Вот тоже игра абстракциями: можно говорить об "неустое-устое", можно о "доминанте-тонике", можно об "А и Б сидели на трубе" =)
Вот спорщик как раз вы, при чем спорщик-"философ", что самое утомительное...
"Устой-неустой" - это общая категория, "доминанта - тоника" - реализация этих функций в определенной ладогармонической системе. То есть всякая доминанта являетсмя неустоем, но не всякий нейстой - доминанта. А вы все свалили на один логический уровень. Я думаю, дальше продолжать ли...
Например, звуки Соль-си-ре-фа - это абстракция? В зависимости от контекста это может быть названо а) созвучие, б)септаккорд; в)малый мажорный септаккорд; в)доминантсептаккрд; г) арпеджио; д) G7, e) D7 ; ж) V7 и тд - но никак ни "А и В сидели на трубе".
Но если вы философ, то здесь можно кого угодно заболтать и в чем угодно убедить. Только кому это интересно и зачем?
Верно ли, что замены могут варьироваться по степени "притянутости"? То есть что одни замены более тривиальны, другие менее.. Что ли "степени родства замен" =)
Тривиальноть - понятие относительное, субъективное, тем более в музыке. Можно вообще смотреть на технику замен как на тривиальность, а можно, как на инструмент.
В музыке тривиальность в другом. Ну, "степень" родства с исходным аккордом может быть на основе количества общих тонов. То есть наименее родственными будут аккорды имеющие один общий тон. И совсем не родственными - не имеющие общих звуков. Однако есть и другие факторы.
Пример: верно ли что замена септаккорда на нонаккорд является нефункциональной?
Неверно, если имеется ввиду та же основа и если я правильно понял утверждение "нефункциональна" - то есть нарушающей функцию.
Вообще, это считается не заменой в контексте техники замен, а расширением вертикали.
То есть, если вы из аккорда выбросите все, кроме 3 и 7, то это не будет считаться заменой. И наоборот. Хотя могут быть и исключения, когда надстройки и альтерации меняют класс аккорда.
Тогда почему в большой степени эта замена меняет смысл контекста? Как, впрочем, и тритоновая.. Или это случай функции фонизма?
Функциональный смысл не меняет. А краски, голосоведение, звучание меняются. И функции и фонизм присутствуют всегда, с преобладанием одного над другим. И надо помнить, что речь идет о функциональной гармонии.
На всякий случай замечу, что контексте SDT фонизм - это не функция, а краска, характер звучания самого аккорда, обусловленный его строением. Функция - это его стремление двигаться или находиться покой. Хотя, конечно, в другом "глобальном" контексте можно выразиться "фонические функции гармонии".
Кроме фонизма - что?
Откуда я знаю - это же не я говорю о существовании или необходимости введения других функций. Мне достаточно 2-3х и их комбинаций. Хотя... может медианту(ы) считать еще одной функцией? По мне пусть остаются S/T и D/T с преобладанием той или иной функции в зависимости от контекста. Что касается DD, K, N и тд все-таки это частные случаи основных фунций, либо модализмы.
Пожалуйста, будьте снисходительны - я пытался лишь иметь в виду то что пытался иметь в виду.
Откуда мне знать, что вы пытались иметь ввиду?
Мне хочется попробовать один тезис (я в танке), но сначала, пожалуйста, могли бы Вы пояснить - в такой жёсткой ситуации всего с двумя функциями, за счёт чего возникают "оттенки"?
Какие оттенки имеются ввиду? Лучше бы конкретный пример привели. Я буду отвечать так, как я понял вопрос.. Оттенки возникают в следствии того, что аккорды, входящие в соотвтствующие функциональные группы (одну из трех) группы, имеют несколько разный ступеневый состав, поэтому одни являются более яркими носителями функции, а другие менее вплоть до бифункциональности. Это касается тональной ладогармонической системы с вертикальными отношениями (то есть ступени рассматриваются в контексте аккордов с их отношениями). В модальной другие функции, так как там работают горизонтальные "мелодические" взаимосвязи ступеней.
Дайте сразу определение диатоники - слишком уж вы въедливый спорщик =)
Рага Хиндустани или Карнатака? То есть мы имеем в виду Тхаат или Мелакарту?
Бундахури и Паратхука!
Относительно диатоники в раге я с вами не спорил, а всего лишь спросил. А теперь получается, что спрашиваете вы, вместо того, чтобы просто ответить. Определение диатоники можно прочитать в учебнике или хотя бы в вики. См. ссылку ниже.
Дайте тогда пример индийской раги в ладу аналогичному ионийскому. Я ведь писал, что мало (мягко говоря) разбираюсь в индийской раге. Может это будет для меня приятным открытием. Буду раги на фортепьяно играть, на белых клавишах. ))
Кстати, мне почему-то не попадались ноты раг. )) Дайте тааабы!

В любом случае, рага (за единичными исключениями) начинается с набора из пяти нот. Набор из семи нот образует лад для сампурна (полную) раги, и только "диатоникой" дело не ограничивается (буду всё брать в кавычки - я так понял, диатоника - фишка чисто евротональная? тогда, согласитесь, "церковные лады" название не более удачное чем "лады народной музыки").
Диатоника - это интервальная система... впрочем читайте сами
http://ru.wikipedia.org/wiki/Диатоника
и, пожалуй, http://ru.wikipedia.org/wiki/Роды_интервальных_систем
Никаких 5, 22 звуков, микрохроматики, двух полутонов следующих подряд и тд. - 7 ступеней, которые можно расположить по квинтам. (Хотя вот пишут, что может быть неполная диатоника, но не может быть расширенной. не знаю...) Проверьте на этот тест индийские лады.
Насчет "церковные", "народной музыки", "григорианские" и прочее. В теории музыки полно неудачных названий, да и не наука это пока, а так, приблизительное описание каких-то явлений.
А в общем - да, наверное, "евротональная".
Это характерный для самоучек обскурантизм, так что это не должно Вас оскорблять =)
То есть вы назвали меня самоучкой, я правильно понял?
Там 22 микрохроматических тона, но это не должно смущать - южноиндийская вина темперируется близко к нашей равномерной. Саргам 7 нот соотв. нашему родному натур.мажору.
При чем здесь темперация? 22 тона это иной интервальный род. Если только 5 ступеней, то тоже не диатоника, а пентатоника или что-нибудь.
Опять вопрос - Саргам имеет исключительно 7 фиксированных ступеней? Их можно расположить по чистым квинтам? Пожалуйста, пример в студию.
С другой стороны, мне в общем-то все равно - что хотите, то и называйте диатоникой. Я просто буду с знать с чем и с кем имею дело, и, соответственно, воспринимать ваши тексты и блог. И вы уж не обижайтесь.