Мой "конспект" по тернераундам.
Исходные данные:
1. тернераунд - "поворотная" фраза, завершающая один квадрат на доминантовом неустое, подготавливая разрешение в устой первого такта следующего квадрата.
2. гармония тоническая, но заканчивается на доминанте, отсюда - последняя нота тернераунда, как правило - 5 ступень.
3. как правило (очень часто) тернераундная фраза
-начинается на второй-третьей четверти 11 такта, (первая-вторая четверти отводятся завершению фразы 3-го предложения);
-завершается на 1 или 2 четверти последнего такта, оставляя 3 и 4 четверти на затактовое начало солирования на следующий квадрат.
3. специфические тернераундные фразы можно применять и в других тактах, например, 2 или 8.
4. ИМХО, тернераундные фразы, которые играют профи в импровизациях, являются, как ничто другое, наработанными домашними заготовками.
Типы тернераундов:
1. восходящая или нисходящая фраза, зачастую "поливального" быстрого типа, нисходящие встречаются чаще, оканчивающаяся, как правило 5 ступенью.
2. поступенная или хроматическая фраза, приходящая в неустойчивую 5 ступень.
На хроматике остановка подробнее, так как это одна из специфических блюзовых черт и фишек.
Обыное движение вверх - 1-b3-4-b5-5
Обычное движение вниз - 1-b7-6-b6-5
Подобное движение может играться как "рокенрольно" прямо, так и "заковыристо" фигурационно:
1. с педальной тоникой либо вместе, либо чередуя,
2. даббл-стопами вниз (5,3)-(b5,b3)-(4,2)-(3,1) или вверх (5,3)-(b5,4)-(6,b5)-(b7,5)
Прошу прощения за циферки, но не знаю, как лучше объяснить, возможно следует добавить примеров для понятности.
Критикуйте, отвергайте, дополняйте.