Автор Тема: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.  (Прочитано 1541 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ariel The Great Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7003
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Я говорю о современной системе октав. Взять ля первой октавы и ля второй октавы - чисто физически это будут звуки совершенно разной частоты, но слух их как-то нивелирует, что ли. Взять извлечение той же октавы, ноты сего интервала даже звучат как-то похоже, но ведь звуки разной частоты, но на слух они как-то "родственны", что ли. Что это? Врождённая и весьма интересная реакция нашего слуха на звуки определённых частот или слуховое восприятие просто "подстраивается" под систему октав.

Оффлайн Overrrdrive

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1911
  • I love DIY.
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #1 : Января 28, 2013, 10:23:04 »
Ariel The Great, октава - удвоение частоты

Оффлайн Ariel The Great Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7003
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #2 : Января 28, 2013, 10:24:32 »
Ariel The Great, октава - удвоение частоты
И что? Хоть удвоение, хоть утроение - это субъективная система. Будть у нас какая-нибудь восьмеричная система, то это было бы уже не красивое удвоение частот, но суть осталась бы та же - слуху плевать на математику и оно реагирует особым образом на определённые частоты, не зная их математической зависимости.
« Последнее редактирование: Января 28, 2013, 10:26:53 от Ariel The Great »

Оффлайн Очень Прохожий

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 96
  • Зарегистрированный
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #3 : Января 28, 2013, 10:32:40 »
в любой системе счисления 880/440 = 2, ну кроме двоичной, где 880/440 = 10.

вообще абсолютное значение от системы не зависит.4


Оффлайн Ariel The Great Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7003
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #4 : Января 28, 2013, 10:37:01 »
И вот ещё момент: интересно, китаец там, например, или араб тоже посчитают ноты интервала октавы "родственными" по звучанию?

... и добавил:

в любой системе счисления 880/440 = 2, ну кроме двоичной, где 880/440 = 10.

вообще абсолютное значение от системы не зависит.4
Слух всё-равно математику не знает. :pardon:

Оффлайн Очень Прохожий

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 96
  • Зарегистрированный
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #5 : Января 28, 2013, 10:47:42 »
это особенность любого уха, хоть китайского, хоть немецкого

для квинты отношение частот будет 3/2, для кварты 4/3, для большой терции 5/4. Поэтому интервалы и звучат.
Правда равномерно темперированый лад (или как он там правильно называется) "чуть-чуть" расходится с чистыми дробями.

... и добавил:

Слух всё-равно математику не знает. :pardon:

не знает, но ощущает. В зависимости от человека, кто-то слышит очень хорошо, кто-то хуже, но в массе такие чистые интервалы ощущают спинным мозгом все

Оффлайн Ariel The Great Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7003
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #6 : Января 28, 2013, 11:01:18 »
Очень Прохожий, начнём с того, что само понятие Герца субъективно. 1 Гц - 1 колебание в секунду, В СЕКУНДУ, что тупо удобно для человека, будь вместо секунды другое понятие времени, были бы и другие частоты для октав. В вики интересное прочёл, что в спокойном состоянии у человека сердце бъётся с частотой 1 Герца, может, потому он и стал стандартом из-за этой корреляции. И что, всё мироздание построено на человеческой анатомии?! Да ну, это слишком антропоцентрично.
« Последнее редактирование: Января 28, 2013, 19:39:07 от Ariel The Great »

Оффлайн Очень Прохожий

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 96
  • Зарегистрированный
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #7 : Января 28, 2013, 11:07:49 »
Важны только соотношения между нотами в ряду, все в итоге сводится к простым дробям - 3/2, 4/3, 5/4. Ноги всего остального растут отсюда

Видимо, т.к. мы можем только выдвигать предположения аб алгоритмах работы мозга, мозгу частотный анализ таких созвучий дается легче всего. Это же обуславливает и высокую устойчивость всех трех перечисленных ступеней в классической теории. 

У меня в покое сердце бьется с частотой 38-42 уд. в мин. Вариабильность сердечного ритма в покое настолько велика, что брать ее за основу довольно глупо. Весь мир, кроме англо-саксов в быту, использует метрическую систему. Герц это значение метрической системы. Но опять же - абсолютное значение частоты никого не волнует. От того, что в процессе эволюции Ля сместили с 435 на 440 Гц никто кроме владельцев духовых инструментов не пострадал.
« Последнее редактирование: Января 28, 2013, 17:40:36 от Очень Прохожий »

Оффлайн 1oVVa

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3186
  • UNGRACE, ELECTRIFIED, DAN DEAGH WEALCAN
    • Сессионный вокалист
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #8 : Января 28, 2013, 17:08:08 »
Цитировать
38-42 уд. в сек


Очень Прохожий, Скорее не в секунду, а в минуту.

Оффлайн Очень Прохожий

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 96
  • Зарегистрированный
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #9 : Января 28, 2013, 17:40:44 »
поправился, я действительно не колибри

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #10 : Января 29, 2013, 15:32:43 »
И вот ещё момент: интересно, китаец там, например, или араб тоже посчитают ноты интервала октавы "родственными" по звучанию?
Разумеется. Они родственны в силу объективных причин, а именно точного совпадения всех гармоник. Это совпадение не зависит ни от национальности слушающего, ни от единиц измерения частоты, ни от её абсолютного значения, оно просто есть. Для существования родственности этих нот даже сам слушающий необязателен :)


... и добавил:
Слух всё-равно математику не знает. :pardon:
Не надо ставить телегу впереди лошади. Слух и не должен знать математику, это математика (вместе с физикой) объясняет особенности слухового восприятия звука.
« Последнее редактирование: Января 29, 2013, 15:45:45 от Andrew_G »

Оффлайн Ariel The Great Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7003
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #11 : Января 29, 2013, 17:55:55 »
это математика (вместе с физикой) объясняет особенности слухового восприятия звука.
Описывает.

Оффлайн Ariel The Great Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7003
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #12 : Января 31, 2013, 17:01:34 »
Andrew_G, но не всё так просто. В той же Европе раньше была музыка, которая тогда считалась гармоничной, а сейчас полной диссонансов.

Оффлайн Andrew_G

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 814
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #13 : Января 31, 2013, 17:43:44 »
Что именно непросто? По теме, как мне кажется, я ответил исчерпывающе, но если что-то непонятно, готов раскрыть мысль.

Andrew_G, но не всё так просто. В той же Европе раньше была музыка, которая тогда считалась гармоничной, а сейчас полной диссонансов.
А не наоборот? Не могу себе представить такой музыки, может ссылочка какая есть? Или речь о нетемперированном звучании, которое может казаться фальшивоватым современному уху?


Оффлайн Ariel The Great Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7003
  • У меня нет мании величия. Великие ею не страдают.
Re: Врождённая особенность слуха и сольфеджио.
« Ответ #14 : Января 31, 2013, 19:15:17 »
Что именно непросто? По теме, как мне кажется, я ответил исчерпывающе, но если что-то непонятно, готов раскрыть мысль.
А не наоборот? Не могу себе представить такой музыки, может ссылочка какая есть? Или речь о нетемперированном звучании, которое может казаться фальшивоватым современному уху?
Было наглядно в передаче "How music works".