Автор Тема: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))  (Прочитано 3780 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« : Декабря 16, 2014, 02:13:17 »
Уже была тема, но думаю надо поставить точки на "и" и разобраться в вопросе.  Написано не для того, чтобы кого-то упрекнуть в ошибках, а только ради поиска истины.

Еще раз послушаем песню.

http://youtu.be/lY5i4-rWh44

Итак, Размер песни 6/8, так как  в ритмическом рисунке отчетливо вырисовывается  относительно слабая доля и 4-х тактовое предложение, что логично для песенной формы. Говорят есть записи с размером 4/4 триолями или 12/8. Трудно сказать как можно было так посчитать, хотя теоретически на бумаге можно сделать и такую нотную запись.

Песня интересна тем, что строится на двух ладах - одноименном миксолидийском и дорийском.
Некоторые музыканты относят припев к тональному мажоро-минору, подгоняя  музыку к функциям TSD. 
Для того, чтобы доказать, что в данной песне идет отклонение в дорийский минор,  анализ гармонии более наглядно проводить на уровне септаккордов, а не трезвучий.
Если считать, что субдоминанта в припеве есть мажорная ступень (из одноименного мажора, хотя это не подкрепляется мелодией), то тогда на ней должен строиться большой мажорный септаккорд Amaj7. (В мажоре, как все знают S - IV+7). Теперь попробуйте сыграть в припеве  на субдоминанте  этот аккорд. Получите удовольствие)))) Он никаким боком туда не клеится.  На этой ступени звучит по мелодии и (и соотвественно по гармонии) малый мажорный септаккорд, который соответствует IV ступени дорийского минора, который звучит в мелодии.
Таким образом, данная песня состоит из двух ладов E миксолидийский в запеве с  отклонением в E дорийский минор в припеве. Во втором предложении припева, для возврата в мажор (в запев) происходит модуляционный оборот. Интересен он тем, что аккорд F#m7 является ii второй ступенью дорийского минора, и в тоже время этот аккорд является субдоминантой для E (куда идет модуляция). Для подготовки новой тональности по Edur получается стандартный оборот ii V I. Доминантсептаккорд B7 функционально сразу настраивает слушателя на мажорный лад и возвращает к теме.

Кстати, попасть в затруднительное положение при анализе песни через записанные ноты достаточно легко. Если (особо не вдаваясь в детали) всю запись песни сделать в тональности E (4 диеза), без смены ключевых знаков в припеве на Em (1 диез), то можно подумать, что аккорд Em в припеве просто «случайная» минорная ступень. И по такой записи кажется, что в припеве одноименный мажоро-минор. И хотя мелодия и аккорды это не подтверждают на практике неправильная нотная запись может здорово запутать анализ.
« Последнее редактирование: Декабря 16, 2014, 05:33:15 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн slslslsl

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 938
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #1 : Декабря 16, 2014, 02:46:42 »
Интересно было почитать.

Дмитрий, а как вы относитесь к словам Леннона и Маккартни, когда их спрашивали о каких-то сложных и необычных гармониях в их песнях, они отвечали что никаких гармоний не знают, просто методом тыка "натыкали" то что хорошо звучит? Ведь может же такое быть? Мне кажется, так и было на самом деле.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #2 : Декабря 16, 2014, 05:27:54 »
Так оно и было... Творческая задача + вкус на основе слухового отбора - хорошо/плохо, нравится/не нравится.
Вот посмотрите хотя бы начало видео как Евгений Маргулис рассказывает как он сочиняет песни. Очень показательно! 

http://youtu.be/lgMGOz1tB4c







Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #3 : Декабря 16, 2014, 09:35:57 »
А вот анализ, который послужил причиной создания этой темы:
The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни

Оффлайн Gnot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1506
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #4 : Декабря 17, 2014, 17:23:46 »
Есть тема "гармошки". Анализируйте лучше там. И нужно написать аккордовую последовательность в буквенно-цифровом виде, как учил тому eye

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #5 : Декабря 26, 2014, 10:11:48 »
Дмитрий Малолетов, Сделайте разбор "Venus" от Shocking Blue. Я два разных видел. В одном разборе был упор, что E-A, это II-V по Ре-мажору. В другом, что это Ми минор с мажорной субдоминантой. Может, Вы внесете ясность.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #6 : Декабря 26, 2014, 21:15:45 »
Ре мажор это жесть! ))) Так можно и  VI - II  по До мажору посчитать.)))

Первая  часть построена на смене Еm дорийского и натурульного минора. Кто-то может посчитать, что Аm временная дорийская тоника, но так как этом обороте все равно присутствует тяготение в  центральную тонику (Еm), то понятно, что это отклонение в Еm натуральный минор. Для того, чтобы понимать такие явления надо научиться отделять смену тоники от смены окраски лада. Это только по чувствам делается, так как теоретически можно объяснять явления и так и сяк.

Шестая ступень С7 в брейке переводит характер в блюзовый лад (в ладу в гармонии появляется  b5 - характерный блюзовый тон). Далее  (где в доминанте (B SUS) играется гармонический минор.

Таким образом, вся вещь построена на игре разных миноров на одной тонике. Очень характерно для рока.

... и добавил:

Powerhand мне кажется основная ваша проблема, что видя в субдоминанте мажор вы начинаете ее мыслить как мажорную ступень. А это ступень ДОРИЙСКОГО минора, который в половине песен в рок-музыке. Вам надо изучить дорийский минор и все проблемы пройдут. И еще понимать, что ни одна песня не играется в одном ладу (как правило), в минорных вещах задействованы разные миноры - натуральный, гармонический, блюзовый, дорийский. И их переплетение дает необычность звучания песен и сложность при анализе.
« Последнее редактирование: Декабря 26, 2014, 21:26:58 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #7 : Декабря 26, 2014, 22:44:44 »
Дмитрий Малолетов,
Я правильно понял? - Еm-A  - это дорийский МИ-минор, Аm-D  - обыгрывание субдоминанты натурального Ми минора - Аm?
Хотя Ам я всегда воспринимал , как субдоминанту. И ход рассматривал, как IV-IIV в Ми Миноре

Я понимаю вас по поводу окраски дорийского минора. После беседы про "Дом восходящего солнца"  мне вспомнились еще две замечательные композиции, которые когда-то не мог понять   - это Blue Hotel в исполнении Криса Айзека (там правда чуть хитрее: Аm - D-Dm   - ИМХО очень красивый ход ) и Heart Full Of Soul от Ярдбердз ( которую тоже пел Крис Айзек и Раш) Dm-G-B-Dm.

Не знаю сколько пройдет времени, чтобы каждый мажорный аккорд не считать отклонением в одноименный мажор или какую-то иную мажорную тональность. Процесс идет  и это главное. Но хочу заметить, что с толку сбивает не только неопытный слух (он то , как раз заставляет сомневаться), а бесчисленные теоретизировоания дилетантов: вот, вам  еще один аргумент против изучения теории перед слуховой практикой в известном споре ))

По этому простая человеческая просьба  - относитесь более снисходительно к любителям.

« Последнее редактирование: Декабря 26, 2014, 22:52:17 от Powerhand »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #8 : Декабря 26, 2014, 22:57:33 »
Я в теории всегда опираюсь на слух. Понятно он не как у Моцарта, но все же. ))) Я всегда анализирую лад. И от этого строю концепцию. Теоретически можно описать все что угодно и разными способами и никто не докажет свою правоту. Вполне можно допустить, что ход Am D это отклонение в А дорийский. Может музыкант так и мыслил... Но лад Ми минор (во всех его интерпретациях пронизывает всю песню и всю песню тоника чувствуется и нет малейших сомнений, что это МИ- минор. А вот внутри этого минора происходят ладовые окраски. Теоретически тут тоже есть много концепций. Теория описывает явления и описание можно сделать разными языками. Но суть не меняется. Ладовое ощущение это приоритет при анализе - главный элемент на котором строится все остальное. Если лад пойман, то дальше уже все понятно. Но бывают сложные моменты, когда лад меняется, (ощущается временный тональный центр), когда есть отклонения и смена лада... Там при анализе доходит до драки)))) И на 10 страницах люди не могут определить где тоника))) Хотя в песне два аккорда)))

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #9 : Декабря 26, 2014, 23:13:01 »
Но бывают сложные моменты, когда лад меняется, (ощущается временный тональный центр), когда есть отклонения и смена лада... Там при анализе доходит до драки)))) И на 10 страницах люди не могут определить где тоника))) Хотя в песне два аккорда)))
И никакой утончённый слух не помогает определить, где тоника.

Теоретически можно описать все что угодно и разными способами и никто не докажет свою правоту.
И тем не менее Вы настаиваете на своей правоте.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #10 : Декабря 26, 2014, 23:19:51 »
Дмитрий Малолетов, Вы советовали играть различные лады на один аккорд (записать в секвенсор) У меня есть более доступный способ - самоиграйка Кассио. Я обыгрывал каждую ступень дорийского лада, чтобы получить тот самый слуховой опыт. Окрас конечно иной , чем в натуральном миноре. Но, как мне показалось - такими формальными упражнениями много не добьешься. Я забил в Сонар известную композицию "В лесу родилась елочка" (куда ж без нее родимой) и транспонировал в дорийский минор. И о чудо - вот он раскрылся в своей красе. Я не знаю верно ли я поступил - гармоническое сопровождение я тоже транспонировал механически - просто понизил третью  и седьмую ступень (по мажору).
В конце концов я сделал два варианта - чистый дорийский и вариант где при наступлении предполагаемой доминантовой функции между IIV и I ступенью оставил пол тона.  Не знаю , как из Сонара вывести вавник, по этому показать пока не могу.

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #11 : Декабря 26, 2014, 23:37:46 »
У дорийского минора:
субдоминанта - мажор,
а доминанта - минор.
Вот такая, понимаешь, загогулина получается (Ц).

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #12 : Декабря 26, 2014, 23:40:10 »
alexander.pronin56, Что мешает нам, подобно ситуации в натуральном миноре сделать ее мажорной и повысить седьмую ступень на время ее действия? Оба варианта получились интересными на мой взгляд.

Дмитрий Малолетов,Суть проблемы: как правильно гармонизировать Дорийский лад? Уместно ли использовать мажорную доминанту и повышать седьмую ступень при наступлении аккорда V ступени? Вообще -уместно ли использовать термины "субдоминанта" , "доминанта" для дорийского и других ладов. Ведь на слух нет таких тяготений , как в натуральном и гармоническом ладах.

p .s.Мне кажется, для усвоения характерного звучания лада  упражнения надо играть не на один тонический аккорд , а на последовательность . Например Am-D; Em-A и т.д. Может подскажете более эффективный путь?
« Последнее редактирование: Декабря 26, 2014, 23:55:19 от Powerhand »

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #13 : Декабря 26, 2014, 23:52:58 »
Вся теория - это подгонка под чьи-то взгляды. Я насмотрелся на это. В другой области, но смысл везде одинаковый.
Получаем 2 взаимоисключающих результата. В начале первый вариант - объяснили. Потом второй вариант - объяснили.
Вот, что такое теория.
Сделать можно все, что угодно. Единственный критерий - слух, но и он развивается или портится. Это зависит от точки зрения.

Оффлайн Powerhand

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
Re: The Beatles — Norwegian Wood, анализ песни)))
« Ответ #14 : Декабря 27, 2014, 00:00:55 »
alexander.pronin56, При всем уважении... Вы "попали пальцем в небо".  Речь идет о том, как избежать "изобретения велосипеда". Вы же не собираетесь заново изобретать диатонику, а пользуетесь готовой схемой Тон -тон-полутон и т.д. Даже если Вы не знаете этой схемы описанной формально, то Вы используете ее в аппликатурах . И аппликатуры ВЫ тоже не сами изобрели. И так далее, если разобраться то Вы напичканы чужими знаниями и чужим опытом.