Автор Тема: Вопрос про лады и блюзовую ступень.  (Прочитано 1044 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Woland73 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 464
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Вопрос в следующем.
В книге Попова написано "любой из ладов можно утяжелить блюзовой ступенью".Суть то ясна.
Но вот допустим берем простеший случай - тональнсть C-dur.И скажем играем миксолидийский лад на неё.
В мажоре эта самая блюзовая ступень будет 3-я, т.е. b3
У нас получается F миксолидийский.
Вопрос: ступень третья добавляется относительно самого лада (т.е. bA) или же от основной тональности(т.е. bE)?

Кое какие домыслы и логика подсказывает, что второй вариант - bE. Да и на слух мне кажется тчо должно быть именно так. Логически я уже потом пытался это обосновать для себя.Так ли это?

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1229
  • unpozorable 8)
Re: Вопрос про лады и блюзовую ступень.
« Ответ #1 : Июня 29, 2011, 16:05:37 »
Попробую ответить, но не уверен, что я прав.

1. Если я правильно понял логику, согласно которой выбирается миксолидийский лад, а именно - совпадение звукоряда, то на C dur будет не фа, а соль миксолидийский. Фа будет лидийский.

2. При попытке играть G миксолидийский поверх C dur, скорее всего всё равно будет слышаться C dur, т.к. тоника - до. Чтобы "ладовость" реально проявилась, надо чтобы тоника была соответственная. Например - играть G миксолидийский поверх септаккорда G7, но тут я сам плохо всё знаю. Проще ноту соль на басу взять и поиграть поверх нее миксолидийский.

3. Блюзовая ступень - относительно лада, вестимо. Вообще, как я это всё понял - подобные ноты надо использовать по ситуации, как проходные или какие-то внезапные добавочные.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Вопрос про лады и блюзовую ступень.
« Ответ #2 : Июня 29, 2011, 16:16:15 »
Цитировать
Но вот допустим берем простеший случай - тональнсть C-dur.И скажем играем миксолидийский лад на неё.
Это отнюдь не простейший случай, так как вы берете тональность и пытаетесь применить какой-то миксолидийский лад (непонятно какой, то ли C, то ли F, то ли G), то есть модальную систему. А между тем Тональность До мажор - это иная система, основанная на функциональных ладах, а не так называемых народных - диатонических.

Поэтому надо идти от простого сложному:
1. Ладовая игра - создание музыки на основе ладового звукоряда
2. Тональная игра - создание музыки на основе натурального мажоро-минора - функционально-гармонических ладов.
3. Ладовая игра в тональной системе - горизонтальный подход
4. Ладовая игра в тональной системе - вертикальный подход

Первый случай самый простой - вы берете какой-то диатонический лад (ладотональность), играете в нем, добавляя блюзовые ноты.

Второй - в чистом виде неприемлем для блюзовых нот, так как ступени данного мажора рассматриваются как элементы текущей гармонии, то есть вертикально. А блюзовые тона имеют модальное происхождение. Но эти блюзовые ступени могут рассматриваться как надстройки и альтерации в аккордах. Например "блюзовый" Eb на G7 будет G7+5.

Третий. Вы рассматриваете данный тональный натуральный мажорный лад не как функционально-гармонический, а как модальный (то есть ионийско-эолийский) и добавляете в него блюзовые ноты, как бы игнорируя гармонию.
Либо накладываете на тональность какой-то иной лад - полимодальность.

Четвертый. Вы рассматриваете каждый текущий аккорд, как временный ладовый центр со своим ладом. Не только "рассматриваете", но и заставляете его так звучать. Для этого нужны определенные условия и это может оказаться не простой задачей - вы должны разрушить функциональные связи гармонии (то есть восприятие роли каждого аккорда относительно тоники (S,D->T) Грубо говоря, например, чтобы доминанта на V ступени тональности воспринималась уже как тоника. Если это удается, то можно добавлять те самые блюзовые тоны. Если не удается, то блюзовые ноты будут работать, как проходящие, вводные, вспомогательные, но не как блюзовые, так как они могут взаимодействовать с главной тоникой (T) тональности. То есть какой-нибудь Ab в момент звучания Dm7(ii7) будет восприниматься не как b5, а как b6 в тональности До мажор.
Соответственно, эти тоны могут "прозвучать" - если повезет, а могут не "прозвучать".

Цитировать
В книге Попова написано "любой из ладов можно утяжелить блюзовой ступенью".
А напомните на какой странице или в каком пункте? Все-таки данная фраза скорее всего подразумевала модальный контекст.

PS Пока я писал Pitsot дал свою версию ответа - простую, но в общем верную
« Последнее редактирование: Июня 29, 2011, 16:35:31 от eye »

Оффлайн Woland73 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 464
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вопрос про лады и блюзовую ступень.
« Ответ #3 : Июня 29, 2011, 16:47:05 »
Большое спасибо обоим. Буду думать-осваивать дальше.

Да..и возможно это прольет немного свет. Я пользовался методом который тут объяснял товарищ Uragit,где то темка у него тут должна быть.
Eye - очень нравится читать ваши ответы. После них хочется все обмозговать и понять.

eye, , это пункт 108.Страница 72 у меня.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Вопрос про лады и блюзовую ступень.
« Ответ #4 : Июня 29, 2011, 16:53:15 »
это пункт 108.Страница 72 у меня.
Да, это модально-роковый контекст. Тоника лада совпадает с тоникой тональности (случаи 1 или 3).

... и добавил:

товарищ Uragit,где то темка у него тут должна быть.
По большому счету его способ не годится для реального понимания и освоения ладов. Только если для первичного интуитивного знакомства с ладами и упрощенного нахождения аппликатур, оставаясь в общем-то "слепым" - играешь по слуху один и тот же мажорный звукоряд принимая за тонику разные ступени...
В общем, то, что нужно начинающим. Но стоит сделать шаг в сторону, как с этим сабжем - возникают проблемы.
« Последнее редактирование: Июня 29, 2011, 17:10:34 от eye »

Оффлайн Woland73 Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 464
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Вопрос про лады и блюзовую ступень.
« Ответ #5 : Июня 29, 2011, 17:13:22 »
Да я уже тоже начал замечать небольшие проблемы. Основная -это то что общая картина очень неполно складывается. Но по крайней мере его метод мне позволил перечитать книгу Попова под другим углом и многое именно уже понять оттуда.
Будем дальше разбираться.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Вопрос про лады и блюзовую ступень.
« Ответ #6 : Июня 29, 2011, 18:02:51 »
Woland73, да, старайтесь читать много разных книг параллельно по изучаемой теме.
Даже в Евангелие не случайно одно событие описано 4 раза по-разному  четырьмя разными авторами. При том, что никто из них не врет.