Автор Тема: Теория блюзовой фразировки? :)  (Прочитано 13536 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн tikhomirov

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3561
  • - Товарищ! Ты неправильно держишь напильник!
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #15 : Апреля 03, 2012, 12:22:22 »
Мне кажется, тут имеют место быть трудности перевода....
Во-первых, учит блюзу деука. А деуки несколько далеки от многозначительных заумных трансформаций практики в теорию. Слова тэншн и релиз нужно читать, как если бы речь шла о резинке для трусов. Тогда станет понятно, что она хотела сказать. Ритм блюза - это ритм сердца человека, а tension&release - дыхание, вдох и выдох. А джабсы - это один два острых укола звуком. Для большего напряжения. Сердце-то болит.
Так что, я пока согласен только с Джеффом. Так, как Джефф,  вполне мог написать об этой девочке Джон Ли Хукер например.  ;D
« Последнее редактирование: Апреля 03, 2012, 12:23:54 от tikhomirov »

Оффлайн Mi-fa-mi

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1808
  • вдохновенный
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #16 : Апреля 03, 2012, 12:36:04 »
В клубе! Хорошая тема, особенно для любителей вязнуть в пентатонике в одном боксе  :hitrez:
Одна мысль по этому поводу есть, чтобы была подача и эмоции, в каждой извлекаемой ноте надо быть уверенным на 146 100 процентов. Если, при игре есть какие-то сомнения, неуверенности, то все эмоции уходят.
В блюзовых соло, имхо, выбор нот вторичен. Т.е. можно обойтись одним боксом, 3-4-мя нотами. Важнее ритмическая и артикуляционная часть. Или так: ты рисуешь картину, холст - аккомпанемент, рамки у тебя блюзовый квадрат. Можно накопипастить коллаж, можно залить все краской, можно аккуратно в уголке виньеточку, или там орнамент хитрый по диагонали. Чем сложнее аранжировка, тем больше мастерства требуется от солирующего, чтобы вплести свой узор в уже плетущийся. С другой стороны, простая аранжировка толкает на усложнение и преукрашивание сольной линии.
Имхо, главный критерий блюз-соло - его жизнеспособность и необратимость. Оно должно быть неотъемлемой частью песни, как будто нет никакого соло, просто песня такая  :crazy:
Вообще считаю нужным напомнить, что слушателю пофиг что там за лады-пентатоники вы играете, им надо, чтоб "за душу брало" - вот тут как раз интересны фразировка, вопрос-ответ - нечто, несводимое к нотам и аккордам, какое-то такое, что можно на уровне мимики и жестов показать :greeting:  
 (вдруг мне в голову пришла замечательная креативная идея,  8) пойду запишу, чтоб не забыть)

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #17 : Апреля 03, 2012, 13:02:04 »
В клубе! Хорошая тема, особенно для любителей вязнуть в пентатонике в одном боксе  :hitrez:В блюзовых соло, имхо, выбор нот вторичен. Т.е. можно обойтись одним боксом, 3-4-мя нотами. Важнее ритмическая и артикуляционная часть. Или так: ты рисуешь картину, холст - аккомпанемент, рамки у тебя блюзовый квадрат. Можно накопипастить коллаж, можно залить все краской, можно аккуратно в уголке виньеточку, или там орнамент хитрый по диагонали. Чем сложнее аранжировка, тем больше мастерства требуется от солирующего, чтобы вплести свой узор в уже плетущийся. С другой стороны, простая аранжировка толкает на усложнение и преукрашивание сольной линии.
Имхо, главный критерий блюз-соло - его жизнеспособность и необратимость. Оно должно быть неотъемлемой частью песни, как будто нет никакого соло, просто песня такая  :crazy:
Вообще считаю нужным напомнить, что слушателю пофиг что там за лады-пентатоники вы играете, им надо, чтоб "за душу брало" - вот тут как раз интересны фразировка, вопрос-ответ - нечто, несводимое к нотам и аккордам, какое-то такое, что можно на уровне мимики и жестов показать :greeting:   
 (вдруг мне в голову пришла замечательная креативная идея,  8) пойду запишу, чтоб не забыть)


Правильно!  Правильно сыгранная пентатоника делает  в заднице слушателя жим-жим, а в спине мороз!   
;D

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #18 : Апреля 03, 2012, 14:13:02 »
Продолжу писать свои мысли по поводу "математизирования" блюзового соло. :) :pozor:

Теперь о ритмике. Из учебника по классической форме Способина, я узнал, что мотивы (кои выше назывались ликами), можно классифицировать по ритмическим акцентам. Названия всех ямбов, хореев и т.п. тут не буду писать, пока. Главное - мотив может начинаться на сильной или слабой доле и заканчиваться на сильной или слабой доле.
Применительно к блюзу (а уж от него и к року и далее) про ритмы я сделал следующие выводы:
1. мотив, начинающайся с затакта звучит более уверенно, более лучше, более сильно, чем тот, который со слабой доли.
2. с окончанием похожая история. Окончание на слабой доле, с последущей лигой на сильную, особенно для ритма "шаффл" для моих ушей твёрже, чем окончание на сильную. Наверное это связано со смещением акцентов в американской блюзово-джазовой музыке. Т.е. опорный устойчивый звук сильно звучит на чётных восьмых и тянется, естественно дальше.

Сказанное, не означает, что начинать надо на слабую и заканчивать ей же. Но эти аспекты ритма, ИМХО, также существенны при фразировке.

Так вот, для фразировки, ИМХО, также важно проработать ритмическую составляющую мотива, попробовав смещение его на разные доли.



Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #19 : Апреля 03, 2012, 14:41:15 »
ИМХО, в некий момент стоит бросить алгоритмизацию и "разъятие музыки как трупа и проверки алгеброй гармонии" и больше довериться слуху и интуиции.

Искусство, в моем понимании, в противопоставление ремеслу, как раз и обозначает переход абсолютно любого навыка на некий интуитивный, подсознательный уровень, где мы можем влиять на результат лишь опосредовано, часто не в состоянии даже объяснить, как именно он получается. Причем, без разницы какого навыка, будь это метание ножей, резьба по камню, игра на гитаре или доведение девушки до оргазма.

Теория - вещь хорошая, но ей не надо злоупотреблять - она мешает чувствовать.

ИМХО, надо слушать и импровизировать, экспериментировать с акцентами, длительностями, разными приемами, фишками и ликами. Упомянутое смещение акцентов на четные доли (ака синкопа) позволяет творить со всем этим абсолютно все, что душе угодно. Размер и длительность нот как таковые  приобретают лишь некое приблизительное, ориентировочное значение.
Границы - только чувство меры, гармонии и музыкального вкуса гитариста.
« Последнее редактирование: Апреля 03, 2012, 15:42:12 от Uncle_V »

Оффлайн tikhomirov

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3561
  • - Товарищ! Ты неправильно держишь напильник!
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #20 : Апреля 03, 2012, 15:16:08 »
Теория - вещь хорошая, но ей не надо злоупотреблять - она мешает чувствовать.
А применительно к блюзу так ещё и забавна.  :D Начитаются вон книжок, а потом голову себе ломают - а чо ж оно так всё плоско и однообразно получается? Вроде всё, как написано сыграл.... :crazy:

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #21 : Апреля 03, 2012, 15:28:57 »
tikhomirov,

Ну злорадствовать я бы особо тоже не стал. Оно хоть читай теорию плоско получается, хоть не читай - все равно плоско.

До "своего" блюза надо дорасти, точнее пропахать собственным рылом и проползти на собственном брюхе как через проволочные заграждения через гаммы, фишки, лики, импровизации, впадание в разного рода ереси и злоупотребления, возвращения и опять и снова и играть и слушать и еще и еще и еще.

Пока не начнет получаться как у Б.Б. Кинга - вызывать упомянутый выше мороз по коже простой фразой из четырех-пяти нот.

И, конечно, если хватит сил, воли и таланта и повезет пройти этот путь до конца.


Оффлайн Jeff Hanneman

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 12268
  • Rest in Peace Jeff Hanneman (1964 - 2013)
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #22 : Апреля 03, 2012, 15:35:07 »
Uncle_V, Да он не злорадствует  ;) впринципе вы об одном только по разному  :)

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #23 : Апреля 03, 2012, 15:36:10 »
tikhomirov,  виноват, никого не хотел обидеть!

Оффлайн tikhomirov

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3561
  • - Товарищ! Ты неправильно держишь напильник!
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #24 : Апреля 03, 2012, 15:42:54 »
Uncle_V, а я не злорадствовал! Честно! Просто блюз - это безмолвное знание (по Кастанеде). Ну как кунг-фу. Словами не научить. А книжки они все словами пишутся. Вон девочка с ясным взором и приятным голоском в принципе всё рассказала о блюзе. И при этом - ничего.
Я и не мог злорадствовать... нет, ну если бы мои инициалы были бы SRV... да и то я вряд ли бы стал. Это, как ты правильно заметил, нужно на собственном брюхе. И если ты видишь улыбку у кого-то, когда самползёшь на брюхе, то это не обязательно злорадство. Возможно, этот хохотунчик просто вспоминает себя...
Вся сложность блюза заключается в том, что он прост. Простые вещи - самые трудные. Как вкус яблока. Ты знаешь этот вкус, но как только попытаешься донести в виде теории, то получается чушь собачья. И никто не поймёт, что ты имел ввиду, пока просто вот тупо не откусит яблоко и не понюхает. Это просто. Как биение сердца, как дыхание, как жизнь.
А БиБи Кинг... ну это уже мастерство: сыграть потом 200 раз точно так же, как почувствовал в первый. Но Смоктуновский же тоже никогда не угонял "Волги"! На то они и артисты, чтобы заставить поверить. Чтобы колыхнулось в ответ.
Не было злорадства. Правда.

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #25 : Апреля 03, 2012, 15:53:50 »
tikhomirov,

Абсолюно согласен со всем.  +1

Про злорадство - извиняюсь повторно.

Вся сложность блюза заключается в том, что он прост. Простые вещи - самые трудные. Как вкус яблока. Ты знаешь этот вкус, но как только попытаешься донести в виде теории, то получается чушь собачья.
tikhomirov,

Также отдельно и абсолютно согласен.

А про мастерство Б.Б.Кинга - он уже не мастер, он давным давно в профессиональном плане в другой касте - небожитель. Он может позволить себе играть каждый раз по разному и "перечувствовать" все заново. Только великим или величайшим такое дано.

B.B. King - Blues Boys Tune



Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #26 : Апреля 03, 2012, 15:55:16 »
Uncle_V, tikhomirov,
Во-первых, ни на кого не обижаюсь, у всех разные мнения и форум для того и создан, чтобы ими делились. :)
Во-вторых. Вопрос про баланс теоретизирования и чувственности знаком. Я слов "не читай книжек, играй блюз", ждал ещё после первого поста. :crazy:
Я не спорю, что излишняя математичность - это не всегда верно, но мне в обучении это помогает. И слушая записи, разбирая книжки, снимая соляки - чувственность-чувственностью, но пока я соответсвующие "формулы" для себя не усвоил, импровизации и фразировка были ещё хуже  :pozor: :pozor:. Поэтому выходит, что излишняя теоретизированность в моём случае - не излишняя. :crazy: ???
Я привёл свой метод познания. Как через чувства заиграть блюз, я не знаю. ??? Поэтому пытаюсь дойти до чувств/эмоций через теоретизирование и анализ.  ??? Может это ошибочный путь, но мне он нравится больше. :crazy:

Что было в мозгах Джона Ли Хукера (извиняюсь за грубую формулировку), когда он сочинял свои блюзы, что на уме у Роббена Форда, который прекрасно сделал (в паре книг и видео) теоретическое обобщение блюзового гитарного аккомпанемента - мне не ведомо. Наверное, у каждого своё. ???

Оффлайн tikhomirov

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3561
  • - Товарищ! Ты неправильно держишь напильник!
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #27 : Апреля 03, 2012, 16:18:05 »
Вот видосик знайшов.... Не этот искал, но пусть будет.

Mississippi Delta Blues

Как через чувства заиграть блюз, я не знаю. ???

Я тоже. Но уже знаю, что иначе - вообще никак. В смысле так, чтобы не смеялись и не спрашивали "Ты не с Лонг Айлэнда часом, сынок?"

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #28 : Апреля 03, 2012, 16:25:08 »
Mishok, у каждого свой путь! Если есть уверенность, что помогает "математика" - go ahead!

Но на мое неискушенное диванплеерское ИМХО, первый пост про типы ликов в блюзовом соло был лаконичен и уместен. Лежит у меня в закладках, надеюсь на выходных "поразмышлять" над ним с гитарой. Мне есть там над чем задуматься - искреннее спасибо!

Пост же выше, опять таки на мое неискушенное ИМХО - легкий перебор. Тут реально лучше, рюмочку текилки дрябнуть и взять гитару и поимпровизировать.  Опять таки ИМХО.

Кстати, принципиально не использую минусы. Импровизирую только под придуманные и сыгранные мной же фразы/риффы/квадраты и т.д. под лупер. Также ничего принципиально не сохраняю. Если не осталось в башке, значит оно и не надо.

Про Джона Ли Хукера, то я вообще не понимаю, как ему удается играть свои деревенские, пованивающие навозом кривоватые риффы, и еще и петь и почему у него все это не разъезжается "в дрова".

Оффлайн tikhomirov

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3561
  • - Товарищ! Ты неправильно держишь напильник!
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #29 : Апреля 03, 2012, 16:36:48 »
Про Джона Ли Хукера, то я вообще не понимаю..

Ага! Ты заметил! Он же вообще не умеет играть на гитаре! Это очень показательный момент, кстати. Мастерство игры на гитаре в блюзе вторично. Чувства - вот на что трать свои джабсы. ;D Но есть и хорошие новости. Лики всё же нужны. Ли Хукеру просто повезло. А сколько ещё таких ни кому не известных голодранцев бегает по Америке?
У негров с плантаций даже и в мечтах не было... И какая же удача, что бледнолицым вдруг запало и показалось прикольным их скорбное завывание. Но если ты не негр... придётся-таки работать.  :D