Голосование

Что такое импровизация?

Это искусство интонирования. Вы слышите гриф, и разговариваете с его помощью.
78 (61.9%)
Это искусство быстро собрать музыку из приготовленных заранее кирпичиков (фраз, мотивов и ходов). Чем мельче Ваш кирпич, тем Вы более искусный импровизатор.
48 (38.1%)

Проголосовало пользователей: 126

Автор Тема: Суть импровизации  (Прочитано 9848 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Nothing Personal

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 1528
Re: Суть импровизации
« Ответ #15 : Июня 07, 2011, 18:08:23 »
А что вы понимаете под "фирменностью" фраз-мотивов? ...

  Ощущение "фирменности" возникает как следствие вдумчивого прослушивания большого количества лучших образцов жанра. При чем не только прослушивания, но и проигрывания.
 Без этого большая вероятность того, что ваша игра будет звучать как "самопал" ;D

 

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Суть импровизации
« Ответ #16 : Июня 07, 2011, 18:14:40 »
уныло быть не в теме, а лезть в споры со старшими 8)
MrLf, будь в теме
Harry The Hipster Gibson - 4-F Ferdinand

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Суть импровизации
« Ответ #17 : Июня 07, 2011, 19:32:50 »
Фирменность, это когда блюз звучит как блюз, с присущим свингом и грувом, а не как полонез Огинского, при том что все ноты теоретически верные. Да возьмите просто пару тактов того же БиБи или Клэптона, и попробуйте сыграть с нужной интонацией и подачей.
Это не имеет отношения к импровизации. Полонез Огинского тоже надо играть с правильной подачей и фразировкой, и этому учат много лет. И полонез должен звучать как полонез, а не как блюз. Импровизация здесь вообще никаким боком.

2All
Если мой вопрос про "фирменность" так задел за живое, просто проигнорируйте его. Я ни на чём не настаиваю :).
« Последнее редактирование: Июня 07, 2011, 19:35:45 от MrLf »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Суть импровизации
« Ответ #18 : Июня 07, 2011, 19:56:39 »
MrLf, по-моему, вопрос "фирменности" как раз игнорировать нельзя. Это краеугольный камень легенды о "правильной" импровизации.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Суть импровизации
« Ответ #19 : Июня 07, 2011, 20:05:46 »
MrLf, по-моему, вопрос "фирменности" как раз игнорировать нельзя. Это краеугольный камень легенды о "правильной" импровизации.
Ну, раз игнорировать нельзя, будьте поснисходительней ;).
А что за легенда о правильной импровизации?

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Суть импровизации
« Ответ #20 : Июня 07, 2011, 20:24:14 »
MrLf, легенды пишут люди. Для других людей.
Когда начинают заливать про "фирменность", можно прекращать слушать. Это полная фигня. Никакой "фирменности" нет, есть признание. А признание для музыканта приходит только от слушателей. Если импровизация нравится слушателям, слушатели её признают хорошей, тогда это "фирма". Если не нравится, то это незрелость, выпендрёж и т.д. Искать фирменность где-то ещё - безполезная трата времени.  :)

Оффлайн Dunkar

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Усугубитель
Re: Суть импровизации
« Ответ #21 : Июня 07, 2011, 20:54:34 »
Эх, импровизация... Как я хочу научиться классно импровизировать! Сколько работы, сколько игры еще впереди!

С практической точки зрения смысла в этом голосовании нет. Даже если я выберу первое - и чо? Толку от такой позиции никакой. Все равно надо заниматься, изучать теорию, доводить ее до пальцев, снимать-снимать-снимать, оттачивать технику. Постепенно понимать, что тебе нравится, а что нет. Подходить к своему звуку, своему стилю.

А насчет "фирменности" (будь то стиль музыканта или музыки) - то это всего лишь побочное следствие, она не должна быть целью. Цель - музыка. Я, например, слушаю всякую музыку. Так получилось, что многое из того, что мне нравится - джаз. Это не значит, что я должен заставлять себя слушать и играть то, что мне не нравится только потому, что это джаз. Возможно, это музыка "на вырост", возможно - просто не мое,  а возможно - просто фуфло.

Ведь полно музыкантов, которые знают кучу фраз, умело по-джазовому их играют и комбинируют, обладают джазовым саундом, а вот какой-нибудь мысли, которая может зацепить - нет, простое "джазовое" поливалово. Вот такое вот не по мне.
« Последнее редактирование: Июня 07, 2011, 20:57:16 от Dunkar »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Суть импровизации
« Ответ #22 : Июня 07, 2011, 23:30:36 »
Когда начинают заливать про "фирменность", можно прекращать слушать. Это полная фигня. Никакой "фирменности" нет, есть признание.
Ага, теперь ясно :). Ну, тут выше под "фирменностью" понимали чувство стиля, вроде. Ничего зазорного в чувстве стиля нет. Оно бывает нужно везде. Можно ведь и Баха сыграть фламенковым звуком (щёлкая апояндо у подставки, орлиными ногтями), и это будет звучать странно, если не сказать — стрёмно. И это не имеет отношения к сути импровизации, т.к. чувство стиля нужно и при игре "нота в ноту".

Развитие слуха, вкуса, знание теории и т.д. тоже не являются сутью импровизации, т.к. нужны везде. А вот словарный запас фраз и слышанье грифа — по-моему, моменты наиболее характерные, потому и вынесены в голосовалку. Наиболее чёткий ответ дал eye: "полностью спонтанное создание импровизации - идеал импровизатора", и результат голосования говорит в пользу первого пункта. Так что, думаю, я не сильно ошибся с формулировками, и голосовалка вполне потянет.

Даже если я выберу первое - и чо? Толку от такой позиции никакой.
Толк уже обозначил eye — это идеал, к которому надо стремиться.

Таким образом, первый пункт признан сутью довольно дружно, а второй пункт довольно дружно признан "страховкой" импровизатора ("нужны гарантии", как сказал eye).

Те, кто захотел оспорить (включая того же eye), видимо, хотели сказать, что понятие импровизации не исчерпывается первым пунктом. Я с этим согласен, разумеется.

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
Re: Суть импровизации
« Ответ #23 : Июня 08, 2011, 11:25:13 »
Вставлю свои 5 копеек.

... никогда не встречал в литературе внимания к такому аспекту импровизации, который я бы условно назвал "физиологической" импровизацией. Любой импровизатор меня поймет если вспомнит, что некоторые фразы вылетают из пальцев сами, как бы минуя мозг, минуя предслышание и осознание. Эти фразы зачастую бывают очень удачными, носят яркий импровизационный характер и самое главное - ТАКОЕ НЕВОЗМОЖНО СОЧИНИТЬ. Особенно это харктерно для блюза. Фразы родившиеся подобным образом имеют особый экстатический шарм, они не повторимы. Достаточно хорошо это явление иллюстрирует аналогия со спонтанным танцем, когда от избыточной радости, впечатления и энергии, в кайф колбасишься, не задумываясь о движениях, как будто тело само знает как двигаться. Тут уместнее сказать не "ты делаешь что-то (импровизируешь)" а "что-то происходит с тобой".

Мне кажется этот аспект заслуживает отдельного внимания со стороны импровизатора, интересным был бы анализ явления с психико-физиологической стороны.
« Последнее редактирование: Июня 08, 2011, 11:28:36 от Евстафий »

Оффлайн OiD

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 983
Re: Суть импровизации
« Ответ #24 : Июня 08, 2011, 23:43:03 »
Если отбросить ореол мистики и чьей-то сверх гениальности то импровизация для среднестатистического музыканта это его способность использовать накопленный техническо-теоретический багаж в определенных временных ритмических гармонических условиях, а вообще так называемая импровизация имеет один большой недостаток - это некий фактор случайности создаваемого музыкального материала (гениев это не касается), поэтому давно сказано, лучшая импровизация -это заранее продуманная, а лучше еще и выученная.Если не расширять полемику примерно так.

Оффлайн amirkhanov

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 25731
  • IBANEZ - go now ©
    • myspace
Re: Суть импровизации
« Ответ #25 : Июня 09, 2011, 03:42:31 »
Я тоже не говорю что надо снимать и вставлять фразы, или что не надо этого делать, я говорю что необходима эрудиция -) А уж как вы ею обзаведетесь - дело ваше.  :)
Хех, эрудиция конечно же очень важна, но этого мало...
Нужен еще, как минимум, талант!
Особенно касательно импровизации!
Ведь от рождения талантливые люди в подавляющем большинстве не задумываются, как это - импровизировать! Они воспроизводят на инструменте музыку звучащую в голове - и все получается у них естественно! Но объяснить весь этот процесс другим для многих невозможно!
Они просто никогда не задумывались о причинах и следствиях своих способностей!
И моя задача (как преподавателя) зачастую бывает не руки ставить и  задавать кучу типичных фраз, последовательностей и т.п., а наладить у обучаемого мост между музыкой звучащей в голове и пальцами, воспроизводящими на инструменте ее же! Чтобы это происходило молниеносно - онлайн!  
Это как ноты читать: видишь ноту на бумаге > посыл информации в мозг > оттуда прямо на руки! и скорость читки зависит от количества часов проведенных за занятиями!
Здесь все так же, но первоисточником сигнала является нота, звучащая в голове , а сам принцип занятий очень схож!
Другое дело - какая музыка звучит у человека в голове! Но это уже приоритеты и вкусы ( и в конце концов способности) самого ученика!

Мораль: сколько заученных фраз в пальцы не вбивай,если не заставишь свою голову петь и сочинять онлайн - не будет толку!

Все старые гитаристы-джазмены, которые успели записать видеошколы в 80-х все как один говорили:
Пойте то, что играете и играйте то, что поете! Это основной секрет успешного импровизатора!
А уж что вы там петь будете - это и есть ваша эрудиция, интеллект, и накопленный багаж прослушанной музыки...
И поменьше смотрите этих современных жрочеров, которые в своих видеошколах "гоняют пассажи", а о главных принципах не рассказывают! ???


... и добавил:

Очень часто (у начинающих импровизаторов) имеет место следующее: вроде бы правильно используются лады, арпеджио и т.п., все ноты как бы верные - НО все в целом звучит не интересно, не музыкально, не фирменно. Одна из причин этого , имхо, отсутствие правильных мотивов.
Т.е. если продолжать аналогии с речью - это как если бы вы использовали правильные слова, но складывали бы их в нелепые предложения..
 Особенно это слышно в джазе. Вы можете знать очень много ладов, вы можете хорошо понимать теорию - гармония, замены и пр.. , но без характерных мелодических мотивов -  по-джазовому  вы звучать не будете. То же самое и с блюзом..
Я бы не проводил параллель с речью - говорить могу все, кто-то хуже, кто-то лучше - от интеллекта и психики это зависит!
Импровизация (а не ее имитация) - это дано далеко не каждому музыканту, даже если потратить очень много на это времени!
А ваши рассуждения о "ПРАВИЛЬНОСТИ" музыки - это самая распространенная ФОБИЯ музыкантов в постсовке... :(
Вот потому у нас и нет выдающихся гитаристов с мировым именем...
Все только и пытаются "звучать фирменно" :pozor:
А звездами становятся, когда несут что-то свое. непохожее ни на что! ;)

... и добавил:

поэтому давно сказано, лучшая импровизация -это заранее продуманная, а лучше еще и выученная.Если не расширять полемику примерно так.
Уныло...
То что вы описали - это уже не импровизация - это "выход из ситуации" для бездарностей...
« Последнее редактирование: Июня 09, 2011, 04:35:18 от amirkhanov »

Оффлайн anDDRew

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1494
  • котавр
Re: Суть импровизации
« Ответ #26 : Июня 09, 2011, 04:35:47 »
"Давайте посмотрим, чем импровизатор в принципе отличается от композитора. Ясно, что и тот и другой создают музыку. Только у композитора этот процесс растянут во времени. "(с)

Алексей Козлов
Феномен импровизации.


"Сейчас мне хотелось бы коснуться тех представлений и образов, которые возникают в сознании импрвизирующего джазового музыканта. Прежде всего, я подразделил бы сам процесс мгновенного создания музыкальных построений по крайней мере на два типа, 1. Рациональный и 2. Интуитивный (эмоциональный). Названия весьма традиционны, да и условны, но иначе невозможно было бы продолжить рассуждения.
В первом случае импровизатор как бы видит исполняемую фразу, представляет в уме каждую ноту или пассаж, каждый проходящий аккорд.
Во втором – он все делает подсознательно, руководствуясь лишь чувствами и не думая о построениях. Сознание, его рациональная часть, в этом случае отключается и музыкант как-бы слушает себя со стороны, не думая о нотах и аккордах, держа в уме лишь общее представление о продолжительности своего соло.
В каждом импрвизаторе могут уживаться оба этих вида, проявляясь даже в рамках одного соло. Но, тем не менее, один из них как правило преобладает в душе каждого импровизатора, так что можно подразделить и самих джазменов на соответствующие типы – рациональный и эмоциональный."(с)
« Последнее редактирование: Июня 09, 2011, 05:06:43 от anDDRew »

Оффлайн amirkhanov

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 25731
  • IBANEZ - go now ©
    • myspace
Re: Суть импровизации
« Ответ #27 : Июня 09, 2011, 04:45:50 »
"Давайте посмотрим, чем импровизатор в принципе отличается от композитора. Ясно, что и тот и другой создают музыку. Только у композитора этот процесс растянут во времени. "(с)

Алексей Козлов
Феномен импровизации.

О , вот видите, Козлов тоже меня поддерживает))) 8)
« Последнее редактирование: Июня 09, 2011, 04:50:41 от amirkhanov »

Оффлайн anDDRew

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1494
  • котавр
Re: Суть импровизации
« Ответ #28 : Июня 09, 2011, 05:35:52 »
Собственно, искал эту статью, а нашёл то, что выложил выше. Думаю, не страшно...

... и добавил:

Ещё пара цитат, уж не серчайте:

"Вообще-то, существует простой способ проверить, есть у тебя дар импровизатора, или нет. Надо просто попробовать петь импровизации в любом темпе и стиле. Просто сочинять мелодии, используя свои голосовые связки. То есть – сольфеджировать те ноты, которые приходят в голову прямо во время пения. Если это получается и доставляет удовольствие, тогда можно переходить к освоению любого инструмента, который нравится больше других."

"Когда вам покажется, что вы уже овладели инструментом в достаточной степени, есть простой способ, чтобы проверить себя. Попробуйте сыграть без ошибки хорошо известную вам мелодию (например «Подмосковные вечера»), начиная с любой ноты, не думая о тональности и интервалах. Если получается, значит вы научились «петь» на своем инструменте. Значит, он стал частью вашего тела, чем-то в роде голосовых связок. На этом период «борьбы» с ним закончится, вы его победили, подчинили себе."

... и добавил:

"Я сравниваю импровизацию с человеческой речью. Импровизатора - с оратором. Ведь выйти на трибуну перед толпой и захватить ее внимание под силу не каждому. Нужно так построить свою речь, чтобы ни на секунду не дать возможности опомниться тем, кто тебя слушает. Необходимо самому верить в то, о чем говоришь, и пытаться убедить в этом слушателей. А для этого необходима, прежде всего, логика в рассуждениях. Иначе начнут свистеть. Опытные ораторы, чтобы быть более убедительными, употребляют время от времени цитаты, взятые из высказываний авторитетных личностей. Но, на одних цитатах далеко не уедешь."
« Последнее редактирование: Июня 09, 2011, 05:42:49 от anDDRew »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Суть импровизации
« Ответ #29 : Июня 09, 2011, 10:41:43 »
"Вообще-то, существует простой способ проверить, есть у тебя дар импровизатора, или нет. Надо просто попробовать петь импровизации в любом темпе и стиле. Просто сочинять мелодии, используя свои голосовые связки. То есть – сольфеджировать те ноты, которые приходят в голову прямо во время пения. Если это получается и доставляет удовольствие, тогда можно переходить к освоению любого инструмента, который нравится больше других."
Звучит красиво, но только это отнюдь не "простой" способ проверить, имхо...
Дело в том, что управлять своим голосом тоже надо уметь. Это навык, который развивается (школы вокала как бы никто не отменял). Думаю, многие фальшивые "певцы" фальшивят не потому, что им медвед на ухо наступил, а потому что не умеют вовремя взять нужную ноту, голос "не слушается".
А в целом статья отменная, и тема сисек импровизации раскрыта полностью :).