Автор Тема: Строй гитары для новичков. (преимущества и визуализация)  (Прочитано 5867 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Мастер Михалыч Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5003
  • In distortion I trust
первый вопрос:  "как настраивать гитару?"

стандартный строй? 

 -mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m
m-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m
-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-m
-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-

(нажмите чтобы показать/спрятать)
Пока нет разумного обьяснения, (а обьяснение "так сложилось исторически" я не считаю разумным), посчитал, что одинаковый интервал удобнее .
в качестве доказательства, я посмотрел в интернете на расположение нот на 5-6 струнных бас гитарах: вот у басистов интервалы между струнами одинаковые. То есть может имеет смысл и для гитары сделать более удобно?
Короче, я посмотрел на расположение нот на гитарном грифе и сделал между всеми струнами одинаковый интервал в 5 полутонов.

получился строй
all forth

-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m
m-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m
m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-m
o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-
Видно, что брать ноты стало гораздо удобнее. появилось много ладов для баррэ
плюс в инструментальной музыке удобно делать неполное барре, то есть указательный кончик указательного пальца зажимает две или три струны.

потом я прочитал, что строй по большим терциям дает возможность удобно брать трезвучия на двух соседних ладах. (и кстати на видео видно, что Лемми из Motorhead держит почти всегда пальцы "лесенкой")
Major thirds

     -mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m
     -m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m
     m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
     -mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
     -m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-m
     m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-
Major thirds --- не удался. Инструментальная музыка сразу развалилась. Барре стало брать очень не удобно. Играть в Major thirds  -- не получилось
--------------------------------------------------
Любовь к электрогитаре подразумевает любовь к скрипичной музыке --- долгие ноты,  сустейн, компрессия....
У меня до сих пор не получалось делать на гитаре скрипичные звуки --- чего-то не хватало. 
Понимание пришло не сразу: через полгода я сделал скрипичный строй:
all fifth:

           -o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m
          -m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m
          -m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
          mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
          mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-m
          o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-
Видно что строй как-бы обратный квартовому, переучиваться совершенно не пришлось. Барре и всё прочее делать также удобно как и в квартовом строе. И естественно, на соседних струнах появилась возможность делать большие интервалы "б.секста" и "м. септима". А также с помощью минибарре одним пальцем на соседних струнах брать "квинту".
Гитара зазвучала как скрипка, при одних и тех же приемах "кварта+квинта и м.секста" превратились в "квинту+б.сексту и м.септиму" .

Но, как вы видите из визуализации --- гриф по прежнему слишком сложен для новичков. Плюс я услышал, что несмотря на появление приятных скрипичных интервалов, при той же технике игры исчезли знакомые рок-метал интервалы квартового строя....
Что же делать? Может совместить оба строя и получить квартово-квинтовый строй?
------------------------------------------
но тут возникает вопрос струн. Если для скрипичного строя я с большим трудом достал струны для мандолины (единственный комплект в городе), то что делать если во всех магазинах продаются только стандартные наборы?

Давайте попробуем 3 и 4 струны оставить как есть, вторую дотянуть до квинты, первую ослабить в унисон до второй, пятую ослабить до квинты, а шестую дотянуть в унисон до пятой. (шестую натягивать выгодно, тк она перестает дребезжать о лады некачественных гитар)
GGDGDGDD:

  m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
  m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
  m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
  m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
  m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
  m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
Вот это супер!  Самый простой строй для новичка. Барре укладывается идеально! Можно делать классную музыку одним пальцем!
Все струны звучат в унисон.
Плюс на 3 и 4 струнах удобно играть рок и металл(кварта), а на 2 и 3 струнах удобно играть скрипичную музыку(квинта).
Плюс все интервалы оказались "под пальцами", то есть не двигая руку по грифу можно взять ЛЮБУЮ НОТУ.

обратите внимание на позицию ddadaa+eebebb+ffcecc+ggdgdd+aaeaee. Для электрогитары на картинке эта позиция находится с 7 по 14 лад, а для акустики удобно играть с 5 по 12 лад. Музыка стала волшебной. Ноты на грифе не надо запоминать, переставляй себе пальцы --- и будет всё от хэвиметала до латины.
Плюс сдвоенные струны позволяют вспомнить балалаечный строй. Василий Андреев --- гений! Секунды на сдвоенных струнах DD --- стали браться просто даром.
--------------------------------------------
Но развитие гитариста не стоит на месте, после интервалов на двух струнах и созвучий из двух нот, на третий год занятий захотелось уже делать музыку из трех нот. А с этим у строя GGDGDGDD: --- большие проблемы. Третья нота гармонично не втискивается в нашу аппликатуру.
Что же новичкам предлагает википедия? Ближайший похожий строй Open G.
Плюс Роберт Фрипп очень хвалит интервал  BD. Попробуем настроить гитару:
GGDGDGBD:

  m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
     m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
  m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
  m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
  m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
  m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
Ой, опять аппликатура рассыпалась...
что же делать?  И как теперь  легко брать секунды при балалаечной игре?
Выход есть: сдвинем вторую струну на полутон. Исправим схему.

GGDGDGCD:

  m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
    m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
  m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
  m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
  m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
  m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
Супер! Получились на 234 струнах --кварты, а между 1 и 2 -- целый тон. Барре брать легко. Секунды брать легко. Зачет!
Но есть и потери: пропали скрипичные звуки между 3 и 2 струной. Они сохранились между 3 и 1 струной, но поймите, правильно, прыгать через струну --- задача для профи. Новичкам это неудобно. Что же делать?
 Поменять бы С и D местами. Но со стандартным набором струн это невозможно. Как вы сделаете на первой струне С?

Вспомним настройку укулеле. В укулеле не думают о том, чтобы струны шли строго от тонкой к толстой. Поэтому мы переставим местами первую и вторую струны:

Супер! Скрипичные звуки между  3 и 2 =зачет! Легкие балалаечные секунды между 1 и 2 = зачет!
1,2 и 3 струны позволяют делать такие штуки, чтобы все три струны звучали одновременно = зачет!

Надо бы ещё что-то сделать с 5 струной, но пока я на басу не солирую, поэтому верх GGD удобен и хорош как для басовой партии в легкой акустической музыке так и для хэвиметалла с барре.


... и добавил:

рисунки я брал из http://alexesdev.github.io/#/scale/minor/a?_k=h63h55

это участник нашего форума Auth Account Автор темы, которому огромная благодарность.
« Последнее редактирование: Июля 08, 2018, 04:20:06 от Мастер Михалыч »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
и сразу возникают вопросы:
Почему между 2 и 3 струной на гитаре интервал в 4 полутона, а между остальными струнами в 5 полутонов?

Пока нет разумного обьяснения, (а обьяснение "так сложилось исторически" я не считаю разумным), посчитал, что одинаковый интервал удобнее.
Стандартный строй является компромиссом между удобством аппликатур аккордов в разных тональностях, и удобством организации мелодического движения. Строёв разных, понятное дело, вагон. Но все нестандартные строи менее универсальны, чем стандартный.

... и добавил:

Строй, в котором между струнами относительно узкие интервалы (всё время терции, например), будет вынуждать при гаммообразном движении слишком часто менять струны (переходить с одной струны на другую). Строй, в котором между струнами относительно широкие интервалы, не даст многообразия удобных аппликатур аккордов. Поэтому исторически пришли к чему-то "среднему".
« Последнее редактирование: Июля 08, 2018, 08:51:25 от MrLf »

Оффлайн Tony Boom

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 267
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Я считаю, что супер строй для новичков это open-g (собственно русская 7-ми струнка).
Описаний  - море. Высоцкий, Розенбаум. Аккомпанемент великолепен.
Там еще "бой" на коробке отработать и в  путь.

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
Я считаю, что супер строй для новичков это open-g (собственно русская 7-ми струнка).
Описаний  - море. Высоцкий, Розенбаум. Аккомпанемент великолепен.
Там еще "бой" на коробке отработать и в  путь.

да ты шутишь, какой новичок сможет сходу зажимать две струны одним пальцем, к примеру? а это там довольно часто используется. да почти все аккорды гораздо сложнее и неудобнее, чем стандарт. но звук приятный)

Оффлайн Tony Boom

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 267
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Ну тогда open E со слайдом. Вообще ничего зажимать не надо!!! Один палец и обрезок трубы.

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
эта ж сафсем другое дело! :good: ))

Оффлайн Bro Deadly

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6133
    • vaya aqui
Стандартный строй является компромиссом между удобством аппликатур аккордов в разных тональностях, и удобством организации мелодического движения. Строёв разных, понятное дело, вагон. Но все нестандартные строи менее универсальны, чем стандартный.

... и добавил:

Строй, в котором между струнами относительно узкие интервалы (всё время терции, например), будет вынуждать при гаммообразном движении слишком часто менять струны (переходить с одной струны на другую). Строй, в котором между струнами относительно широкие интервалы, не даст многообразия удобных аппликатур аккордов. Поэтому исторически пришли к чему-то "среднему".

Открытые строи разве не удобнее?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Открытые строи разве не удобнее?
Для аккордов? Удобнее, но только в определённых тональностях — у них нет универсальности. Открытые строи удобны для игры со слайдом и для выдержанных (повторяющихся) басов. На этом удобства и заканчиваются.

Оффлайн Мастер Михалыч Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5003
  • In distortion I trust
Для аккордов? Удобнее, но только в определённых тональностях — у них нет универсальности. Открытые строи удобны для игры со слайдом и для выдержанных (повторяющихся) басов. На этом удобства и заканчиваются.
Если играть трезвучиями, то открытый строй позволяет взять все 12 маж и 12 минорных аккордов на 12 ладах. Тут для аккордовой игры неудобств нет.

Открытый строй очень неудобен для соло. К середине сентября я хочу написать пост о неудобствах для соло (с картинками и видео.)

Оффлайн dura4ok

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 884
ждем с нетерпением

Оффлайн Bro Deadly

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6133
    • vaya aqui
К середине сентября я хочу написать пост о неудобствах для соло (с картинками и видео.)
Сентябрь прошёл....

Оффлайн Greenback

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 862
  • Зарегистрированный
Сентябрь прошёл....
Закройте тему.

Оффлайн Мастер Михалыч Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5003
  • In distortion I trust
Закройте тему.

Не нужно закрывать. В этой теме основы теории и практиктического удобства.

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10201
  • Atypique
Новичкам надо не дурковать и оригинальничать, а учиться играть с нормальным, обыкновенным, человеческим, стандартным строем 8)

Оффлайн Greenback

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 862
  • Зарегистрированный
Не нужно закрывать. В этой теме основы теории и практиктического удобства.
Я так шучу, извините.

предлагаю вот такой строй для новичка, считаю его единственно верным, и у меня на это пять причин
EADGBE