Думаю частью ответа мог бы стать двухтомник поистине гуру импровизации в самых разных стилях. Попова С.Б. "Рок-импровизация" он есть в продаже. Если интересует могу подсказать где.
Далее мой личный скромный опыт.
Обычно строю импровизацию по следующему принципу:
-Прежде всего надо понять что Вы хотите сыграть - ИДЕЯ, настроение произведения, определить диапазон гитарной номенклатуры (датчики, струны потолще-потоньше, рычаги, техника ... и все это заранее подготовить, только мастерам типа Паганини достаточно одной струны

)
-в самой импровизации к ИДЕЕ добавим основное ГАРМОНИЮ и РИТМ поэтому прежде всего делаю гармонический анализ минусовки (1 прослушивания в большинстве случаев вполне достаточно), частенько играю сходу, а тональности стараюсь ухватить налету - квазиидеальный вариант. Идеальный вариант импровизации приходит (если вообще приходит) только с колоссальным опытом (когда можешь импровизировать практически под что угодно с налету и когда угодно желательно еще и с закрытыми глазами), при этом к фундаментальному понимаю "что к чему" добавляется "рентгеновское" видение грифа (глаза открывать при этом необязательно

;
-далее обычно вспоминаю знакомые паттерны на услышанную гармонию (пентатоники (самый популярный паттерн при импровизации - 5-ти ее обращений как правило за глаза), всевозможные гаммы, арпеджио и иже с ними), как правило это можно делать и по ходу импровизации то есть за ... отрицательное количество (милли-) секунд

- играя при этом то что уже обдумал, качество обдумывания это тоже ТОЛЬКО ОПЫТ. Вспоминаю фразировки в тональностях по квинтовому кругу, параллельные тональности, все аналоги того, что пытаюсь сыграть (а услышать это надо в голове прежде всего хотя бы примерно), некоторые фишки можно запросто перекидывать из ранее сыгранных соло в тех же тональностях или переложить с лету из друго- главное в размер уложиться, сам дошел до того что порой удается красиво уложить в размер разноразмерные по сути куски но одинаковые по количеству долей. Все это формирует с моей точки зрения оригинальность.
-связки это тоже дело техники - главное здесь помнить про ГАРМОНИЮ;
-далее следует наложение динамических оттенков - даже ранее сыгранные куски запросто можно местами "раскрасить" теми же например стаккато или искусственными флажолетами к примеру, всевозможные тремоло, с бендами в том числе.
В процессе игры нахожусь на стадии постоянно расширяющегося видения грифа с точки зрения фраз (даже если что не помню бывает всплывает из под пальцев на автомате) тоже немаловажно при мгновенном построении фраз. Ну и наконец самое общее и при этом самое сложное это стараюсь вселить душу в свое соло в зависимости от ассоциаций и идеи композиции. Стараюсь прожить соло как-будто с первой нотой его родился и с последней умру. Так что не бойтесь "умирать" гитаристы

Всем успехов!