Автор Тема: Вопрос о Guide Tones  (Прочитано 1593 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Fender Lover Автор темы

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 372
Вопрос о Guide Tones
« : Октября 13, 2014, 20:36:46 »
 Уважаемые коллеги, такой вопрос возник. Guide tones - одно из важных явлений в джазовой гармонии. Погуглил достаточно, но так и не нашел для себя исчерпывающей информации.
  В большинстве случаев под этим понимается 3 и 7 ступень аккордов. При кварто-квинтовом движении гармонии 3 разрешается в 7, а 7 - в третью. Это все понятно. Но ведь голосоведение происходит не только с этими ступенями.      1) Можно ли понимать под Guide Tones (кстати, какой русскоязычный принятый перевод этого термина?) другие ступени? К примеру оборот Iim7-V7-Imaj7 в тональности до-мажор. Нота "ля" (квинта аккорда ре-минор) двигается на полтона вниз и превращается в ноту "ля-бемоль" (пониженная 9-я ступень аккорда G7) и далее разрешается в ноту "соль" (квинта аккорда до-мажор). Являются ли эти ноты "guide tones"?
2) Как быть с общими нотами? К примеру в вышеприведенном примере на аккорд ре-минор мы играем ноту "фа" - третья ступень, а в аккорде G7 мы остались на этой же ноте - септима аккорад G7. То есть это в большей степени common tones - общие звуки. Или же здесь тоже guide tones? Как правильней это назвать?
 Спасибо заранее за ответы :)
 

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вопрос о Guide Tones
« Ответ #1 : Октября 13, 2014, 23:01:21 »
Уважаемые коллеги, такой вопрос возник. Guide tones - одно из важных явлений в джазовой гармонии. Погуглил достаточно, но так и не нашел для себя исчерпывающей информации.
Интересная тема, подписываюсь! :)  :)  :)
Здесь думаю вся проблема в мышлении, т.е оно "аккордовое" или "мелодизированное". На ум приходят многие "аналогии" из "классики", как, например:
задержание, проходящая нота, камбиата и т.д (по описанию в интернете). Вопрос, почему они "guid"? Если честно, то сама не знаю эквивалент для русского языка, но подразумеваю, что это обобщающее понятие для разных "академических" явлений. ;)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Вопрос о Guide Tones
« Ответ #2 : Октября 14, 2014, 03:56:18 »
В моем представлении ведущие тона, Guide Tones - характерные звуки гармонии, использование которых в импровизации, придает мелодии ощущение движения аккордов и связь аккордов.
То есть, если вы остаетесь на месте при смене гармонии, то труднее будет услышать смену в одноголосной линии.
Таким образом ведущие тоны - это гармонические звуки, которые используются в мелодии, чтобы подчеркнуть гармонию, особенно смену гармонии.

Наиболее типичными и яркими являются терция и септима аккордов, так как они отвечают за наклонение и функцию аккорда. К тому же при кварто-квинтовом движении аккордов они плавно переходят друг в друга.

Однако ведущая линия может складываться и из других аккордовых тонов и надстроек - главное, чтобы эти ведущие тоны образовывали некую каркасную линию, отвечающую за гармонию, вокруг которой вьется мелодия.

Например, на стандартный оборот можно выписать такие ведущие тона, образующие ведущую линию:
|Сmaj7_|A7__|Dm7   |G7   |Cmaj7
1)e___d-с#_g-f____c-b___f-e   
2) c____c#___d_____d#__e
3) b____bb___a_____ab___g

Подробнее можно почитать в статье "Конструктивные тоны" в сборнике Специальный джаз-2 (Guitar College или торрент).

Оффлайн Fender Lover Автор темы

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 372
Re: Вопрос о Guide Tones
« Ответ #3 : Октября 19, 2014, 00:20:41 »
Алиса84, eye,  Спасибо за проявленный интерес к теме :)

eye, Спасибо за развернутый ответ! :good:
 Несколько уточнений :rolleyes:

В моем представлении ведущие тона, Guide Tones...
Т.е. единственно правильного и принятого всеми определения Guide tones - нет? Общий смысл понятен, но в нюансах трактовки могут немного отличаться?


Например, на стандартный оборот можно выписать такие ведущие тона, образующие ведущую линию:
|Сmaj7_|A7__|Dm7   |G7   |Cmaj7
1)e___d-с#_g-f____c-b___f-e   
2) c____c#___d_____d#__e
3) b____bb___a_____ab___g


 Т.е. Guide tones могут образовывать не обязательно плавный контур мелодии (с шагом в полтона или тон) - как в примерах 2 и 3. Но также могут использоваться и широкие интервалы как тритон (с#_g) - пример 1. Или же скачок на широкий интервал допустим на одном аккорде, а не на связке двух аккордов?
 Или же все-таки Guide tones и плавность голосоведения - это две не связанные между собой вещи - они могут сочетаться, а могут - и нет?

 Можно ли рассматривать всю гармонию с точки зрения того, что все голоса - это либо:
 - guide (ведущие) tones, либо
 - common (общие) tones, либо, возможно
 - passing (проходящие) tones?


Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Вопрос о Guide Tones
« Ответ #4 : Октября 19, 2014, 01:18:22 »
Т.е. единственно правильного и принятого всеми определения Guide tones - нет? Общий смысл понятен, но в нюансах трактовки могут немного отличаться?
В музыке это сплошь и рядом. Важно не определение, а что это может вам дать и как это будет работать оптимальным образом.

Цитировать
Или же все-таки Guide tones и плавность голосоведения - это две не связанные между собой вещи - они могут сочетаться, а могут - и нет?
 Можно ли рассматривать всю гармонию с точки зрения того, что все голоса - это либо:
 - guide (ведущие) tones, либо
 - common (общие) tones, либо, возможно
 - passing (проходящие) tones?
Думаю, не стоит смешивать голосоведение в гармонии и способ привнести гармонический элемент в одноголосную мелодическую линию.

Цитировать
Т.е. Guide tones могут образовывать не обязательно плавный контур мелодии
Думаю, любое сочетание подойдет, лишь бы оно образовывало некое подобие простейшей мелодии,  опорной линии, на основе которой можно строить что-то вроде более сложной вариации.