Автор Тема: Теория блюзовой фразировки? :)  (Прочитано 13541 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Fender Lover Автор темы

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 372
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #75 : Мая 11, 2012, 01:02:57 »
Например, кажется в этой ветке было выше, что вопрос заканчивается неустойчивой нотой, а ответ устойчивой. Все ничего, но бывает что они оба оканчиваются тоникой. Но вместе с тем ухи явно различают, что эта фраза  - вопрос, а вон та - ответ! И не спрашивайте почему, на русский язык это непереводимо.  :pozor:



 может дело не только в устойчивых-неустойчивых нотах, но и в самой интонации? т.е. - если мелодия идет вверх - то вопрос, если вниз - то ответ. :rolleyes: ну, как в обычной речи

Оффлайн The Presence

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 24
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #76 : Мая 11, 2012, 01:06:40 »
я имел ввиду ---> например играем  в тональности Ми минор, хочу перейти в другую тональность минор.
Вопрос ---> Есть ли какие правила перехода ?

А если просто на фоне каждого аккорда играть минорную пентатонику, построенную от первой ступени этого аккорда? На IV D играем рэ-минор, на V E - ми-минор. "По-научному" это будут фригийский и миксолидийский то есть дорийский (но можно и миксолидийский) лады.
От I A только все равно никуда не убежать. Может есть еще что поглубже.

... и добавил:

может дело не только в устойчивых-неустойчивых нотах, но и в самой интонации? т.е. - если мелодия идет вверх - то вопрос, если вниз - то ответ. :rolleyes: ну, как в обычной речи

Да, точно, подходит.  :alc:
При наличии некоторых исключений, естественно.  :rolleyes:
« Последнее редактирование: Мая 11, 2012, 09:29:52 от The Presence »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #77 : Мая 11, 2012, 02:20:08 »
Потом фраза на V ступени - акцентируется секундой, а не квинтой, как могло бы подуматься. Секунда - имею в виду нота "хе", то есть "бэ" - которая си в ля-мажоре. Она совсем не пентатоника уже.
А вы не думаете, что нота Си - это просто аккордовый звук (квинта) аккорда E7?
Цитировать
(Сейчас eye меня за такое умничание каак ...    )
Пожалуйста, не надо так думать - пишите, что думаете. Я кусаюсь совсем по другим поводам - когда всякая чушь с вызовом преподносится, как истина в последней инстанции.

я имел ввиду ---> например играем  в тональности Ми минор, хочу перейти в другую тональность минор.
Вопрос ---> Есть ли какие правила перехода ?
То есть вопрос уже не касается блюза, а просто о модуляции? Вопрос о гармонии? Можно переходить по правилам, а можно без правил )
Все ничего, но бывает что они оба оканчиваются тоникой. Но вместе с тем ухи явно различают, что эта фраза  - вопрос, а вон та - ответ! И не спрашивайте почему, на русский язык это непереводимо.
То что касается фразировки "вопрос-ответ". Конечно, если последняя нота фразы идет вверх, то это напоминает вопросительную интонацию, а вниз - утвердительную. Но это совсем необязательно. Вопрос-ответ подразумевает любые "парные" фразы, при этом первая будет вопросом, а вторая - ответом. Просто вопрос всегда идет первым, а ответ следует за ним - вот и всё. Фразы каким-то образом должны иметь взаимосвязь (способов "тыща"), как-то перекликаться в нашем восприятии, хотя бы даже от противного. А вопросительно-утвердительных интонаций может и не быть. Фактически "вопрос и ответ" - это любые две осмысленные фразы, идущие подряд.

... и добавил:

10 Rules For Blues Soloing
10 Rules For Blues Soloing
« Последнее редактирование: Мая 11, 2012, 05:59:58 от eye »

Оффлайн The Presence

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 24
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #78 : Мая 11, 2012, 09:32:15 »
А вы не думаете, что нота Си - это просто аккордовый звук (квинта) аккорда E7?

Думаю. Это первое, что приходит в голову, настолько очевидно, даже не написал. (Оправдываюсь так  :rolleyes:)

... и добавил:

Пожалуйста, не надо так думать - пишите, что думаете. Я кусаюсь совсем по другим поводам - когда всякая чушь с вызовом преподносится, как истина в последней инстанции.

Спасибо за доверие. Вопрос в том, зачем я тут вообще что-то пишу... Я бы с большим удовольствием лучше почитал, что пишут другие. Но если не задать вопрос (или хотя бы не описать свои мысли), значит не будет получен и ответ.
Тема явно вызывает интерес у народа, и ясно почему. Если уже сыгранно N-ное количество блюзов авторских или "учебных", хочется перейти к "своему" блюзу. Ну это понятно, что "свой" блюз играется "от балды", грубо говоря, его надо "чувствовать" и все такое. Но анализ будет не лишним. А выработав какую-то схему анализа, уже можно и к "чуйствам" переходить. Так мне кажется.

... и добавил:

Фактически "вопрос и ответ" - это любые две осмысленные фразы, идущие подряд.

Гениально. Именно так и есть! Хорошо все-таки быть не только "молчаливой галлюцинацией".
« Последнее редактирование: Мая 11, 2012, 09:41:42 от The Presence »

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #79 : Мая 11, 2012, 13:41:40 »
Извиняюсь за возможный оффтоп, который может и не оффтоп. :pozor:
вот кстати пример интересный недавно попался - Олег Степурко что-то подобное сделал с джазовой фразировкой:
http://jazz-portal.blogspot.com/2009/09/blog-post_27.html
Интересный ресурс. Но при первом прочтении зацепила не клаффикицация джазовых фраз, а вот это.
Цитировать
Конечно, твоё отношение к импровизации - это плод многих раздумий и с тобой согласен О. Питерсен, который выписывает соло до последней ноты (так он в Нью-Порте на бис сыграл 7ми минутную композицию, повторив всё в точности до форшлага), и Ч. Паркер, когда издали его дубли, стало видно, что соло сыграно нота в ноту, и К. Браун, разные записи одной и той же вещи свидетельствуют о том же.
Насколько правда, как считаете, что известные джазмены, склонные к "спонтанной импровизации", на пластинке рубили соло по бумажке?  ???

Оффлайн Partysan

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 309
  • Зарегистрированный
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #80 : Мая 11, 2012, 14:28:31 »
Кстати, я тоже извиняюсь за оффтоп (и рискую быть закиданным тапками). Но, правильный ли путь к освоению игры блюза - искать глубокий теоретический базис? Я не говорю про романтику аля Кроссроудз, конечно.

Вот у меня есть большие сомнения, что B.B. King там, Buddy Guy, Albert King, и тэ дэ, и тэ пэ - сильно заморачивались теорией (что не исключает того, что они понимали что делали). По-моему, набор инструментов при игре классического блюза, достаточно ограничен: пара пентатоник (min maj), возможность добавлять к ним ступени и... все. Разумеется, есть тернэраунды, фразировка вопрос-ответ, начало конец фразы, и.т.д. - это важно, но это достаточно просто.

Имхо, самый эффективный метод - снимать фразы, снимать песни - и тогда как-то само получается.

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #81 : Мая 11, 2012, 14:37:16 »
Кстати, я тоже извиняюсь за оффтоп (и рискую быть закиданным тапками). Но, правильный ли путь к освоению игры блюза - искать глубокий теоретический базис?
...
Имхо, самый эффективный метод - снимать фразы, снимать песни - и тогда как-то само получается.
Большинство тебя поддержит, многие считают что блюз - это душа, а не теория. Это я тут анализатор-теоретизатор :pozor:, для которого блюз  - это форма. :crazy:
Снимать всегда полезно, тренировка слуха развивает фразировку почище всех теорий, ИМХО. :)

Оффлайн Partysan

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 309
  • Зарегистрированный
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #82 : Мая 11, 2012, 14:48:20 »
Mishok, не, анализ-теория безусловно полезны ;) И по поводу формы - я, кстати, к возвышению блюза, тоже отношусь очень сдержано, хотя блюз мне очень нравится, и я даже пытаюсь его играть. Просто мне кажется, что его как раз, проще слышать, чем понимать :) Вот с джазовой музыкой такая фишка не прокатывает.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #83 : Мая 11, 2012, 16:52:20 »
Насколько правда, как считаете, что известные джазмены, склонные к "спонтанной импровизации", на пластинке рубили соло по бумажке?  ???
Неправильно сформулировано - не по бумажке. Не знаю, насчет Питерсона, он, может, и выписывал свои соло (хотя это не значит, что он не способен импровизировать, да?), но Паркер не играл ноту в ноту целиком соло (и тем более не выписывал), а использовал в определенных местах одни и те же фразы, ходы - лики по нашему. Конечно, к моменту записи какой-то вариант соло мог откристаллизоваться, запомниться и шлифоваться. Но это не значит "по бумажке".
Меня больше удивило, когда я услышал, что Сантана практически ноту в ноту на концерте играл студийную импровизацию на его "Европу", хотя там звучало совершенно "спонтанно", что-то неопределенное по пентатонике, то что и запомнить сложно )))

Оффлайн Fender Lover Автор темы

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 372
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #84 : Мая 15, 2012, 23:58:20 »


... и добавил:

10 Rules For Blues Soloing
10 Rules For Blues Soloing


интересное видео, жаль не все понимаю. здорово если б кто-то перевел эти правила :rolleyes:

Оффлайн The Presence

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 24
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #85 : Мая 17, 2012, 00:42:09 »
интересное видео, жаль не все понимаю. здорово если б кто-то перевел эти правила :rolleyes:

Попробую в целях поддержания дискуссии. Мне тоже хочется развивать тему дальше. Но "говорящий не знает, знающий не говорит".

Извиняюсь за кривой и конспективный перевод. Я вообще не переводчик, и английский язык даже не мой основной из иностранских. Но этот мужик говорит довольно понятно, без вульгаризмов и идиотизмов в речи.


10 Rules For Blues Soloing - Stevie Snacks.

10 Rules For Blues Soloing

Если опустить короткое вступление, где он отшивает потенциальных троллей и перейти по сути.

Rule #1: Learn songs - learn licks.
"Для людей, которые думают как я, это очевидно. Но многие спрашивают,
нужно ли учить песни нота-в-ноту. Ну конечно, нужно учить песни нота-в-ноту!
Но если я сыграю вот это - тру-ту-ту. Я это не выдумал, я разучивал песню и выучил этот лик."
Короче, он объясняет, что посредством песен лики лучши оседают в мозгу.

Rule #2: Don't play skales.
"Точные слова моего друга-композитаора: гаммы - это не музыка."
Потом он играет пентатонику и за ней пентатонический лик из тех же нот, но с паузами и прочим.
"Может быть, те же самые ноты, но разница вот здесь", - и показывает на свою голову.
"Lick has style, timing, accents". Не делать типа "я не знаю, что играть, сыграю просто ноты".
"Возвращаемся к правилу #1: учишь песню - учи лики".

Rule #3: Finish your sentence.
"Как заканчивается предложение? Использую пунктуацию - точка,
восклицательный знак, вопросительный. Давать различные окончания.
Если вы начинаете и не знаете достаточно ликов, огромная вероятность, что будете звуать ужасно.
Что я наблюдаю, люди играют лики и фразы, которые suck".
Последнее слово переводить не буду. Тут он сыграл что-то нудное и монотонное.
"Играй лик с интонациями. Думай о то, что хочешь играть, перед твоей игрой.
И если ты высказался - заканчивай. Вы будете учить, как запускать один лик в другой,
но поддерживая чувство. Но сейчас фокусируйтей на игре ликов с предназначением (смыслом)."

Rule #4: Play on the beat.
Если вы получите больше опыта, это правило можно нарушать, но делать это стоит артистично.
До тех пор, если вы нарушаете это правило, вы делаете музыку хуже. Показывает пример песни с
"попаданием ликов в биты". "Что вы можете сделать для улучшения здесь: всегда, когда начинаете лик,
продолжайте вслушиваться, чтобы чувствовать бит, когда вы можете закончить лик.
Когда вы научитесь играть on the beat, можете играть "в середине бита",
но делайте это обязательно посредине".

Rule #5: Exploit the chord changes.
"Если вы не используете хорошую фразировку, вы теряете возможность использовать натуральную
энергетику песни и вы становитесь более скучными. Песня всегда имеет мелодию,
имеет аккордовую прогрессию. Даже если вы солируете, вы играете прогрессию.
Если вы пытаетесь эксплуатировать прогрессию аккордов, заканчивайте ваши лики или на
"корневом тоне" аккорда, или, немного более продвинутый вариант, понимая, какая нота внутри аккорда
играется, которая звучит дополнительно к "корневому тону".
Вы можете потратить много времени на фразировку, но без аккордовых тонов остальной мир для вас закрыт."

Rule #6: Mit minor and major.
> 08:13 Продолжу потом, уже поздно, однако.

Оффлайн Uncle_V

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1095
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #86 : Мая 17, 2012, 10:02:28 »
The Presence, исключительно полезно, спасибо. Ютуб на работе закрыт, так что пост в виде конспекта очень в тему.
+1

Оффлайн The Presence

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 24
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #87 : Мая 17, 2012, 23:31:47 »
Rule #6: Mix minor and major.
"Если во всех блюзовых композициях, которые вы играете, вы играете только минорную
пентатонику, это значит, что вы не являетесь хорошим гитаристом. И никогда им не станете,
если не научитесь комбинировать минор и мажор. Если вы игнорируете это правило, вы станете не хорошим
гитаристом, а скучными гитаристом. Некоторые песни играются только в миноре.
Хороший пример - Tin Pan Alley. Все аккорды - минорные. (Играет аккорды) В таких песнях не играйте
ничего мажорного. Все остальное - всегда в некоторой степени смесь мажора и минора.
ББ Кинг - величайший пример этому. (Играет пример комбинации мажора и минора)
Если вы танцуете вокруг мажорной третьей ступени и вы никогда не попадаете в нее,
вы не являетесь хорошим блюзовым гитаристом, по моему мнению. Вы должны уметь попадать в эту ноту
в подходящей ситуации. Если вы игнорируете этот аспект все годы, которые вы играете, вы теряете
возможноть.

Rule #7: Use solo themes.
"Что я имею в виду. Допустим, есть соло, которые вы учите нота-в-ноту из песни, и это нормально.
Также вы можете создавать свое собственное соло, используя лики, которые вы выучили.
Но если вы играете перед толпой, и люди танцуют, ваше соло не должно быть скучным.
Что вы можете сделать - это использовать тему для каждого соло. Один пример, как можно использовать
тему - используйте пять боксов, и на каждую аккордовую прогрессию используйте другой бокс.
Например, я играю в боксе 1. И все 12 тактов  я играю соло в боксе 1. Затем, на следующие 12 тактов
я перехожу к боксу 2. В итоге вы имеете в запасе гораздо больше времени, пока ваше соло станет скучным.

Rule #8: Play shorter solos.
"Идея та же самая, что и в Правиле #7 - быть более интересным. Есть люди, которые любят смотреть
тот же самый филь снова и снова. Но это скорее исключение. Ваше соло должно быть разнообразным,
чтобы не иметь повторов. Босле 36 тактов меняйте вашу "поэзию". Даже если вы добавляете
больше пауз в соло, все равно 60 тактов - очень много, и соло будет скучным. Играйте коротние соло".

Rule #9: Sweat every note.
Буквально-дословно: "потей над каждой нотой".
"Если выражение 'не потей над пустяками' может быть хорошей философией для жизни,
оно ни в коем случае не может быть хорошей философией для соло. Особенно в блюзе.
Каждая нота, которую вы играете, влияет значительно на то, каким будет ваше соло.
Когда вы станете лучше, вы будете играть более быстрые лики, и вы не будете думать о каждой
ноте, вы будете знать весь лик целиком. Но тем не менее 'потейте' над каждой нотой,
которую играете и играйте музыку, а не только лишь заполняйте пространство.

Rule #10: Be in the music.
"Не играйте гитарное караоке. Не относитесь к музыке, когда вы солируете, всего лишь как к фону,
по отношению к которому звучит ваша гитара. Если вы хотите быть действительно очень хорошим гитаристом,
учитесь, как играть на гитаре 'в музыке' ('в музыкальном контексте' - прим. пер.).
Ваша фразировка, ваш timing (как это есть по-русски? ;-) ) , попадание в биты, динамика,
умение играть 'вокруг вокалиста', не залезая на его партии, что является пагубным.
Если у вас два гитариста, учитесь играть те же самые партии.
Это все относится к тому, чтобы быть "в музыке", не "над музыкой" и не "перед музыкой".
Все вместе взятое должно быть одним "пакетом", который люди воспринимают как музыку.
Не должно быть разделения на гитару и фоновый шум.


... и добавил:


-----------

Ух, извиняюсь еще раз за косноязычный перевод. Хотелось с одной стороны сохранить "динамику" оригинала, оставаться ближе к его оригинальным фразам. Но с "американского" на русский это фактически невозможно - культурные различия столь велики.  :D

... и добавил:


У него есть еще уроки. По сути, он учит своему видению боксов пентатоники:

5 Essential Blues Boxes: Overview Preview

Но это не "те" пять боксов минорной пентатоники, а сместь из минорной и мажорной:


« Последнее редактирование: Мая 17, 2012, 23:42:18 от The Presence »

Оффлайн Romax

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 990
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #88 : Мая 18, 2012, 00:08:15 »
Workshop with Scott Henderson in Santo Andre/Brazil (29.07.08)

вот кто исключительно интересно в фразировке и мелодии
я так считаю

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Теория блюзовой фразировки? :)
« Ответ #89 : Мая 18, 2012, 00:38:30 »
вот кто исключительно интересно в фразировке и мелодии
я так считаю
Romax, Вроде топик не о том, кто интереснее играет - это дело вкуса (тем более, Хендерсон, все-таки не блюз, хоть "All Blues" Дэвиса - блюз по форме, но джаз по содержанию).
По моему мнению, в этой теме должна присутствовать некая "теоретическая" или учебная компонента (я понимаю, что если философски подойти, то творчество любого мастера можно рассматривать, как источник учения).