Голосование

Что такое импровизация?

Это искусство интонирования. Вы слышите гриф, и разговариваете с его помощью.
78 (61.9%)
Это искусство быстро собрать музыку из приготовленных заранее кирпичиков (фраз, мотивов и ходов). Чем мельче Ваш кирпич, тем Вы более искусный импровизатор.
48 (38.1%)

Проголосовало пользователей: 126

Автор Тема: Суть импровизации  (Прочитано 9851 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Суть импровизации
« Ответ #90 : Июня 09, 2011, 19:18:54 »
Я не понимаю, о чём вы спорите. О сути импровизации?
Вы не поверите — да (эта тема называется "Суть импровизации").
Только я не особо и спорю-то, а просто высказываюсь. И я никого не заставляю мне возражать.
Так вот, один из основополагающих моментов этой самой сути импровизации, видимо — простота музыкальной формы. Чуть сложнее форма — и импровизации конец. Импровизируют в основном только под многократное долбание гармонического квадрата. Нерерывное гармоническое развитие, более-менее крупный/сложный музыкальный замысел — и всё, до свиданья, импровизация.

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Суть импровизации
« Ответ #91 : Июня 09, 2011, 19:39:46 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2012, 17:39:57 от sterile_space »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Суть импровизации
« Ответ #92 : Июня 09, 2011, 19:56:44 »
MrLf, так ведь это всё очевидно с самого начала.
Не для всех. Кое-кто здесь объявил импровизацию "вершиной развития музыканта". Было также мнение, что причины отказа академистов от импровизации не ясны, и ответа на этот вопрос нет.
Импровизация и крупные, сложные формы - вещи практически несовместимые.
Имхо, не только крупные и сложные. Например, есть учебная прелюдия Антона Диабелли для классической гитары, которая звучит чуть более минуты. Вот её гармония, полностью: G, D7, G7, C, bE7, G, D7, G, G7, E7, Am, E, Am, C7, F, Dm, A, D7, #Ddim7, Em, C, G, D7, G. Всего 24 такта, это произведение для первого года обучения. Как думаете, под него можно импровизировать? Имхо, нет. Но оно не сложное и не крупное. Оно просто неквадратное, и содержит модуляции.
Поэтому в академической традиции импровизационный аспект не играет решающей роли. Однако говорить о том, что его вовсе нет, было бы неверно. Например, выдающиеся русские гитаристы-семиструнники славились как раз своим умением строить достаточно интересные импровизации. Они это называли "пробами".
Это никаким боком не относится к "академической традиции", имхо. Пробы М.Высотского — это музицирование в народном стиле. Мне кажется, импровизация в академической традиции благополучно приказала долго жить вместе с усложнением музыкальной формы, много лет назад (может, я не прав, но тогда было бы интересно услышать примеры). Хотя, алеаторика, как Вы уже сказали...
« Последнее редактирование: Июня 09, 2011, 19:59:46 от MrLf »

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Суть импровизации
« Ответ #93 : Июня 09, 2011, 20:04:44 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 13, 2012, 17:39:35 от sterile_space »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Суть импровизации
« Ответ #94 : Июня 09, 2011, 20:11:15 »
Про народную музыку можно порассуждать, но это будет очень долгая дискуссия - вряд ли это интересно большинству участников.
Ну, с народной музыкой, по-моему, всё ясно — она допускает импровизацию, т.к. часто имеет простую "квадратную" форму. Ну и хорошо :).

Оффлайн OiD

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 983
Re: Суть импровизации
« Ответ #95 : Июня 09, 2011, 20:18:47 »
Так вроде тут никто и не замахивается с импровизацией на академическую музыку, по моему прежде всего подразумевается джаз.

Оффлайн S.Ailarov

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 677
Re: Суть импровизации
« Ответ #96 : Июня 09, 2011, 20:55:19 »
MrLf,
G, D7, G7, C, bE7, G, D7, G, G7, E7, Am, E, Am, C7, F, Dm, A, D7, #Ddim7, Em, C, G, D7, G - простейшая гармония, что тут сложного? Почему на нее нельзя импровизировать? Одни доминанты с разрешениями. Вам показать гармонию "Около полуночи" и импровизацию Монтгомери на нее октавами, а потом септаккордами?

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Суть импровизации
« Ответ #97 : Июня 09, 2011, 21:08:05 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2012, 17:55:32 от sterile_space »

Оффлайн S.Ailarov

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 677
Re: Суть импровизации
« Ответ #98 : Июня 09, 2011, 21:26:41 »
sterile_space,
Сказано умно и грамотно, думаю под этим можно подвести черту. В словесности поупражнялись, и каждый остался при своем  :)

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Суть импровизации
« Ответ #99 : Июня 09, 2011, 21:54:21 »
Одни доминанты с разрешениями. Вам показать гармонию "Около полуночи" и импровизацию Монтгомери на нее октавами, а потом септаккордами?
Там не "одни доминанты с разрешениями". Да даже если и так, как импровизировать под неквадратное непрерывное развитие, которое каждый третий такт прыгает в новую тональность, заранее неизвестно какую? Т.е. конечно можно играть одну ноту "соль" (основная тональность) всё время, или что-то в этом роде, и объявить это супер-музыкой ;D, но кому будет нужна такая "импровизация"? Как обыграть последовательность C - bE7, если Вы даже не подозреваетее, что она сейчас произойдёт? Ждать, пока каждый аккорд зазвучит, и лихорадочно рожать пассажи через миллисекунду после этого, пытаясь оценить, куда же пошла модуляция? Я так понимаю, импровизатор должен всегда знать, что сейчас произойдёт, т.е. непрерывное гармоническое развитие по сути противоречит импровизации, если присутствует аккомпаниатор. Нет, ну можно конечно представиь себе эту последовательность как квадрат, выучив её, но по-моему, практически так никто в здравом уме не поступает. Тем более, что тогда это уже будет просто такой сверхсложный квадрат, а не "непрерывное развитие", т.е. суть будет подменена. Импровизировать под непрерывное развитие нельзя, имхо.

... и добавил:

Однако некорретно сталкивать импровизационную и неимпровизационную формы искусства друг с другом и сравнивать их, ставя одно выше другого. Это разные ниши, разные уровни. Безусловно, неимпровизационное, тщательно продуманное произведение теоретически имеет несравненно больший потенциал в плане сложности, величины, "крупности" формы и построений, нежели спонтанно создаваемое творение.
Вы сами себе противоречите :). Говорите, что некорректно ставить одно выше другого, и тут же ставите: "несравненно больший потенциал".
« Последнее редактирование: Июня 09, 2011, 21:57:43 от MrLf »

Оффлайн S.Ailarov

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 677
Re: Суть импровизации
« Ответ #100 : Июня 09, 2011, 22:00:45 »
MrLf,
Ну да, вождение машины - занятие пустое, потому что нельзя ездить с закрытыми глазами, лучше потихонечку ходить пешком или сидеть дома.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Суть импровизации
« Ответ #101 : Июня 09, 2011, 22:11:08 »
MrLf,
Ну да, вождение машины - занятие пустое, потому что нельзя ездить с закрытыми глазами, лучше потихонечку ходить пешком или сидеть дома.
Если Вас подрезают каждую секунду, действительно лучше ходить пешком :). Хотя, может, Вы любите гонки на выживание? Только гонки на выживание — это будет плохая музыка, имхо. Слишком много будет помятых бамперов и разбитых фар  :crazy:, а в музыке нужна красота.
« Последнее редактирование: Июня 09, 2011, 22:13:00 от MrLf »

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Суть импровизации
« Ответ #102 : Июня 09, 2011, 22:20:27 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2012, 17:19:07 от sterile_space »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Суть импровизации
« Ответ #103 : Июня 09, 2011, 22:37:24 »
MrLf, я имел ввиду следующее: некорректно проводить какие-то общие сравнения, просто утверждая, что, мол, импровизация "лучше", "выше", "круче" неимпровизации и наоборот. Это всё равно, что утверждать, что "поэзия круче прозы".
Да я Вас прекрасно понял :). Вообще-то, я нигде не утверждаю, что "поэзия круче прозы". Я хочу лишь сказать, что все преимущества импровизации лежат в социальной сфере, а в собственно музыкальной сфере импровизация проигрывает тщательному сочинительству точно так же, как флейта проигрывает гитаре в гармонизации (взять на флейте Бёма хотя бы созвучие из двух звуков, по-моему, потребует каких-то зверских извращений и т.д.).

В те времена, когда я учился в школе, было модно такое развлечение, как сочинение по литературе :), не знаю, как сейчас. Некоторые товарищи усердно сдували текст с книг/учебников, некоторые реально круто готовились, штудируя эти же книги/учебники. Я же всегда по-наглому писал "из-под волос", ориентируясь на то, что успел где-то услышать, и подливая воды, где не хватало мысли, и отхватывал как минимум "хорошо" за содержание. На это самое "хорошо" я написал сочинение по Достоевскому "Преступление и наказание", не читая самой книги :D (прочитал я её позже, сам, летом, когда её уже давно "прошли"). По-моему, это отражает суть импровизации ;D.

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Суть импровизации
« Ответ #104 : Июня 09, 2011, 22:37:43 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2012, 17:39:02 от sterile_space »