Автор Тема: Трезвучия для начинающих  (Прочитано 17047 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Psixodelik Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1130
Трезвучия для начинающих
« : Августа 11, 2016, 00:20:43 »
Данной темой хочу начать цикл статей, посвященных базовым понятиям и рассчитанных на начинающих гитаристов. В данной статье хочу рассмотреть трезвучия и если будет отклик, то продолжу. В планах тогда будут септаккорды, надстройки и так далее

Вступление

Привет всем читателям. Сегодня я хотел бы познакомить вас с таким понятием,  как аккорды, а точнее с трезвучиями

Многие начинающие гитаристы, которые только начинают играть композиции своих любимых групп, задаются вопросом : почему здесь именно такой аккорд (минорные или мажорный)?  Что за цифра 7 в некоторых аккордах и как же все таки запомнить все эти аккорды,  ведь в некоторых "особых"  книжках этих аккордов бывает и 100 и 200 и 1000. В нескольких статьях мы ответим на все эти вопросы и научимся строить эти самые 100, 200 или 1000 аккордов :) Так же разберёмся с тем, почему в одной тональности играется, например, аккорд соль мажор, а в другой уже соль минор.

Отступление: для того, что бы осознать весь материал, настоятельно рекомендую прочитать тему: Обязательно для всех начинающих - выучить ноты на грифе!

Теория

Что ж,  давайте разберёмся с самого начала и определим,  что же такое аккорд:

Аккорд – созвучие, состоящее из трёх и более звуков,  которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Давайте разбираться в написанном:
  • Аккорд – трезвучие,  состоящее из трёх и более звуков. Здесь все понятно. Для того,  что бы однозначно определить аккорд,  нам необходимо наличие трёх главных составляющих: тоники, терции и квинты. Из этого правила есть исключения (например power-аккорды, но с ними мы разберёмся позже)
  • Созвучие расположено или может быть расположено по терциям. Данное утверждение гласит,  что взятое нами созвучие можно представить как последовательность терций(малых и больших). Из этого утверждения тоже есть исключения,  но пока мы этого не коснемся.

Раз наш аккорд состоит из терций и в трезвучии таких терций две, то можно быстро понять, что возможны 4 варианта трезвучий (в скобках обозначение на примере аккорда до):
    1. Мажорное (C): б3+м3
    2. Минорное (Cm): м3+б3
    3. Увеличенное(Caug, C+5): б3+б3
    4. Уменьшенное(Cdim, Cm-5): м3+м3

Давайте рассмотрим пару примеров:

  • У нас есть ноты C, E, G. Взяв их вместе,  мы получим до-мажорное трезвучие. Мы видим две терции: от ноты C до ноты E и от ноты E до ноты G. Первая терция здесь большая,  а вторая малая. Это даёт нам право сказать,  что перед нами мажорное трезвучие.
  • Мы взяли ноты C, E, A. Если мы начнём считать между каждой парой нот интервалы, то быстро поймем,  что здесь не такая структура,  как в прошлом примере. Здесь соединены терция и кварта. Вспоминаем определение и не хитрым способом замечаем,  что если ноту A перенести в начало,  то получаем две терции: A->C и C->E. По составу здесь получилась малая и большая терция и теперь мы можем сказать,  что перед нами аккорд ля минор, а конкретнее ля секстаккорд

Вот нам встретилось такое странное понятие, как секстаккорд. Что же это такое?
Аккорды (в данном случае мы говорим о трезвучиях) могут быть представлены не только в виде последовательных терций, но так же и в несколько ином виде. Для начала попробуем в аккорде до мажор (который напомню состоит из нот C, E, G) перенести тонику (C) на октаву выше. В таком случае наш аккорд приобретёт следующий вид

Структура у аккорда получилась следующая: E, G, C. Мы имеем большую терцию и кварту, а между крайними звуками получилась секста, оттуда и пошло название первого обращения — секстаккорд
 
Если в секстаккорде мы переместим нижний звук (E) на октаву выше, то аккорд приобретёт следующий вид:

Теперь мы имеем следующую структуру: G,C,E. Кварта и терция, а между крайними звуками снова секста. Такое обращение так и называется - квартсекстаккорд

При изучении обращений важно понимать, что даже при широком расположении звуков обращения не изменяются. Важно знать, какая нота находится в басу. Трезвучие E, G, C будет секстаккордом, даже если ноту E опустить на октаву вниз, а ноту C поднять ещё на октаву вверх!

Вот пример:


Как мы видим, ноты здесь всё равно расположены в следующем порядке: E, G, C, поэтому это До-секстаккорд

Вот и вся основная теория, которую нужно знать о трезвучиях на начальном этапе. Теперь давайте же посмотрим, как всё это перенести на гитару

Практика
Для того, что бы быстро строить аккорды, можно использовать 2 пути:
    1. Использовать аккордовые формы (для мажора или минора)
    2. Строить трезвучия, используя знания расположения интервалов на грифе гитары

Начнём с аккордовых форм.
Каждый начинающий гитарист знает основные аккорды на гитаре в открытой позиции. Для мажорных аккордов формы следующие:
2139497-3
Для минорных аккордов следующие:
2139499-4

Если передвигать данные формы вверх по грифу (используя барре), мы можем получить все возможные трезвучия (мажорные и минорные) (для примера вспомните, как вы берёте аккорд F с барре на первом ладу, это та же форма аккорда E только сдвинутая на один лад). На картинках можно увидеть, где располагается тоника каждой формы (например для формы E тоника располагается на 6 струне), что позволит вам в любой части грифа получить необходимое трезвучие.



Что бы было наглядно, я нарисовал табличку аккордов в форме Ля минор. В ней наглядно видно, как двигая форму вверх по грифу можно получить все варианты минорных трезвучий. Помните, что тоника в этой форме расположена на 5 струне!





Потренируйтесь быстро ставить аккорды в этих формах и тогда для вас не станет проблемой сыграть незнакомую песню перед друзьями где-нибудь у костра.

Второй вариант построение трезвучий — использовать знания нахождения интервалов на гитаре. При кажущейся сложности вначале, данный способ идеально подходит для тех, кто в будущем хочет овладеть гитарой профессионально. При данном подходе вы сможете легко находить аккордовые ноты, например, во время исполнения соло.

Если вы овладели поиском интервалов на грифе, то вам уже всё должно быть понятно, но для наглядности разберём один пример. Нужно построить ля-минорное трезвучие от 12 лада на 5 струне. Алгоритм следующий:
   1. Мы знаем, что малая терция на 4 струне от ноты ля  (нота C) располагается на 10 ладу
   2. Достраиваем теперь малую терцию от 10 лада и получаем ноту E, которая находится на 9 ладу третьей струны

Так же существуют аппликатуры трезвучий, которые можно просто заучить. Вот пример аппликатуры мажора и минора для первых трёх струн:
2139501-6

(верхняя строка - мажор, нижняя - минор)

Благодаря доведённым до автоматизма навыкам игры трезвучий, вы сможете очень быстро играть простой аккомпанемент с листа, а при дальнейшем изучении гитары для вас станут понятны многие ходы в соло, когда гитарист играет ноты трезвучий



Использование знаний на практике

Наверняка у многих встанет вопрос: "А что дальше?"

Для начала нужно знать, какие аккорды используются в разных тональностях и почему. Проведём "расследование" на примерах тональностях C-мажор и D-минор.

Как мы знаем, C-мажорная гамма состоит из следующих нот: C,D,E,F,G,A,B. В ней нет диезов и бемолей, поэтому нагляднее всего начать с неё. Для быстрого усвоения материала, можно запомнить, что в мажорной тональности у нас появляются следующие группы аккордов:
    1. Три мажорных аккорда (C, F, G) (I, IV, V ступень лада)
    2. Три минорных аккорда (Dm, Em, Am) (II, III, VI ступень лада)
    3. Одно уменьшённое трезвучие (Bdim) (VII ступень лада)
Данная формула справедлива для всех аккордов в натуральном мажоре


Давай те же посмотрим, а почему собственно появляются именно эти аккорды:

   1. Берём первую пару терций: C->E и E->G. По своей структуре они образуют мажорный аккорд C
   2. Берём следующую пару терций D-F и F-A. Тут видим первую малую терцию и потом большую. Это нам говорит о том, что мы получили аккорд Dm
   .........
   7. Пара терций B->D и D->F. Тут картина несколько иная. Между нотами си и ре - малая терция (B->C(малая секунда), C->C#(большая секунда), C#-D(малая терция)) и между D и F тоже малая терция. Этот полууменьшённое трезвучие. Оно всегда строится на VII ступени натурального мажора и по своей сути не является ни мажором, ни минором.

Теперь рассмотрим минорную тональность D-минор.

Данная тональность содержит в себе следующие ноты: D,E,F,G,A,Bb,C
Для натурального минора тоже есть своя чёткая последовательность мажорных/минорных аккордов:
    1. Три минорных аккорда (Dm, Gm, Am) (I, IV, V ступень лада)
    2. Три мажорных аккорда (F, Bb, C) (III, VI, VII ступень лада)
    3. Одно уменьшённое трезвучие (Edim) (II ступень лада)

Понять, почему появляются такие аккорды можно, используя способ, который был использован для до-мажора



Используя эти знания, мы можем начать подбирать/искать свои гармонии в мажорных/минорных тональностях. В последствии вы поймёте, что одни аккорды лучше/хуже звучат в связке с другими, но это тема отдельной статьи.
« Последнее редактирование: Августа 11, 2016, 12:39:36 от Psixodelik »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Трезвучия для начинающих
« Ответ #1 : Августа 11, 2016, 00:31:03 »
Про обращения аккордов стоит добавить, что там важно, какая нота в басу, и это всё.
Если звуки До-Ми-Соль расположить абсолютно произвольным способом по высоте, но так, чтобы Ми была в басу, это будет мажорный секстаккорд До. Фактические интервалы между нотами аккорда при этом могут быть самыми разными, как и само количество этих нот, кстати.

Оффлайн Psixodelik Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1130
Re: Трезвучия для начинающих
« Ответ #2 : Августа 11, 2016, 08:09:55 »
Про обращения аккордов стоит добавить, что там важно, какая нота в басу, и это всё.
Если звуки До-Ми-Соль расположить абсолютно произвольным способом по высоте, но так, чтобы Ми была в басу, это будет мажорный секстаккорд До. Фактические интервалы между нотами аккорда при этом могут быть самыми разными, как и само количество этих нот, кстати.

Спасибо  :) Дополнил