Автор Тема: Теория блюзовой фразировки? :)  (Прочитано 13535 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Fender Lover Автор темы

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 372
Теория блюзовой фразировки? :)
« : Апреля 02, 2012, 00:34:17 »
 на ютюбе наткнулся на уроки по блюзу
 Blues Phrasing Part 1, "Intro".m4v

 девушка , конечно, не слишком убедительна.. но подумалось - может что-то в этом есть? хотя бы на уровне концепции :crazy:

напряжение и расслабление (tension and release) - это понятно

Blues Phrasing Part 2, "Tension and Release".m4v

а вот, что такое jabs ??

Blues Phrasing Part 3, "Jabs".m4v

 ну и там еще другие видео есть.. может кому интересно будет :)
в общем - может кто-то выскажется по теме ;) спасибо!

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #1 : Апреля 02, 2012, 16:29:52 »
Видео, к сожалению, с работы не посмотрю, дома постараюсь.

Про блюз обычно говорят - надо жить в дельте Нила Невы Миссисипи, ну и там вести такую жизнь, как вели те самые Лайтнинги, Блайнды, Бои, Покеры и т.п. :)
Но поскольку мы тут несколько из другой эпохи, я для себя пытался блюзовую фразировку "теоретизировать", "анализировать", "математизировать" и т.п.

По блюзовой фразировке, ящитаю, надо следующее:
0. знаем гармонию и пентатонику + блюзовую пентатонику
1. устаканить, как звучить каждая устойчивая нота аккорда, на один из трёхаккордов гармонии.
2. уяснить, что куда тянется (бенды), они как правило идут к устойчивым, поэтому частичная отсылка к п.1
3. посмотреть структуру фразировки в предложении, характерные фразировочные штампы, например на такты 1-4
лик вопрос - лик ответ - лик довесок (пробежка по пентатонике)
лик вертушка - лик вопрос - лик ответ

Тут же - понять, примерно, какие лики бывают, например, я делю как-то так:
1. вопросные - заканчиваются неустйчиво
2. ответные - заканчиваются устойчиво
3. вертушки
4. проходы по гамме (пентатонике)
5. дабл-стопы
6. тернераундные фразы (с педальными нотами), которые вобщем-то можно использовать и не только в 11-12 тактах.

Ну а дальше строить соло, исходя из полученных знаний. Естественно, разбирать чужое.

Из литературы рекомендую:
1. Progressive blues guitar solo - P.Gelling
2. Книги Fred Sokolov - Fretboard roadmap Blues или Blues Licks - не помню как называется.
3. Blues you can use - J.Ganapes, там вроде 4 книги - две с соляками, одна с фразами, одна с аккордами.

Сумбурно объяснил. :) :crazy: :pozor:

**Лик (мотив) - ритмическая группа звуков, объёдинённых одним главным акцентом, обычно от 1 до 2-х  тактов длиной. Фраза - 2-3 лика. 

Оффлайн Jeff Hanneman

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 12268
  • Rest in Peace Jeff Hanneman (1964 - 2013)
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #2 : Апреля 02, 2012, 16:57:50 »
Прикольная девушка, симпатичная, жаль не понимаю что она щебечет  ;D голос тоже приятный  :)

Оффлайн Fender Lover Автор темы

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 372
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #3 : Апреля 02, 2012, 17:44:42 »
Прикольная девушка, симпатичная, жаль не понимаю что она щебечет  ;D голос тоже приятный  :)

ага, мне тоже нравится ;)

Mishok,

 спасибо, интересно. предлагаю продолжить обсуждение этих вопросов :)

Оффлайн Jeff Hanneman

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 12268
  • Rest in Peace Jeff Hanneman (1964 - 2013)
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #4 : Апреля 02, 2012, 17:51:08 »
Mishok, Кстати да, за пост плюсую  ;) а то на фоне красотки как то сразу не заметил  :D ;D

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #5 : Апреля 02, 2012, 17:54:47 »
Mishok, сжато и очень толково!

Видео тоже закрыто, когда посмотрю - увы, не знаю. М.б. ночью.

От себя добавлю, подача, звукоизвлечение очень важно для расстановки акцентов при фразировке.

Я играю пальцами, люблю оттянуть две или три струны перпендикулярно плоскости накладки грифа и "хлестнуть" ими с размаху об лады.
Также, кроме обычных бендов, активно использую вибрато и совсем небольшие подтяжки, обычно смещением пальца вниз, в т.ч. с малым баррэ на 2-3-4 струнах, или просто с помощью сильного нажима, "продавливания" струн до накладки.  

После хаммер-он почти всегда бенд или жесткое вибрато, после пулл-оф-а - "микро" подтяжка.  Везде, где это возможно, стараюсь играть дабл-стопы или аккорды.

Глиссандо еще хорошо в начале фразы, но мне еще над этим надо работать. Отучаться от привычки ставить руку сразу в бокс.

И ритмика! Синкопа! По всякому играюсь с длиной нот, ни в чем себя не ограничивая.

В результате получается должен получаться драйвовый, разухабистый, несколько вихляющий, качающийся как подвесной мост, грязный блюзовый звук.
« Последнее редактирование: Апреля 02, 2012, 18:00:14 от Uncle_V »

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #6 : Апреля 02, 2012, 17:55:58 »
Mishok,
спасибо, интересно. предлагаю продолжить обсуждение этих вопросов :)
Чтобы лучше обсуждалось, надо мне видео из первого поста посмотреть. :)

Принципы не чисто теоретические, я их использовал в джеме https://guitarplayer.ru/index.php?topic=234743.0  :rolleyes:
Там кстати мне один товарищ верно заметил, что соло моё простенько звучит. Вот теперь обдумываю, как от этой простенькости избавиться. Проблема в том, что мыслю в блюзе, в шафловом ритме, исключительно четвертями, восьмыми, триолями и т.п (т.е. прямой простой ритм). А профессионалы (СРВ, Форд) используют мелизматику и более мелкое деление. Достижение этого в своих импровизациях - уже следующий уровень.
 

Оффлайн Fender Lover Автор темы

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 372
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #7 : Апреля 02, 2012, 17:58:44 »
послушаю обязательно тот джэм


Оффлайн tikhomirov

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3561
  • - Товарищ! Ты неправильно держишь напильник!
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #8 : Апреля 02, 2012, 18:21:00 »
Прикольная девушка, симпатичная, жаль не понимаю что она щебечет  ;D голос тоже приятный  :)
Ты говоришь, как блюзмен!

Оффлайн Jeff Hanneman

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 12268
  • Rest in Peace Jeff Hanneman (1964 - 2013)
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #9 : Апреля 02, 2012, 18:49:28 »
tikhomirov, Спасибо, Брат!!!  :) ;)

Оффлайн tiguar

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 316
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #10 : Апреля 02, 2012, 23:13:49 »
лик вопрос - лик ответ - лик довесок (пробежка по пентатонике)
лик вертушка - лик вопрос - лик ответ
...профессионалы используют мелизматику и более мелкое деление. Достижение этого в своих импровизациях - уже следующий уровень.
+
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
А. Шопенгауэр :)

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #11 : Апреля 03, 2012, 10:09:17 »
Продолжаем разговор. :)

Красавица на видео из первого поста, насколько я понял, рассказывает нам о том, что можно рассматривать каждые четыре аккорда в 12-тактовой форме как 2 tension (напряжение) + 2 release (разрешение). На первые два такта можно выпиливать разные штуки по пентатонике, а в 3-м возвращаться в тонику. Это, как я понял, и называется jeb.
По сути всё правильно, но это только один из вариантов фразировки.
В противовес ей, можно привести пример, когда подготовка и напряжение идут в 4 такте, а разрешение в 5-6 (на IV ступень), особенно вкусно, на мой взгляд, получается, когда там приходишь в тонику звучащего аккорда, т.е. в тональности ля - это будет нота ре.

От себя добавлю, подача, звукоизвлечение очень важно для расстановки акцентов при фразировке.
Это, с одной стороны, просто понять, а с другой, невероятно сложно сделать. Играю сам с минусом, кажется всё норм, записался - подачи нет, эмоций нет, монотонность есть  ??? (прямо хоть комиксы делай :pozor:).
Одна мысль по этому поводу есть, чтобы была подача и эмоции, в каждой извлекаемой ноте надо быть уверенным на 146 100 процентов. Если, при игре есть какие-то сомнения, неуверенности, то все эмоции уходят.

Скольжения и вибрато - аксиомы, которые в блюзе известны всем.
Слайдом хорошо начинать фразу, слайды круто звучат в дабл-стопах, напоминая ранний "сельский" "дельта" блюз.
Глядя на БиБиКинга или Клэптона, отмечаешь что вибрируют каждую ноту, на которой останавливается лик, это уже на автомате.

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #12 : Апреля 03, 2012, 10:47:24 »
Mishok,

унизительно закрыт ютуб, ссылки и сам не посмотрел (очень поздно домой приехал), ни сам ссылку кинуть не могу. Разве что сегодня вечером повезет попасть домой раньше.

Был интересный урок у Шварца, про то, что в 12-тактовом мажорном блюзе при использовании мажорной пентатоники аккорд IV ступени обыгрывается минорной пентатоникой. Очень прикольно звучит и как раз возможно что-то там кому-то натягивает... или наоборот - отпускает... ;D . То есть 4-такта мажорной пентатоники аккорд I-ая ступень, затем 2 такта минорной пентатоники в том же ключе, аккорд IV ступень и дальше все опять в мажоре до упора.

Что касается блюзовой фразировки, то меня натолкнул на эту мысль и явился источником вдохновения ролик Jeff Beck Brush With The Blues

Не уверен, насчет того, правильная ли ссылка, их несколько вариантов, но один просто сумашедший. Если не тот - рекомендую остальные глянуть.

jeff beck- brush with the blues

ссылку поменял. эта вроде правильная

Вот я тоже стал пытаться играть такие резкие, отрывочные, "сердитые" фразы. Потом разобрал табулатуру нескольких тактов, где гитара вступает, и нгарыл там вот тот самый "микро" бенд, и одновременно чуть затянутую ноту, без которой фраза совсем не канает.

Насчет уверенности подачи и эмоций не совсем согласен, или можно сказать, совсем не согласен.
Блюз - по определению, музыка народная и самодеятельная. Так что не надо бояться лажать - лажают все. Надо придти в некоторое драйвовое настроение и играть как есть стараясь подавать от души, чтобы самого проняло. Можно принять 150 грамм на колосник, но лучше этого не делать - рефлексы плохие образуются, нормально играть потом только пьяным будешь.  Кстати для прихода в это состояние прикольно блюз 12/8 поиграть - замечательно доставляет!

И внимательно, себя слушать! Играть и слушать!

Потому что лики - это бывшие лажи, услышанные и переосмысленные гитаристом.  ;D

« Последнее редактирование: Апреля 04, 2012, 08:09:30 от Uncle_V »

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #13 : Апреля 03, 2012, 10:55:43 »
Uncle_V,
Дома посмотрю. :)
В свою очередь могу сказать, что для меня примером классической блюзовой фразировки является Клэптон и его компания на CD и DVD, где они играют блюзы Роберта Джонсона (там не только гитары, но и клавиши классные, Стив Гэдд на барабанах :)).
Про уверенность - это не совсем про уверенность, что играешь не лажу, а про уверенное извлечение нот скорее. Не знаю как объяснить. :crazy:

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #14 : Апреля 03, 2012, 11:09:19 »
Mishok,  я тоже дома посмотрю и пришлю нормальную ссылку, именно которую я имел в виду.

А про уверенность, это все равно как в первый раз поплыть. Или ходить начать после перелома ноги. Как раз недавно довелось пережить сие тонкое удовольствие  ;D.
Как сказал когда-то Steve Vai про вокал "Пение - это вера!". То же можно сказать, про блюзовое звукоизвлечение и фразировку. Сначала вера, потом навык.

Клэптон безусловно хорош. Но я что-то последнее время полюбил более  традиционный, деревенский блюз. И всегда меня перло от блюзовых ритмических риффов.

Seasick Steve--- LIVE ON LATER WITH JOOLS - I STARTED OUT WITH NOTHIN'
« Последнее редактирование: Апреля 03, 2012, 11:24:51 от Uncle_V »