Очевидно, второе, поскольку пункт первый вообще не понятно о чем.
Кто-то научился "слышать гриф" не играя на гитаре?
На самом деле импровизация - прежде всего обширная фразовая, ладовая и так далее эрудиция, умение ориентироваться в стилистике произведения и выбирать нужный "язык" для импровизации и многое другое. Понятно, что за этим в самую первую очередь стоит безупречное знание грифа, технически доведенное до автоматизма. Прямая аналогия с речью, чтоб красиво и убедительно говорить, надо чтоб каждое слово или оборот, фразелогизм, метафора, поговорка и т.д. были под рукой. Должна присутсвовать хорошая дикция и нужная интонация. Тогда не будет заиканья и мычанья. Ну и конечно, самое главное, чтоб было о чем поведать миру, так чтобы тот не уснул со скуки от вашей импровизации
Согласен.
Это не абстрактная риторика. Тот же uragit (тема рядом) ни слова не говорит о том, что надо снимать и учить фразы, а потом их вставлять (во всяком случае, первые два урока). У него чисто по первому пункту идёт разговор. И импровизирует он довольно уверенно.
...
Очень часто (у начинающих импровизаторов) имеет место следующее: вроде бы правильно используются лады, арпеджио и т.п., все ноты как бы верные - НО все в целом звучит не интересно, не музыкально, не фирменно. Одна из причин этого , имхо, отсутствие правильных мотивов.
Т.е. если продолжать аналогии с речью - это как если бы вы использовали правильные слова, но складывали бы их в нелепые предложения..
Особенно это слышно в джазе. Вы можете знать очень много ладов, вы можете хорошо понимать теорию - гармония, замены и пр.. , но без характерных мелодических мотивов -
по-джазовому вы звучать не будете. То же самое и с блюзом..
MrLf, ...
И голосование некорректное - сосуществуют оба подхода. Они даже могут сосуществовать в одной импровизации или изменяться в одной композиции в разных исполнительских условиях - от репетиции до записи в студии.
...
[/size]
Также полностью согласен. Это 2 пути, по которым надо двигаться параллельно. ИМХО. Здесь нет легкого способа. Периодически появляются люди, которые предлагают всякие, якобы чудесные и простые способы овладения импровизацией, но увы, суровая действительность показывает всю тщетность подобных попыток.
- развитие слуха
- развитие вкуса
- знание теории (гармония, лады, форма...)
- словарный запас фирменных фраз-мотивов
- съем чужого материала
- сочинение (не спонтанная импровизация) собственных импровизаций
- техника, знание грифа
и т.д..
Имхо, отсутствие любого из этих пунктов ведет к ущербному импровизированию.