступательного, горизонтального, вращательного).
Рондо в турецком стиле В.А. Моцарта (сочетание
вращательного и поступательного движения), Тема токкаты из Токкаты и фуги ре минор И.С. Баха (сочетание типов вращательного, горизонтального, с преодолением).
https://agiki.ru/uploads/default/files/muzforma.pdf страницы 23, 24