
Строим квинты от ноты D по 2 вверх и вниз - получаем пентатонику (мажорную от С или минорную от А). Идём дальше. Ещё по одной квинте в обоих направлениях - получаем D минор (дорийский).
Если сделать шаг на одну квинту вверх, мы получим ноту F#. Если эту ноту добавить к семи нотам дорийского D минора, получим звукоряд D-мажорного блюза.
Если же мы сделаем шаг на одну квинту вниз, то вместе с новой нотой Bb мы получим звукоряд D-минорного блюза.
Обе ноты F# и Bb вместо F и В дают мелодический D мажор и мелодический G минор.
С этого момента будем применять альтерацию вместо добавления новых ступеней. Если заменять ступени, не добавляя новых, сразу после получения пентатоники, будет аналогичная таблица для пентатоник. Теоретически можно представить такую таблицу для 9-ступенных ладов.
Гармонический минор образуется на IV ступени фригийского доминантового лада.
Повторное появление пентатоники в таблице можно рассматривать как завершение цикла образования ладов. То есть, эта таблица даёт исчерпывающий перечень ладов. (Такие гаммы, как целотоновая или уменьшенная, ладами не являются).
В таблице Менделеева усиление металлических свойств элементов происходит по направлению сверху вниз. В таблице образования ладов их доминантовая неустойчивость тоже усиливается сверху вниз.
В периодической таблице вертикальные столбцы называются группами. В вертикальных группах таблицы образования ладов соседние лады отличаются одной или двумя нотами. Этим определяется сходство свойств ладов одной группы (как в таблице Менделеева). Например, в I группе находятся мажорные мелодические, гармонические и дважды гармонические лады, в IV группе – минорные мелодические, гармонические и дважды гармонические лады.
Лады I группы обладают симметрией, за исключением ладов, полученных с помощью шага на одну квинту (вверх или вниз).