Автор Тема: Видение грифа и импровизация с опорой на арпеджио септаккордов  (Прочитано 10077 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн manu Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 606
Давайте я начну с боксовой системы. В ее основе лежит октавная сетка. На эти октавные сетки вешаются аккорды и боксы. Минусы боксовой системы уже много раз обсуждались и их я касаться не буду.

В последнее время я стал задумываться о видении грифа на базе арпеджио. Идея следующая: мы опираемся на арпеджио септаккордов (благо их форм не так много), а научившись видеть все такие арпеджио на грифе мы добавляем к ним остальные ступени. Классические боксы мы используем только для пассажей.

В последнее время экспериментирую с этим подходом, сначала прогресс шел быстро и мне гораздо больше нравилось как я импровизирую, но в последнее время прогресса нет. Кто использует эту методику? Какие упражнения можете подсказать? Может быть какая-то программа изучения? Литература?

Оффлайн Imbalance

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 414
В общем-то так и надо. Только сформулированно немного доморощено, но в общем-то суть верна. Смысл в том, что соединяешь главные ступени аккордов с помощью, например, лада, скачков, вводных звуков и т.д. Аккордовые звуки - опора.
А если не ограничиваться септами, а добавить 9-ю, 11-ю,13-ю... и потом уложить это в пределах одной октавы, то получаем лад. Спрашивается, стоит ли разделять мышление ладом (типо горизонтальное) и мышление вертикалью, может на определённом этапе да.
А упражнения есть очень простое. Бершь пианино, садишься за него и нанинаешь играть гармонию например "Fly me to the moon" в разных аппликатурах, по схеме "общие на месте, остальные вниз". В этом есть глубокий смысл, сразу становится понятно, как взаимодействуют между собой ступени аккордов. Ну и желательно внимательно послушать Bill Evans'a.

Оффлайн manu Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 606
Imbalance, не очень понял что значит "общие на месте, остальные вниз", можешь разъяснить?

Я понимаю что от аккорда до лада пару шагов, но септаккорды выбраны т.к. нужна какая-то ось на которую можно нанизывать остальные ноты.

Оффлайн Imbalance

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 414
Допустим последовательность:
Am7 | Dm7 | G7 | Cmaj7 | и т.д.
Берём ля например в следующей аппликатуре (ноты называю по высоте снизу вверх)
1)Аккорд (Аm7) Ля-ми-соль-до
2)Аккорд (Dm7) Ля-ре-фа-до  (ми поменялась на ре, а фа - на соль. Ля и до - общие)
3)Аккорд (G7) Соль -ре-фа-си (ля поменялась на соль, до - на си. Ре и фа - общие)
4)Аккорд (Cmaj7) Соль-до-ми-си (ре поменялась на до, фа - на ми. Соль и си - общие)

Оффлайн manu Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 606
Imbalance, спасибо, попробую.

Оффлайн ribbani

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738

manu,видение грифа на базе септаккордов это отличная идея,но мне кажется ,что лучше на базе трезвучий)))

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
А какая разница видение арпеджио трезвучий или септаккордов, лады или пентатоника? - это и называется "играть в аккордовых формах". Разумеется, начинать надо с устойчивых ступеней 1-3-5-(7) (поэтому в основе этого подхода так же октавная система), но в конце концов видишь все ступени (устойчивые и неустойчивые) в аккордовой форме и все воплощения аккордов и прочего - в аккордовой форме.
« Последнее редактирование: Марта 23, 2012, 00:43:20 от eye »

Оффлайн ribbani

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738
Если рассматривать с теоретической точки зрения,то ни какой))практически-разница есть))

Онлайн darkmagus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3201
Идея следующая: мы опираемся на арпеджио септаккордов (благо их форм не так много),

Если вся выгода в количестве форм, то можно вообще играть только в одной-двух. Никто же не заставляет использовать все.
От арпеджио всё равно никуда не денешься, даже когда играешь в боксах, оно всё равно является главной основой и теоретически, и практически.

Оффлайн ribbani

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738
Можно играть в одной или двух формах,но Вы потеряете свободу мелодизма,лучше использовать все))

Оффлайн fire garden

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 128
Чисто теоретические изскания никогда не дадут значительного практического эффекта. Если говорить об импровизации, то арпеджио - это, конечно, хорошо и нужно, но это далеко не все, что нужно, и одной из самых основных повседневных практик здесь должна быть наработка материала. Нужно каждый день отрабатывать какие-то фразы, придумывать способы варьирования этих фраз, учиться использовать все это в реальной импровизации на различные гармонии, ритмики и стили. Писать соло. Помимо этого снимать еще какой-то новый материал, оттуда брать новые идеи, начинать отрабатывать их, придумывать на этой базе (или на базе теоретических знаний) что-то свое, и это тоже отрабатывать и учиться этим пользоваться.

Оффлайн manu Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 606
fire garden, это и так понятно. Хотелось бы здесь не отходить от заданной темы, которая заключается в попытке преодоления проблем боксовой системы.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Хотелось бы здесь не отходить от заданной темы, которая заключается в попытке преодоления проблем боксовой системы.
manu, "арпеджио" в позициях (аккордовые формы CAGED) это те же боксы. Только боксы используются в "горизонтальной", ладовой ситуации, а аккордовые формы - к вертикальной - при обыгрывании преимущественно каждого аккорда гармонической последовательности.

Поясню: любой стандартный бокс минорной пентатоники содержит "арпеджио" (содержит ступени) минорного трезвучия или септаккорда. Так же бокс мажорной пентатоники включает звуки мажорного трезвучия или трезвучия с секстой. Добавляя в эти боксы звуки из какой-либо гаммы можно получить звуки любого 7-аккорда (нюансы опускаю).

Если вы этого не видите, значит проблема не в боксах, а в вашем восприятии грифа. То есть нужно, чтобы под точечками на грифе были видны два параметра звука: а) его "абсолютное" название; b) ступень относительной выбранной тоники.

И,manu,  вы правы, запоминание ступеней удобнее начинать с 3х-4х опорных звуков -трезвучия или 7-аккорда (ступени можно видеть относительно тоники текущего аккорда, а можно относительно тонального центра).
Таким образом, это одна сторона проблемы - видеть на грифе "ноты" и ступени (а ступени еще и слышать).

Вторая проблема - привязка к позициям, боксам, аккордовым формам CAGED, диагональным аппликатурам,  к аппликатурам по-три-звука-на-струне и тд и тп.
В этом случае позиционные арпеджио (или диагональные цепочки арпеджио или боксов) не помогут.

Для преодоления зависимости от позиций надо играть (импровизируя) и петь в унисон по одной струне (даже одним пальцем, как советовал Метини)- начиная с арпеджио (ступени аккорда), опевания аккордовых ступеней и потом пентатоники, гаммы и, наконец, мелодии. Сначала прорабатываются отдельные аккорды или лады, потом связки аккордов. Все это делается отдельно на каждой из струн.
Как говорил Пэт Метини, показывая на гитару, "на самом деле это шесть гитар".
« Последнее редактирование: Марта 23, 2012, 15:14:11 от eye »

Оффлайн rock-front

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 244
Если вы этого не видите, значит проблема не в боксах, а в вашем восприятии грифа.

Ух... Спасибо за разъяснение. Я уже испугался после первого сообщения этой  темы, что играя в боксах что-то делаю "не так", и опять нужно срочно переучиваться.  :o

Оффлайн manu Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 606
manu, "арпеджио" в позициях (аккордовые формы CAGED) это те же боксы. Только боксы используются в "горизонтальной", ладовой ситуации, а аккордовые формы - к вертикальной - при обыгрывании преимущественно каждого аккорда гармонической последовательности.

Вы абсолютно правы. Как я понял, моя проблема заключается в попытке использовать аккордовые формы и связанные с ними боксы в "горизонтальной" ситуации.

Если вы этого не видите, значит проблема не в боксах, а в вашем восприятии грифа. То есть нужно, чтобы под точечками на грифе были видны два параметра звука: а) его "абсолютное" название; b) ступень относительной выбранной тоники.

Аккордовые формы мне этого не дают. Конечно можно визуализировать ступени на аккордовой форме, но подход с "арпеджио" для меня естественнее и я чувствую что у меня гораздо больше свободы и уверенности.

И,manu,  вы правы, запоминание ступеней удобнее начинать с 3х-4х опорных звуков -трезвучия или 7-аккорда (ступени можно видеть относительно тоники текущего аккорда, а можно относительно тонального центра).
Таким образом, это одна сторона проблемы - видеть на грифе "ноты" и ступени (а ступени еще и слышать).

Сегодня утром я нарисовал для себя вот такую диаграмму:


Мне кажется что я смогу научиться визуализировать такую картинку для всех ладов во всех формах, что должно помочь в "горизонтальной" ситуации. Более того, я знаю обращения "арпеджио" поэтому я знаю какая точка в ней является какой ступенью.

Вторая проблема - привязка к позициям, боксам, аккордовым формам CAGED, диагональным аппликатурам,  к аппликатурам по-три-звука-на-струне и тд и тп.
В этом случае позиционные арпеджио (или диагональные цепочки арпеджио или боксов) не помогут.

Вот тут не понятно почему "арпеджио" не не помогут, можете пожалуйста разъяснить? (я еще сам не понял возможно это или нет)