eye, правда ли, что блюзовая гамма возникла от того...
Вы думаете, я все знаю? )) Здесь могут быть только гипотезы.
eye,В результате возникла 5-я пониженная ступень, которая есть в аккорде 4-й ступени (субдоминанте).
Например в тональности "до" 4-я ступень - это нота "фа" и в этом аккорде "мибемоль" является малой септимой аккорда "фа" и пониженной 5-й ступенью тональности "до".
Здесь какая-то ошибка - ми бемоль - это третья низкая в До.
Пятая пониженная в До - это Gb и ее нет в аккорде F.
Поэтому рассуждения непонятны.
Есть версия, что играя аккорд "фа", архаичный блюзмен при исполнени аккорда "фа" ленился нажимать ноту мизинцем на 4-й струне, поэтому возникла пониженная 5-я ступень. Насколько это близко к истине ?
Ну, это полушуточная версия, объясняющая возникновение "доминант7-аккордов на всех ступенях - I,IV,V (не о 5-пониженной) - толстые пальцы, привыкшие к кирке и лопате, не помещались)). Насколько близко к истине - это невозможно проверить.
Насчет происхождения блюза у меня такая гипотеза (с).
Блюз родился на перекрестке культур (недаром известный фильм называется "Crossroads").
Этот музыкальный феномен возник при смешении культур - когда черных завезли в америку, "модальные" "пентатоничные" негры пели свои ладовые, монодические песни, но получили доступ к европейским гармоническим музыкальным инструментам (пиано, гитара, банджо) и "подсмотрели-подслушали" европейские аккорды, гармонии, но, естественно, услышали их по своему - не воспринимая европейскую тонально-функционального содержания.
Тоже самое могло произойти, если бы завезли китайцев с их пентатоникой. Интересно, что получилось бы, если бы привезли индийцев...
Так родился политональный феномен (или полиладовый?, тонально-модальный?) а точнее - ладовая (модальная) "минорная" мелодика (не совсем минорная - просто пение было грязным, содержало "dirty tones" - недотянутые, пониженные ступени спетые хриплым голосом, это было даже не пение, а мелодекламация под аккомпанемент расстроенного пианино или гитары - рассказ о тяготах жизни) наложилась на аккомпанемент "испорченной" европейской гармонии с разрушенной функциональностью (D-S) на основе тонального мажорного лада.
Соответственно, если включить ноты минорной пентатоники (b3 - Eb и b7 - Bb) в состав аккордов, то получаются C7(Bb-b7) и F7 (Eb-b3).
Убедительного объяснения происхождения в пентатонике b5 ступени я не имею, но могу предложить вариант - низкая третья в мажорной пентатонике (Eb в До мажорной пентатонике) будет пониженной пятой в параллельной Ля минорной пентатонике. Где-то читал, что b5 - это более позднее приобретение блюза, тогда возможно, что эта ступень появилась именно в минорном блюзе. Для минорного блюза характерен гармонический оборот с малым мажорным 7-аккордом на bVI ступени (в Ля миноре - аккорд F7, в котором септима - Eb=b5 для Ля). Потом эта ступень могла перенестись в мажор.