первый вопрос: "как настраивать гитару?"
стандартный строй? -mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m
m-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m
-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-m
-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-
и сразу возникают вопросы:
Почему между 2 и 3 струной на гитаре интервал в 4 полутона, а между остальными струнами в 5 полутонов?
Обьяснение из википедии, что так якобы удобнее брать интервалы, какое-то неубедительное. то есть с 6 струны по 4 было-было удобно брать интервалы, а тут вдруг стало неудобно, а потом снова между струнами 1 и 2 стало удобно.
ещё одно обьяснение, что якобы 1 и 6 струны должны совпадать, тоже какое-то странное. В каких это произведениях звучат одновременно 1 и 6 струна? Даже если так, надо, то поставь палец на 6 струне на следующий лад "+1" к ладу на первой струне, и струны будут совпадать.
Пока нет разумного обьяснения, (а обьяснение "так сложилось исторически" я не считаю разумным), посчитал, что одинаковый интервал удобнее .
в качестве доказательства, я посмотрел в интернете на расположение нот на 5-6 струнных бас гитарах: вот у басистов интервалы между струнами одинаковые. То есть может имеет смысл и для гитары сделать более удобно?
Короче, я посмотрел на расположение нот на гитарном грифе и сделал между всеми струнами одинаковый интервал в 5 полутонов.
получился строй
all forth-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m
m-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m
m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-m
o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-
Видно, что брать ноты стало гораздо удобнее. появилось много ладов для баррэ
плюс в инструментальной музыке удобно делать неполное барре, то есть указательный кончик указательного пальца зажимает две или три струны.
потом я прочитал, что строй по большим терциям дает возможность удобно брать трезвучия на двух соседних ладах. (и кстати на видео видно, что Лемми из Motorhead держит почти всегда пальцы "лесенкой")
Major thirds -mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m
-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m
m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-m
m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-
Major thirds --- не удался. Инструментальная музыка сразу развалилась. Барре стало брать очень не удобно. Играть в Major thirds -- не получилось
--------------------------------------------------
Любовь к электрогитаре подразумевает любовь к скрипичной музыке --- долгие ноты, сустейн, компрессия....
У меня до сих пор не получалось делать на гитаре скрипичные звуки --- чего-то не хватало.
Понимание пришло не сразу: через полгода я сделал скрипичный строй:
all fifth: -o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m
-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m
-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-m
o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-
Видно что строй как-бы обратный квартовому, переучиваться совершенно не пришлось. Барре и всё прочее делать также удобно как и в квартовом строе. И естественно, на соседних струнах появилась возможность делать большие интервалы "б.секста" и "м. септима". А также с помощью минибарре одним пальцем на соседних струнах брать "квинту".
Гитара зазвучала как скрипка, при одних и тех же приемах "кварта+квинта и м.секста" превратились в "квинту+б.сексту и м.септиму" .
Но, как вы видите из визуализации --- гриф по прежнему слишком сложен для новичков. Плюс я услышал, что несмотря на появление приятных скрипичных интервалов, при той же технике игры исчезли знакомые рок-метал интервалы квартового строя....
Что же делать? Может совместить оба строя и получить квартово-квинтовый строй?
------------------------------------------
но тут возникает вопрос струн. Если для скрипичного строя я с большим трудом достал струны для мандолины (единственный комплект в городе), то что делать если во всех магазинах продаются только стандартные наборы?
Давайте попробуем 3 и 4 струны оставить как есть, вторую дотянуть до квинты, первую ослабить в унисон до второй, пятую ослабить до квинты, а шестую дотянуть в унисон до пятой. (шестую натягивать выгодно, тк она перестает дребезжать о лады некачественных гитар)
GGDGDGDD: m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
Вот это супер! Самый простой строй для новичка. Барре укладывается идеально! Можно делать классную музыку одним пальцем!
Все струны звучат в унисон.
Плюс на 3 и 4 струнах удобно играть рок и металл(кварта), а на 2 и 3 струнах удобно играть скрипичную музыку(квинта).
Плюс все интервалы оказались "под пальцами", то есть не двигая руку по грифу можно взять ЛЮБУЮ НОТУ.
обратите внимание на позицию ddadaa+eebebb+ffcecc+ggdgdd+aaeaee. Для электрогитары на картинке эта позиция находится с 7 по 14 лад, а для акустики удобно играть с 5 по 12 лад. Музыка стала волшебной. Ноты на грифе не надо запоминать, переставляй себе пальцы --- и будет всё от хэвиметала до латины.
Плюс сдвоенные струны позволяют вспомнить балалаечный строй. Василий Андреев --- гений! Секунды на сдвоенных струнах DD --- стали браться просто даром.
--------------------------------------------
Но развитие гитариста не стоит на месте, после интервалов на двух струнах и созвучий из двух нот, на третий год занятий захотелось уже делать музыку из трех нот. А с этим у строя
GGDGDGDD: --- большие проблемы. Третья нота гармонично не втискивается в нашу аппликатуру.
Что же новичкам предлагает википедия? Ближайший похожий строй
Open G.
Плюс Роберт Фрипп очень хвалит интервал BD. Попробуем настроить гитару:
GGDGDGBD: m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
Ой, опять аппликатура рассыпалась...
что же делать? И как теперь легко брать секунды при балалаечной игре?
Выход есть: сдвинем вторую струну на полутон. Исправим схему.
GGDGDGCD: m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-m
m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
m-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o-mm-m-mm-m-o
Супер! Получились на 234 струнах --кварты, а между 1 и 2 -- целый тон. Барре брать легко. Секунды брать легко. Зачет!
Но есть и потери: пропали скрипичные звуки между 3 и 2 струной. Они сохранились между 3 и 1 струной, но поймите, правильно, прыгать через струну --- задача для профи. Новичкам это неудобно. Что же делать?
Поменять бы С и D местами. Но со стандартным набором струн это невозможно. Как вы сделаете на первой струне С?
Вспомним настройку укулеле. В укулеле не думают о том, чтобы струны шли строго от тонкой к толстой. Поэтому мы переставим местами первую и вторую струны:
Супер! Скрипичные звуки между 3 и 2 =зачет! Легкие балалаечные секунды между 1 и 2 = зачет!
1,2 и 3 струны позволяют делать такие штуки, чтобы все три струны звучали одновременно = зачет!
Надо бы ещё что-то сделать с 5 струной, но пока я на басу не солирую, поэтому верх GGD удобен и хорош как для басовой партии в легкой акустической музыке так и для хэвиметалла с барре.
... и добавил:рисунки я брал из
http://alexesdev.github.io/#/scale/minor/a?_k=h63h55это участник нашего форума
Auth Account Автор темы, которому огромная благодарность.