В гармоническом Ре миноре (другие не проверял) Bb опять превращается в A#. Там по идее Bb и C#.
Но это, типа, крохоборство уже с моей стороны.
Кстати эти вещи как раз вытекают из ступеней.
Мне бы полный точный список обозначений ступеней которые хочется видеть .. тогда приделаю
Имеется ввиду следующее:
Вместо (переключаем) интервальной шкалы Т м2 б2 м3 б3 4 ТТ и тд ставятся ступени.
(кстати, лучше сначала буква, потом цифра - так привычнее) :
Базовая формула на основе мажора:
1 2 3 4 5 6 7
тогда нат. минор будет выглядеть так
1 2 b3 4 5 b6 b7
А вот в гармоническом миноре седьмая повышается, отсюда и диез при сохранении бемоля на 6-й:
1 2 b3 4 5 b6 (бекар)7 или просто 1 2 b3 4 5 b6 7
Полностью хроматическая шкала (двенадцать нот хроматической гаммы) будет выглядеть так (в более сложных случаях нужны энгармонизмы, но я напишу наиболее вероятный и типичный вариант:
C, Db, D, Eb,F, F#/Gb, G, Ab, A, Bb, B
1, b2, 2, b3, 4, #4/b5, 5, b6, 6, b7, 7
Единственная ступень, которая в равной степени может встретиться - #4/b5
Например, в локрийском надо указывать b5, а в лидийском #4
По хорошему, там, где при тонике До в ладах пишутся бемольные ноты, там надо ступени с бемолями, а там, где с диезами - ступени с диезами.
с трихордами напишу позже
===============
... и добавил:Насчет трихордов.
Гамма по три звука на струне - это, собственно гамма трихордами - на каждой струне играется трихорд.
В диатонической гамме существуют только три вида трихордов с таким интервальным строением:
1) тон-тон
|o| |o| |o|2) тон-полтона
|o| |o|o|3) полтона-тон
|o|o| |o|Первый называется большим или мажорным трихордом. Думаю, понятно почему.
Второй называется малым или минорным. Тоже понятно.
Третий - укосненным. Иногда называют фригийским. Я называю его "вводным" (он как бы строится на 7 ступени мажора). Но не суть важно, как его назвать, главное - интервальное строение и соответствующий символ.
Я обозначил их так (почему именно "я" - потому что этого нигде нет ))
"M" - мажорный,
"m" - минорный,
"m
-" - минорный с пониженной 2, т.е. укосненный.
Таким образом любую гамму по три звука на струне можно представить и запомнить последовательнустью трихордов от разных ступеней. При чем они цикличны и цикл таков (внизу нижние струны - вверху более тонкие):
2m
6m
3m-
7m-
4M
1M
5M
По одной струне последовательность такая
1M 2m 3m- 4M 5M 6m 7m-
Так же в экзотических ладах могут встретится такие трихорды:
|o| | |o|o| - M+ "увеличенный" мажорный с повышенной 2
|o|o| | |o| - M- мажорный с пониженной 2
|o|o|o| - m= минорный "дважды уменьшенный" (термины не "сертифицированные")
Проблема в том как уместить в кружочек обозначение, типа b3M+, чтобы оно читалось. В принципе, если использовать овалы и подходящий шрифт, то можно втиснуть...
Приложенная картинка иллюстрирует следующее
1. Ступени в 2-жды гарм. миноре (выбор такого лада, чтобы продемонстрировать диезы и бемоли)
2. Трихорды в диатонике
3. Диатонические трихорды в позиции. (есть проблема - свиг позиции, не помещается в 5 ладовую область)
4. Гамма с экзотическими трихордами

Можно, конечно, чтобы обозначение было короче, придумать другие буквы для трихордов. Но это хуже, так как основная буква трихорда обозначает базовый интервал - крайние звуки, а дополнительный символ - внутреннюю модификацию. Все эти обозначения дают выход на понимание взаимосвязи гаммы и гармонии.